06.06.2011

В гостях у журнала «МИР MBA» побывал Денис Владимирович Карпов, генеральный директор 000 «Энергоучет сервис», окончивший в 2009 году курс EMBA. Он рассказал главному редактору журнала Юлии Зыковой, что же дало ему бизнес-образование в личностном и профессиональном плане.

   

Денис,  какую школу бизнеса  вы окончили и сколько продолжалось обучение?
Я окончил программу Executive MBA «Стратегическое управление» Института бизнеса и делового администрирования (далее - ИБДА) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (в настоящее время - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). Программа на русском языке продолжалась два года. Я выбрал модульную форму, что позволило познакомиться со слушателями из разных областей России (от Благовещенска и Сибири до южных регионов, в том числе и стран СНГ). Общение с предпринимателями из разных мест - это хорошая возможность получить более широкий опыт и знание особенностей провинциального бизнеса. В бизнес-школе также есть вечерняя форма обучения, где больше слушателей из Московского региона.

Расскажите подробнее о деловых связях, сформировавшихся во время обучения, - с кем вы учились, какое образование и опыт работы были у ваших однокурсников? Поддерживаете ли вы с ними отношения после обучения?
В группе было 35 человек, все это люди с управленческим опытом не менее пяти лет и солидными рекомендациями (кроме опыта работы в школу при поступлении требуются две рекомендации от деловых партнеров).
Состав нашей группы был примерно таков:

  • 50 процентов - владельцы и совладельцы бизнеса,
  • 25-30% - первые лица компаний,
  • 20-25 %  первые замы, финансовые директора и т.д.

Причем учились совершенно разные предприниматели, начиная от владельцев небольших фирм с количеством сотрудников до 20 и заканчивая руководителями региональных отделений банков и крупных холдингов, таких как «Русал», «Газпром», и т.д.

У нас в группе собрались люди неординарные, со всеми было интересно общаться, большинство из них - лидеры по своей натуре. Сейчас, когда  то-то из наших однокурсников приезжает в Москву, мы стараемся встретиться и пообщаться, так что раз в три - четыре месяца видимся. В бизнес-школе есть сообщество выпускников, и я регулярно получаю по электронной почте новости школы.

За два года обучения с кем-то знакомишься ближе, поэтому интересно встречаться и узнавать, что нового в их бизнесе, в их жизни. С одним из своих сокурсников я пытаюсь сейчас создать совместный бизнес.

Почему вы выбрали для получения бизнес-образования именно ИБДА? Каковы сильные стороны этой школы?
В какой-то момент я почувствовал, что достиг потолка в своем понимании того, что происходит в бизнесе, мне стало скучно на работе. Захотелось узнать что-то новое и систематизировать те знания и практические навыки, которые уже имелись. Я ознакомился с рейтингами российских бизнес-школ, выбрал первую пятерку, затем почитал информацию на форумах, съездил на День открытых дверей в ИБДА - мне понравилось и я сделал выбор в пользу этой бизнес-школы. Еще меня устраивало то, что обучение - модульное.

Конечно, обучение на программе ЕМВА в ИБДА дороже, чем в других школах, но, считаю, затраченные средства уже окупились, и не один раз.

Думаю, что сильные стороны ИБДА - практичность в сочетании с креативностью.

Были ли в программе занятия по развитию лидерских качеств, как это вам помогло в дальнейшей работе?
Да, несколько курсов и тренингов по развитию лидерства. Но самое главное на программе ЕМВА - не столько получение новых знаний, сколько то, что во время обучения появляется много новых интересных идей, которые ты можешь применить в своей практической деятельности руководителя. Данный фактор отмечали многие мои сокурсники. В бизнес-школе дают некие практические навыки, которые можно очень

быстро внедрить в работу своей компании, коллектива. Это большой плюс обучения. Я часто ловил себя на том, что, услышав во время лекций что-либо интересное, сразу же начинал обдумывать,как это внедрить у себя. Такой процесс начинается с первой же сессии.

Какие модули-программы запомнились? Чем они были полезны для вас?
Модуль представляет собой 10-14 дней интенсивного учебного процесса в течение каждого дня, затем следует перерыв на четыре - пять месяцев (в это время происходит дистанционное обучение, сдача зачетов через Интернет, выполнение плановых работ).

Всего восемь модулей и один модуль - зарубежная стажировка в Великобритании, в одном из старейших английских университетов Durham. ИБДА сотрудничает с несколькими бизнес-школами в других странах, и для разных групп зарубежные модули различны.В течение одного модуля нам читали шесть - семь каких-либо курсов. Они были разбиты на блоки (по финансам, по праву, по управлению персоналом и т.д.).

Какого типа кейсы вам приходилось решать на занятиях в ИБДА? Используете ли вы этот опыт в своей практике?
Во время обучения мы изучили порядка 120 кейсов; все они совершенно разные, большинство - из российской бизнес-практики. Что-то из этих кейсов, а также тестов я вполне могу применить в деятельности своей компании. Например, нас обучали тестам для определения уровня личного лидерства, по набору персонала, как проводить собеседование с кандидатами. Эти тесты открыли для меня новые методы проведения собеседования, вопросы, которые позволяют с большой степенью точности выявить характерные черты человека, его мотивации и т.д.

Мне запомнился следующий кейс: нам давали резюме кандидата на работу, и каждый из слушателей высказывался - кто какие выводы сделал из этого резюме. А потом руководитель давал нам страничку, на которой было конкретное описание этого соискателя, и мы могли понять, правильны ли наши предположения, затем совместно обсуждали, какие выводы можно сделать в процессе ознакомления с резюме. Проходило много групповых занятий, касающихся конкретных бизнес-ситуаций, курсы по переговорам, во время которых мы делились на группы: одни - продавцы, например, завода, с конкретными показателями и активами, другие - покупатели, и мы должны были договориться о взаимовыгодной сделке.

Также мы решали кейсы, которые разбираются в большинстве бизнес-школ и касаются деятельности международных корпораций, - например, «General Electric», «Coca-Cola», «British Petroleum» и т.д.

Насколько в ИБДА уделялось внимание командной работе? Над какими проектами вы работали в команде?
Многие кейсы, которые мы изучали, были нацелены именно на командное обсуждение и решение. Например, разработка новых продуктов или ситуации, которые подразумевали совместную работу пяти -шести человек для подготовки презентации. Около 40-50 процентов всех деловых «казусов» были ориентированы на командную работу. Нас разделяли на группы, давали время - минут 15 на подготовку и минут 20 на выступление. Каждый должен был внести свой вклад в обсуждение и решение проблемной ситуации. Самая первая дисциплина, которую нам преподавали в бизнес-школе, как раз и была «командная работа». Нам давали для решения несколько кейсов, рассказывали, какие бывают роли в команде, кто какие роли и как выполняет. Надо было подготовить презентации друг о друге и представить различные бизнес-идеи. Мне больше всего понравились ситуации, связанные с переговорным процессом, когда есть некоторое противоборство двух команд.

Кто из преподавателей школы бизнеса произвел на вас самое сильное впечатление? Какими лекциями, занятиями или чертами личности?
По моей оценке, 80 процентов курсов и преподавателей были очень интересными, ведь во многом ярким курс делает именно преподаватель. Мне запомнился профессор Сергей Владимирович Катрич, который читал правовой менеджмент, он занимательно, артистично, в лицах рассказывал о таких, казалось бы, скучноватых вещах, как трудовой или гражданский кодекс. Все очень любили его лекции. Еще запомнилась Александра Игоревна Кочеткова - она преподавала организационное поведение и организационные изменения. Совершенно неординарная личность, с очень сильной энергетикой, она умеет завести слушателей. Читали у нас и известные бизнес-консультанты - например, Игорь Альтшулер; также мне запомнился тренинг консультанта из Киева Павло Шеремета по созданию стратегических преимуществ и новых рынков.

Как изменилась ваша карьера после обучения на программе ЕМВА? Что вы можете отметить для себя важного в процессе обучения?
Я - основатель и совладелец бизнеса, поэтому, говоря о карьере, лучше сказать так: до учебы у нас было две компании, а на данный момент уже шесть, в перспективе

добавятся еще две. Обучение дало мне возможность более широко увидеть картину своего бизнеса.

На какую тему вы писали дипломную работу?
Тема моего диплома - «Развитие энергосервисной компании». Я делал итоговый проект на основе 000 «Энергоучет сервис», а на базе этого диплома разработал бизнес-план по дальнейшему стратегическому развитию предприятия, который сейчас и воплощается в жизнь. Также мы сдавали госэкзамен - стратегическое управление. Экзамен был в виде тестов, которые обобщали все пройденное нами за два года. По статистике в этой бизнес-школе примерно 10 процентов слушателей не доходят до конца обучения. В нашей группе из 35 человек пятеро не закончили.

Как повлияло обучение на ваше мировоззрение?
Учеба в бизнес-школе открыла передо мной такие новые горизонты, что я уже не только не вспоминал о скуке, но иной раз мне даже поесть было некогда. Мое понимание бизнеса развернулось на 180 градусов. Это почувствовали и мои коллеги, и мои близкие. Сотрудники, наверное, думают: «Ну вот, мы бежали в одну сторону, а теперь побежим в другую». Но изменения в компании необходимы и реально происходят. В моем восприятии бизнеса произошел качественный скачок - и это основной результат обучения. Можно сказать, что до бизнес-школы я видел картинку в бизнесе на 100 пазлов, а после - на 1000 пазлов. Школа научила меня не только применять уже готовые модели, но и самостоятельно создавать новые бизнес-модели. Обучение само по себе было мощным источником креа-тива и вдохновения. Уровень руководителя, да и вообще человека, определяется его креативностью. Чем у него больше вариантов решения задачи, тем выше гибкость мышления и глубже понимание ситуации.

Развитие бизнеса - это прежде всего развитие личности лидера. Одного без другого не бывает. После бизнес-школы я переосмыслил себя и свою жизнь целиком и привнес в жизнь много новшеств, появились новые занятия, новые интересы. Изменение взглядов на бизнес касается изменения самой личности. У меня теперь постоянно происходит внутренняя работа над собой.

Руководителем надо родиться или этому можно научиться? Какой менеджер будет для вас эффективным?
Я уверен, что каждому человеку нет необходимости задаваться целью - стать руководителем. Человек может быть счастлив преимущественно в том, что он

действительно умеет хорошо делать, в том, что ему нравится. В последние годы в образовании появилась тенденция, что все хотят стать юристами, менеджерами и т.д. Есть люди, которые предрасположены к управленческой работе, но их немного. Для меня важно расставить сотрудников так, чтобы каждый на определенном месте давал максимальную отдачу и мог бы эффективно себя проявить. Очень важно создать такую команду, в которой все дополняли бы друг друга, команду, в которой человек мог бы проявить свои положительные качества в большей степени, а отрицательные максимально компенсировать, хотя согласно теории это лишь один из возможных стилей руководства.

Денис, есть у вас хобби? Как вы отдыхаете?
Рыбалка. Это для меня - своеобразная медитация, возможность отрешиться от всех дел. На рыбалке я позволяю себе со свободной головой посмотреть на природу,

почувствовать тишину, уединение, покой. Мы отправляемся на рыбалку с палатками. Побывали в Сибири, Карелии, начинаем ездить на Алтай, хотели бы поехать на Камчатку.
 
О персоналии
Денис Владимирович Карпов
Дата рождения: 21 октября 1973 года
Город: Москва

Образование:
2007-2009 гг. - ИБДА АНХ при Правительстве РФ, «Стратегическое управление»
2002-2003 гг. - РЭА им. Плеханова, «Маркетинг»
1992-1995 гг. - Институт менеджмента ЛИНК, «Общий менеджмент»
1990-1996 гг. - Московский авиационный институт, «Аэрогидродинамика летательных аппаратов»

Опыт работы:
2005 г. - н.в. - генеральный директор ООО «Энергоучет сервис»
2000-2005 гг. - заместитель генерального директора 000 «Энергоучет сервис»
1997-2000 гг. - главный инженер ООО «ЭНЭЛЭКО-М»



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок