29.08.2016

Проректор Президентской академии, директор ИБДА РАНХиГС и президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов дал большое интервью журналу «Управление персоналом» (№8, 2016 г.)

 – Что сегодня включает в себя бизнес-образование и каковы его основные тренды?

– За последнее десятилетие бизнес-образование сделало большой скачок. И продолжает расти. В стране работает до полусотни сильных, обладающих профессиональной экспертизой школ бизнеса и менеджмента.

По нашей оценке, на их программах различного уровня и продолжительности ежегодно обучается до 100 тысяч человек. Много это или мало? Если вспомнить, что 25 лет назад мы начинали с нуля, это много. Если говорить с учетом масштабов нашей страны – мало.

Ключевым элементом бизнес-образования были и остаются программы МВА, которые в последние годы привлекают к себе все больше внимания в обществе и критики со стороны бизнеса. Иногда заслуженной, иногда – нет. Само по себе – это позитивно. Программы МВА получили общественное признание. Кроме того, с критикой программ МВА – резкой и смелой – выступают всегда те, кто эту программу не осваивал. Профессионалы, занимающиеся управленческой психологией, знают, что «резкая и принципиальная критика» – это в 90% случаев компенсация внутреннего комплекса неполноценности через агрессию. Критиковать то, что не читал, не изучал, не понимаешь, – это многолетняя привычка, выработанная еще в годы социализма. Причем, чем ниже культурный уровень и образовательный ценз критикующего (часто прикрытый купленными докторскими и кандидатскими диссертациями), тем жестче и грубее критика.

В принципе, бизнес всегда и во всем мире недоволен бизнес-образованием. И имеет на это право. Управленческое и бизнес-образование создавалось в ответ на потребности бизнеса. И должно служить интересам бизнеса. В деловой среде скорость изменений непрерывно растет. И бизнесу хочется, чтобы деловое и управленческое образование не отставало, поспевало за этими темпами. Его представители хотят, чтобы образование было в большей степени ориентированным на практику, давало практические знания, которые помогают решать проблемы «здесь и сейчас». Большинство бизнесменов приходят в бизнес-школу и говорят: «Нам нужно то, что ответит на наши вопросы сегодня. Что мы сможем уже завтра использовать в своей работе».

Мы же в бизнес-школах отвечаем, что наша цель – не дать вам готовые рецепты для решения сегодняшних проблем, а научить вас решать их самим и сейчас, и завтра. Целеполагание ведущих бизнес-школ России всегда нацелено на то, чтобы развить способность слушателей думать самостоятельно, развить их стратегическое мышление и лидерский потенциал, дать современный инструментарий для самостоятельного анализа непрерывно возникающих проблем.

Обучение на программах МВА ведущих бизнес-школ России или за рубежом по смыслу и целеполаганию сродни учебе в консерватории. Сюда должны идти только талантливые и уже в той или иной мере состоявшиеся люди. Учеба на МВА людей без серьезного опыта практической работы в бизнесе, без лидерского и предпринимательского таланта так же малоперспективна, как учеба в консерватории людей без слуха, которые еще ни разу не пробовали себя ни как музыканты, ни как оперные певцы, композиторы. МВА – это программа, где должна произойти огранка таланта, где закладывается долгосрочный фундамент для карьерного и материального роста будущих виртуозов менеджмента и предпринимательства. Здесь учат стратегическому видению, принятию эффективных решений, саморазвитию, способности работать по современной методологии, образованию команды по четырем «витаминам» Ицхака Адизеса, развитию эмпатии и потенциала лидера, скрытым пружинам мотивации коллектива на основе теории эмоционального интеллекта по Дэвиду Карузо, Дэниэлу Гоулману и Манфреду Кетс де Врис.

Здесь, на МВА, в ходе групповых и индивидуальных проектов на практике отрабатываются навыки работы по методологии «Голубого океана» лауреата Нобелевской премии, профессора Ким Чана, особенности стратегического и тактического проектирования по методу «Аджайл» (Agile) и «Скрам» (Scrum), особенности и границы их применимости в условиях различных деловых культур, их связи с корпоративной культурой в целом и способностью компании перейти от управления по целям к управлению по ценностям. И многое другое, что в совокупности формирует прорывную синергетику практико-ориентированной теории и знаний.

Здесь многое зависит не от того, чему учат сегодня и завтра, а от того, КОГО учат, КТО учит, КАК это формирует синергию результата. То есть на первое место выходят талант слушателей, профессиональные качества тех, кто преподает, а также удается ли бизнес-школе создать то, что в управлении называют «тэссит нолидж» (tacit knowledge), «скрытые или неявные знания», т. е. способность коллектива наставников сформировать у выпускников своего рода синергетический сплав умений и навыков, необходимых для управленческого рывка...

Полностью прочесть интервью можно по ссылке

Источник: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/bolshoe-intervyu-s-direktorom-ibda-ranhigs-sergeem-myasoedovym



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок