In English

Контакты Напишите нам

+7 495 937-07-47 Закажите звонок

Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

«Деловой квартал»


02.02.2009
"Нужно ли бизнес-образование в период кризиса". Статья декана ФСУ ИБДА РАНХиГС А.Н. Чеканского

Поделиться в соц.сетях

Дает ли хорошее бизнес-образование реальные конкурентные преимущества? Наверное, да. Но в период экономического подъема, подогреваемого ростом нефтяных цен, бизнес растет преимущественно за счет внешних факторов и часто, не благодаря эффективной работе менеджеров, а даже вопреки их некомпетентным действиям. В этих условиях конкурентные преимущества управленцев, имеющих серьезное специальное образование, не особенно бросаются в глаза.

В период кризиса ситуация меняется кардинально. Теперь все зависит именно от эффективности менеджмента. Некомпетентность управленческого аппарата становится губительной. Знания современных управленческих технологий и навыки их использования приобретают приоритетное значение, что, естественно, повышает значимость специального бизнес-образования.

Наверное, кризис – не лучшее время для учебы. И настроение может быть не то, и средства на оплату обучения найти сложнее. Но если обучение отложить, ваш бизнес и ваша карьера могут не дождаться лучших времен. Так что учиться лучше поздно, чем никогда.

Понимание того, что и в кризис учиться необходимо, любопытным образом отражается на рынке бизнес-образования. В целом, количество поступающих в школы бизнеса сокращается. Но если в других отраслях при общем уменьшении продаж, скажем, обуви, или одежды, возрастает доля дешевых сегментов, то в бизнес-образовании, наоборот, повышается доля относительно дорогого сегмента. Видимо те, кто все же решил учиться, несмотря на неблагоприятные условия, более ответственно относятся к выбору школы бизнеса, и не «клюют» на дешевизну. В результате в лучших школах кризис проявляется не в падении наборов, а только в снижении конкурса. В ИБДА, например, конкурс при поступлении в сентябре-декабре снизился в среднем до 1,4 человека на место, тогда как в аналогичный период 2007 года составлял 1,7.

Сейчас огромное количество учебных заведений объявляют о проведении различных антикризисных программ для управленцев, нередко ограничиваясь просто добавлением термина «антикризизисный» к названию традиционных учебных курсов. Не стоит поддаваться на дешевые рекламные трюки. Преподаватели российских школ бизнеса, так же как и российские менеджеры, в большинстве не владеют опытом работы в условиях кризиса. Поэтому создать качественную программу, обучающую эффективному антикризисному менеджменту, за два-три месяца невозможно. На это нужны годы.

В 2005 г. научным консультантом программ МВА и Executive MBA ИБДА стал ученый с мировым именем, гуру менеджмента и известнейший консультант по управлению Ицхак Адизес. Во многом благодаря его влиянию и предвидению глобальных изменений в мировой экономике, начался процесс серьезного редизайна учебных программ.

Было признано, что одним из серьезных недостатков российского бизнес-образования является недифференцированный подход к оценке возможностей использования управленческих технологий, попытки сформировать у слушателей управленческие навыки без учета изменений микро- и макроэкономической ситуации. Между тем, на разных стадиях жизненного цикла компании, как и на разных стадиях экономического цикла должны применяться отличающиеся управленческие технологии, различные их наборы. Те методы управленческой деятельности, которые эффективны на стадии подъема, могут оказаться губительными в периоды кризисов, и наоборот.

Более трех лет ушло на подготовку. Все ключевые преподаватели ИБДА прошли обучение в школах бизнеса Гарварда, Кембриджа, в Институте Адизеса в Калифорнии. И теперь ИБДА, пожалуй, единственная российская школа, чьи программы построены с учетом цикличности управленческой деятельности. Разумеется, их нельзя позиционировать как антикризисные программы. Они отнюдь не ограничиваются проблематикой антикризисного менеджмента. Они и о том, какие изменения в системе управления компаниями необходимо предпринимать после достижения дна и перехода к периоду стагнации, как уловить первые признаки начинающегося подъема и вовремя изменить свою тактику. Серьезное бизнес-образование не может ограничиваться сиюминутной потребностью. Его должно хватать надолго, желательно, на всю оставшуюся жизнь.

Важный вопрос, это возможность сочетать учебу с работой. Для тех, кто живет в Москве, занятия проводятся по вечерам. Для менеджеров из регионов существуют модульные программы с периодическими 10-12 дневными сессиями. Программа Executive МВА «Стратегическое управление» проводится также и в новом формате, удобном для многих занятых руководителей: короткие 3-дневные учебные сессии. Всего один weekend (пятница, суббота, воскресенье) в месяц. Возможно, в будущем этот формат будет распространен и на другие программы.

А тем, кто сейчас не сможет пойти учиться, предлагается принять участие в работе виртуального дискуссионного клуба ИБДА. В его рамках слушатели и выпускники всех учебных программ, а это уже более 10 тысяч действующих управленцев, обсуждают проблемы эффективного менеджмента в условиях кризиса. Делятся своим опытом, знакомятся с мнением и оценками ведущих российских аналитиков и экспертов, могут воспользоваться рекомендациями известных консультантов по управлению, в том числе, лучших преподавателей ИБДА. 


Задайте нам свой вопрос с помощью формы обратной связи

Выберите тематику вопроса

Введите символы с картинки
Обновить

Наши менеджеры ответят Вам в течение одного
рабочего дня. Спасибо!