05.02.2009

Разразившийся экономический кризис не стал полной неожиданностью ни для кого. Его настойчиво и аргументировано предсказывали большинство ведущих отечественных и мировых экспертов и аналитиков.

Они расходились только в определении сроков его прихода, длительности и глубине воздействия на экономику и повседневную жизнь. В итоге, когда долго ждешь какого-то события, то не всегда сразу замечаешь его прихода. Так получилось и на этот раз. Потрясения на мировых финансовых рынках, которые начались в августе 2008 года, не стали предвестниками кризиса и, поначалу, воспринимались как локальные события. И только глубокой осенью окончательно пришло осознание, что и нас не минует чаша сия.

Какова же была реакция бизнес-сообщества на сложившуюся ситуацию? В начале – оцепенение и настороженное ожидание дальнейшего развития событий. Но, постепенно, шок начал проходить и все начинают задаваться вопросами: «Что делать в сложившейся ситуации?», «Как уберечь свой бизнес в период кризиса?». Сложность данной ситуации обоснована, с моей точки зрения, двумя факторами.

Первый фактор – это сама природа кризиса. В начале, для объяснения текущего кризиса все эксперты начали искать аналогии в прошлом. Давались подробные анализы всех кризисов ХХ века и, исходя из этой информации, предлагались различные сценарии поведения в рамках нынешнего кризиса. Но, достаточно быстро, пришло осознание того факта, что данный кризис уникален и не имеет аналогов в прошлом. И виной тому является процесс глобализации. Это явление прочно вошло в нашу жизнь около десяти лет назад. Его обсуждали и исследовали политики и экономисты. Но мы все равно не осознавали до конца, насколько взаимосвязаны стали все процессы, происходящие в мире. Когда легкое недомогание в одном регионе мира моментально приводило к проблемам в другом. Наш мир в буквальном смысле стал единым целым. Например, в мировом финансовом секторе было внедрено много новых инструментов и инноваций, которых раньше не было. Никто не мог предсказать, чем могли закончиться подобные эксперименты. В результате, экономическая реальность превзошла экономическую теорию и никто не знает, какие действия необходимо предпринять. Поэтому сравнение с кризисом 20-х годов и, даже 70-х, было абсолютно неправомерным. А часто вспоминаемый кризис 1998 года, хоть и был серьезным испытанием, но носил сугубо локальный характер в рамках одной страны.

Второй фактор – это сложившийся управленческий менталитет нашего бизнес-сообщества. Благоприятная внешняя среда и устойчивый экономический рост в стране, во многих случаях прощали многие управленческие ошибки. Скрупулезный экономический просчет и анализ рисков во многих случаях отходил на второй план перед маячившей впереди нормой рентабельности. Огромные краткосрочные выгоды часто заставляли не думать о долгосрочных последствиях. В нынешней ситуации эта близорукость может дорого обойтись части отечественного бизнеса. Еще одним элементом этого фактора является то, что за эти годы в стране сформировался специфический слой менеджеров. Всю или большую часть своей профессиональной карьеры они провели в благоприятных условиях. О кризисе и особенностях управления в данный период они почти ничего не знают. Все их управленческие действия в предшествующий период были обращены только на получение высокой прибыли от реализуемых проектов в условиях имевшихся у них огромных бюджетов. Экономическая эффективность и целесообразность меркли перед нормой прибыли. В итоге, в условиях разразившегося кризиса у многих управленцев стала уходить почва из под ног. Жить по старому больше не получается, а делать надо многое, причем быстро.

В этих обстоятельствах, что естественно, резко возрос спрос на антикризисных менеджеров и на знания в области управления в условиях кризиса. Огромное количество монографий и статей, консультанты и коучи, а также различные тренинги практически сразу появились на востребованном рынке. Везде даются различные рецепты управления в условиях кризиса. Но в этом процессе изначально заложена одна серьезная проблема. Дело в том, что кризис рассматривается как единое целое. Вместе с тем, период кризиса - это длительный процесс со своими фазами. Можно выделить следующие стадии кризиса: начало кризиса, резкое падение, достижение низшей точки (дна), депрессия, начало подъема. Все эти стадии имеют различную продолжительность. Но, самое важное заключается в том, что системы управления и поведение менеджеров в рамках каждой стадии существенно отличаются друг от друга. В качестве аргумента в пользу данного тезиса я хотел бы привести известную и доказавшую свою эффективность методологию гуру современного менеджмента доктора Ицхака Адизеса, который уже несколько лет является научным консультантом программ в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА). Суть этой методологии состоит в том, что на разных этапах развития компании, равно как и на разных стадиях экономического цикла должны применяться различные управленческие технологии, разные их наборы. Это обусловлено тем, что методы управления, доказавшие свою эффективность на стадии подъема, абсолютно противопоказаны в период кризиса, и наоборот. Это же положение в полной мере применимо и к различным фазам в рамках одной стадии цикла. Именно поэтому системы управления на этапе резкого падения и начала подъема должны кардинально отличаться друг от друга.

Более того, характерной ошибкой управленцев является то, что их поведение в подавляющем большинстве являются реактивными, т.е. реагирующими на складывающуюся ситуацию. В то время как они должны быть проактивными – предвосхищающими будущие изменения. Система управления на одной стадии должна учитывать предстоящие изменения и готовиться к тому моменту, когда она полностью изменится вместе со стадией цикла. Учитывая все эти тонкости, можно предположить, что многие предлагаемые технологии антикризисного управления не дадут предполагаемого эффекта. Попытка решить проблемы с помощью локальных и отрывочных изменений не принесут успехов, но могут еще более усугубить ситуацию. Необходим системный подход к решению проблемы, что, неизбежно, предполагает наличие соответствующих знаний и умений. И здесь не обойтись без серьезного обучения. Я отчетливо понимаю, что в нынешних условиях это очень трудное решение, обусловленное тяжелым экономическим положением и постоянным цейтнотом времени.

Но другого пути не существует. Кстати, мировой опыт (и, отчасти российский 1998 года) показывает, что в периоды кризиса – это хороший момент для обучения и получения новых знаний. Резон здесь очень простой. Во-первых, вы вырываетесь из той рутины и цейтнота, которая сопровождает вашу повседневную жизнь в компании. Это позволяет вам взглянуть на привычные вещи под другим углом, нестандартно. Во-вторых, обучение дает уникальную возможность общения с коллегами, которые сталкиваются в своем бизнесе с аналогичными проблемами. При этом, ваши сокурсники не являются вашими конкурентами и с ними можно совершенно спокойно обсуждать злободневные проблемы. Эффективность такого способа получения знаний просто очевидна.Поставленная задача предполагает наличие на рынке соответствующего уровня учебных заведений с требуемыми программами. Это тоже непростая задача, т.к. бизнес – образование в стране развивалось по тем же законам, что и весь отечественный бизнес. А, главное, в той же ситуации эйфории от экономического роста и открывавшихся перспектив.

Но сегодня им приходится перестраиваться значительно быстрее всех остальных. И здесь абсолютно недостаточно просто добавить к названию дисциплин слово «антикризисный», или внести в отдельные курсы разделы по кризисному управлению. Более того, считаю даже вредным наличие в программах специального акцента на управленческие технологии в период падения экономики. Дело в том, что к моменту окончания слушателями программы (это произойдет через два года), экономическая ситуация поменяется и мы будем находиться в предподъемной фазе, что предполагает совершенно иные технологии. Кстати, программы ИБДА единственные в России, которые построены с учетом цикличности управленческой деятельности. Серьезное бизнес-образование не может ограничиваться сиюминутной потребностью. Это долгосрочный продукт, приносящий эффект в течение многих лет.

Должен заметить, что перестройка бизнес-образования должна касаться не только собственно учебных программ, но и всей системы обучения. В нынешних условиях многие формы обучения, популярные в недалеком прошлом, становятся малопривлекательными. Дело в том, что действующие бизнесмены при всей своей потребности в новых знаниях и технологиях, не склонны надолго отрываться от своего бизнеса. А это означает, что наиболее востребованными становятся различные модульные формы обучения, позволяющие ударно в лимитированные промежутки получать очередную порцию знаний и предполагающие серьезную самостоятельную работу под руководством опытных преподавателей. В рамках этой концепции, уже с нынешней весны в программу Executive МВА ИБДА, ориентированную на собственников и топ-менеджеров, добавлена новая для России форма обучения – weekend, предполагающая проведение занятий один раз в месяц по выходным. Эта форма позволит резко сократить потери во времени и повысить эффективность самого процесса обучения. В заключении хотелось бы сказать еще об одном.

Данный кризис развивается не только в экономике, но и в человеческих душах. Поэтому основная антикризисная терапия должна выходить за рамки уже ставшего традиционным вливания денег в экономику и ставить своей целью преобразования совсем другого порядка – излечение человеческих душ. Личностное развитие лидеров должно стать приоритетом, в первую очередь в рамках бизнес-образования.




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок