12.05.2009

Ни для кого не является секретом, что хорошее образование – это залог успешной карьеры.

Некоторые родители уверенны, что такое образование можно получить только за рубежом, однако мы с уверенностью может утверждать, что это не так. О «современном Царскосельском лицее» в интервью журналисту сайта «5 баллов» Юлии Дроздовой рассказал создатель и бессменный ректор Института бизнеса и делового администрирования, д.э.н., профессор Сергей Павлович Мясоедов.

Сергей Павлович, Вы создатель Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), расскажите, пожалуйста, что такое ИБДА?

ИБДА или Институт бизнеса и делового администрирования – ведущая бизнес школа России и одновременно – крупнейшее структурное подразделение известного государственного университета – Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Хочу подчеркнуть: ИБДА – государственная бизнес школа. Это значит, по окончании ее программ выдаются государственные дипломы, а студентам, обучающимся на вузовских программах,  дается отсрочка от армии.

В состав ИБДА входят два факультета. Это – элитный вузовский факультет (четырехлетний бакалавриат и двухгодичная магистратура по менеджменту). Факультет, наряду с менеджментом, отличает сильная международная подготовка, а также, изучение иностранного языка по программе лингвистических университетов.  На бюджетном и внебюджетном отделениях вузовского факультета ИБДА сегодня обучается свыше 500 человек. Хочу подчеркнуть, что в ИБДА подготовка на внебюджетном отделении не хуже, как в большинстве вузов страны. Она, как минимум равная, а по ряду параметров более сильная, чем на бюджетном отделении. Так, по итогам прошлогоднего набора, на нашем внебюджетном отделении каждый пятый студент был золотым или серебряным медалистом. С реальными медалями. Мы знаем, что цена медалей в некоторых удаленных и высокогорных районах бывает ниже, чем на равнине. Поэтому при малейших сомнениях, мы проверяем знания обладателей медалей, поступающих в ИБДА.

- А второй факультет?

Это факультет «для взрослых», факультет переподготовки менеджеров высшего и среднего эшелона, имеющих вузовское образование. На программах МВА, ЕМВА и профессиональной переподготовки этого факультета сегодня обучается свыше 1000 человек в возрасте от 27 – 28 до 50 и старше. Мы преподаем программы MBA как на российский, так и на европейский дипломы. Программа на европейский диплом идет частично на английском языке. По ее окончании слушатели получают государственный диплом Бельгии, и степень Еxecutive MBA Антверпенского университета, одного из старейших в Европе.

-  В чем отличия программ ИБДА от программ других институтов и бизнес-школ?

- Программы ИБДА отличаются еще, как минимум, двумя важными особенностями. Они связаны с происхождением нашего института. Это – очень сильная международная составляющая и, я думаю, что это не будет преувеличением, лучшее в стране преподавание ряда управленческих дисциплин (менеджмент, маркетинг, организационное поведение и т.д.). Почему это так? Как известно, наш институт был создан в МГИМО и в 1988 – 1994 гг. работал на рынке под названием Школа международного бизнеса МГИМО (ШМБ МГИМО). Этим объясняется то, что иностранные языки и дисциплины международного профиля традиционно преподавались и преподаются в ИБДА очень сильно. В 1994 году, по приглашению академика А.Аганбегяна, ШМБ МГИМО переехала в Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. А еще через год мы поменяли название на нынешнее –  Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА). К первоклассному преподаванию международных дисциплин добавилась общепризнанная экспертиза АНХ при Правительстве РФ в области менеджмента и переподготовки высших командных кадров страны.

По непонятным мне причинам Академию народного хозяйства при Правительстве РФ в прессе нередко путают с бывшим институтом советской торговли –  Академией им. Г.В. Плеханова. Это не верно. АНХ – не «плехановка», а  «совминовка». Она была создана в 1967 году специальным постановлением Совета министров СССР в целях переподготовки высших командных кадров для экономики. В советское время вы не могли занять пост министра или замминистра, не пройдя программу переобучения в АНХ. Среди выпускников АНХ бывшие премьер-министры России В.Черномырдин и С. Кириенко, Президент Казахстана Н.Назарбаев, бывший Президент Украины Л.Кучма и т.д. 

Именно учитывая огромный опыт АНХ в области преподавания управленческих дисциплин, мы говорим, что ключевыми компетенциями ИБДА являются международные и управленческие дисциплины.  Это отражается на профиле специализаций нашего вузовского образования (международный менеджмент, международные финансы и т.д.).

Когда в 1988 году создавалась Школа международного бизнеса, какие цели ставили перед собой ее создатели? И удалось ли ИБДА достигнуть поставленных задач?

Во-первых, мы хотели стать лучшим институтом бизнеса страны. И мы им стали. Наши программы по стратегическому и международному менеджменту являются лидерами на российском рынке.

Во-вторых, мы хотели, чтобы дипломы наших выпускников признавались во всем мире. Поэтому еще в 1993 году – первыми в России – мы начали проводить бакалаврскую программу по международному менеджменту на «двойной диплом» с Высшей экономической школой г. Роттердама. Сегодня свыше сотни выпускников нашей вузовской программы бакалаврского и магистерского уровней имеют (наряду с российским государственным дипломом) дипломы известных британских, французских, немецких, испанских, бельгийских, голландских и американских университетов.

В-третьих, мы хотели добиться международного признания. Добиться того, чтобы наш российский диплом ИБДА стал признаваемым (конвертируемым) в мире, т.е. превратился в тот самый «диплом международного образца», о котором любит писать российская пресса. И нам удалось значительно продвинуться в этом направлении. Для справки скажу, что конвертируемость дипломов сегодня помимо узнаваемости университета обеспечивает аккредитация одной из трех международных ассоциаций. Это The Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB International). Сейчас в AACSB входят порядка 500 бизнес-школ, в числе которых только 3 российские – ИБДА АНХ, ВШМБ АНХ и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящее время мы готовимся к подаче заявки на аккредитацию в этой организации. Вторая организация – the European Foundation for Management Development (EFMD). ИБДА – старейший в России член этой организации. На сегодняшний день в России по отдельным программам аккредитацию EFMD имеют Факультет менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета и МИРБИС. Мы находимся в процессе аккредитации EFMD и должны завершить ее примерно через год.  Третья организация – это AMBA International (Международная ассоциация программ МВА). В России из тысячи университетов и 150 учреждений, именующих себя школами бизнеса, только 8 школ-лидеров имеют аккредитацию AMBA. ИБДА, естественно, в числе этих восьми.

- Сергей Павлович, в каком направлении будет развиваться школа в ближайшие годы и внес ли коррективы финансовый кризис в планы развития ИБДА?

- Кризис всегда для кого-то кризис, а для кого-то – новые возможности. Естественно, мы ощутили на себе кризис. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом и готовимся вывести на образовательный рынок ряд новых программ. В процессе их подготовки мы плотно работаем с нашими выпускниками, а также с руководителями рекруторских агентств и вице директорами по персоналу ряда ведущих российских и зарубежных компаний.  Естественно, в этой связи мы пересматриваем учебные планы действующих программ, дополняем их антикризисными модулями, стремимся придать им характер того, что с легкой руки профессоров лучшей школы бизнеса Европы ИНСЕАД (Фонтенбло), называется «pro-cycling provisioning» или подготовки к следующей фазе экономического цикла. 

Я думаю, что применительно ко «взрослому образованию» мы выйдем на осенний набор с сильно модифицированным программным рядом. Так, в частности, следуя совету наших выпускников, мы завершаем работу над уникальной программой формата МВА, обучение на которой можно будет проходить по частям. Причем выбирая среди модулей в первую очередь те, которые наиболее актуальны для вашего бизнеса именно сегодня. Условное название этой программы – «Лего-МВА» или «МВА-конструктор». До последнего времени такой подход применялся при дистантной форме обучения. Наше отличие состоит в том, что нам удалось сохранить недистантный формат программы, включая ее важнейшую смысловую компоненту – активный обмен реальным управленческим опытом в аудитории.

Для слушателей уровня ЕМВА и выше мы готовим десятидневную программу переподготовки для руководителей. Она разрабатывается совместно со школой бизнеса Кембриджского университета.  (4 место в Европе по рейтингу «Файнэншл Таймс»). Аналогов такой программы сегодня на российском рынке нет. Не раскрывая ее содержания, отмечу лишь, что она делает сильный акцент на развитие эмоционального интеллекта лидера, его способности к эмпатии и убеждению. В программе, среди прочего, планируется активное использование методов убеждения, используемых в рамках знаменитой системы Станиславского.

Что касается первого высшего образования – то здесь мы продолжим наш курс на тотальное повышение качества. Мы готовимся аккредитовать наши программы первого высшего образования в ЕФМД, искать новых партнеров для работы по проекту «двойной диплом», открывать новые направления деятельности. Мы уверенны, что нынешний финансовый кризис произошел не только потому, что существовали финансисты-жулики, но и потому, что целому ряду финансистов, особенно работающих на международной арене, элементарно не хватало грамотности, потому что их готовили во времена, когда мировая экономика существенно отличалась от нынешней. Это относится как к зарубежным, так и к российским финансистам, работающим на мировом рынке. Такой же точки зрения придерживаются и наши европейские и американские партнеры.

Именно поэтому в настоящее время мы совместно с одним из ведущих университетов Северной Каролины приступили к разработке нового профиля нашего бакалавриата и магистратуры. Этим профилем (специализацией) будет международный финансовый менеджмент. При этом наш наиболее популярный сегодня профиль (специализация) – международный менеджмент, естественно, сохранится. Обучение по профилю международных финансов будет отличать наше традиционное углубленное изучение иностранного языка. Одновременно определяющее внимание будет уделено количественным дисциплинам: математике, математической и экономической статистике, методам оптимизации принятия управленческих решений,  бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту. Причем акцент при изучении этих дисциплин будем делаться на их международные и глобальные компоненты. 

Мы рассчитываем, что в ближайшие два – три года эта программа будет, не только создана, но и «переведена» на английский язык. То есть, мы планируем, что проводиться она будет совместными усилиями российских, европейских и американских специалистов на английском языке. И нам хотелось бы, чтобы это программа вошла в карусель «двойного диплома».

Родители наших абитуриентов часто спрашивают меня, что я думаю о проектах «двойной диплом» и болонском процессе в условиях продолжающейся «утечки умов» из России на Запад.  Я не являюсь экспертом в области физики, математики и других естественных наук. Что же касается хороших программ «двойной диплом» по менеджменту, то я берусь утверждать, что применительно к ним проблема «утечки умов» в последние годы сильно преувеличена. Опросы наших студентов показывают, что количество тех из них, кто по окончании учебы хотел бы уехать работать за рубеж входит в зону статистической погрешности (5 – 6%). Остальные же планируют «получить первоклассное образование, успешно работать в России и ездить в туристические поездки по всему миру».   

- Кризис – одна из самых животрепещущих тем в последнее время. Он внес изменения на рынке труда – студентам и выпускникам вузов стало значительно сложнее устроиться на работу, касается ли эта проблема Ваших выпускников или же работодатели, не смотря ни на что, готовы принимать их на работу.

- Да, финансовый кризис естественно затрудняет трудоустройство. У ИБДА есть компании-партнеры и с их помощью мы пытаемся оказывать посильную помощь нашим выпускникам, как первого высшего образования, так и программ взрослого образования, в трудоустройстве. Хотя это, естественно, не всегда удается. Вместе с тем, я должен сказать, что, наверное, нам везет – к нам приходят очень сильные ребята, которые очень не плохо устраиваются на работу сами.

- Сергей Павлович, с Вашей точки зрения, в чем принципиальное отличие ИБДА от конкурентов (например, МГИМО, МГУ, ГУУ, РЭА им Плеханова)?

- Вы знаете, мы не считаем лучшие бренды страны нашими конкурентами. У нас есть своя маркетинговая ниша. Мы маржиналисты – мы находимся на марже между двумя ключевыми компетенциями – международным бизнесом и управлением. И здесь, мне кажется, мы являемся лидерами. Кроме того, институт сравнительно не велик: около 1500 студентов и слушателей. Поэтому нас нельзя сравнивать с крупными университетами и академиями. Они решают много задач, имеют ряд специальностей и специализаций. Если хотите, они работают, как крупные образовательные супермаркеты национального значения. Тогда как ИБДА – это небольшой бутик в составе крупного и известного университета – АНХ при Правительстве РФ. Нельзя сравнивать ГУМ и ювелирный бутик. 

Мы принимаем порядка 80 человек на программу бакалавриата и порядка 30 человек на программу магистратуры. Эти цифры более внушительны применительно к «взрослому образованию», но и там мы не стремимся быть самыми большими количественно. Мы видим ИБДА – в образе своего рода пушкинского лицея, только перенесенного в наше время. Где студентов немного. Но где их всех знают, о них заботятся, им создают условия для работы, соответствующей их индивидуальным наклонностям и интересам. Впрочем, где их жестко заставляют работать над собой и, если они к этому не готовы, то не менее жестко отчисляют. Как известно, у нас при довольно высоком конкурсе и большом проценте отличников довольно большой процент отчислений. На вузовских программах мы не гарантируем ни бюджетникам, ни внебюджетникам, спокойной жизни в течение 6 лет.  В год мы отчисляем от трех до семи человек, и это при наших небольших приемах (70 – 80 человек).

Отчисляем мы и взрослых менеджеров, которые считают, что заплатив деньги за программу МВА и ЕМВА можно не ходить на занятия или не сдавать экзамены. Качественное образование – этот наше кредо.

Как я уже отмечал, нашей сильной стороной является языковая подготовка. Особенно на вузовской программе. По уровню языковой подготовки по английскому мы не уступаем ни одному лингвистическому вузу страны. Четыре часа английского в день в течение почти всего срока обучения – наши студенты знают, что выдержать это непросто. И все же мы готовим не лингвистов (как в лингвистических университетах) и не дипломатов (как в МГИМО), а менеджеров, управленцев, предпринимателей. Наша сила состоит именно в сочетании двух компетенций – наш институт заканчивают сильные энергичные ребята, способные работать в коллективе, способные возглавлять коллектив, подстраиваться под команду, брать на себя ответственность и принимать решения. При этом они свободно владеют английским языком (а в ряде случаев и еще 1 – 2 другими языками), компьютерными технологиями, а также свободно и раскрепощено чувствуют себя как в российской, так и в международной деловой среде.

- Если говорить о двухуровневой системе образования. Как Вы считаете, выпускники бакалавриата это – полноценные специалисты или же им все-таки не хватает обучения в магистратуре?

- Мы учим бакалавров с 1993 года, соответственно, у нас уже состоялось 11 выпусков и пока мы ни от одного из наших выпускников не слышали, что ему не хватает специалитета. Вопрос не в дипломе, а в том насколько тот или иной вуз страны готов обеспечить плотную загрузку студентов и высокий образовательный стандарт качества. Согласно данным статистики, 65% выпускников российских вузов работает не по специальности. Специальность в вузах дают начиная с 3-его курса. На 5-ом курсе на дисциплины специальности приходится 90 процентов времени. Если 65% выпускников потом по этой специальности не работают, спрашивается, зачем был затрачен лишний год? Куда ушли денежные и временные ресурсы?

Обычное возражение по поводу бакалавриата: «Чему можно научить за 4 года»? Надо сказать, что постановка вопроса для меня звучит странно. «Тот, кто не в состоянии ничему научить за 4 года, не в состоянии будет научить ничему и за пять и за шесть лет». Проблема в слабости стареющего преподавательского состава, подготовленного в другое время. Проблема в том, что молодые и толковые выпускники вузов не хотят идти на педагогическую работу. И это проблему надо решать. Но эта проблема выходит за рамки спора о 4-х или 5-и летнем образовании.

- После окончания бакалавриата перед молодыми специалистами стает выбор – продолжить образование или же начать строить свою карьеру. С Вашей точки зрения, какой путь более правилен?

- С моей точки зрения оптимальный путь – это продолжать обучение и одновременно начинать работать. Мы специально так строим занятия на магистратуре, чтобы студенты могли работать,  хотя и не полный рабочий день. Так организовано двухуровневое образование в большинстве стран мира. Я не берусь утверждать, что этот рецепт годится для математиков или для физиков. Я не специалист, и допускаю, что там этого делать ни в коем случае нельзя. Хотя от выпускников Физтеха, когда они мне рассказывали об обязательной практике на старших курсах, я слышал обратное. Но если говорить о менеджменте, утверждение о том, что начиная с определенного уровня сочетание практической работы и учебы полезно и для того и для другого, абсолютно справедливо. Менеджмент – это не производство железок на предприятии под лозунгом развития промышленности, это умение организовать работу с людьми. И чем раньше ребята начинают работать с людьми, тем интереснее для них становится теория менеджмента, тем легче они ее усваивают. Поэтому я считаю, что самый лучший вариант – это учеба в магистратуре с параллельной работой. 

Альтернатива – работа без учебы в магистратуре. А вот если ребята учатся в бакалавриате, а потом в магистратуре и нигде не работают – они откладывают карьеру на 6 лет. Что в условиях научно-технической и информационной революции может оказаться для карьеры губительным.   

- Какое конкурентное преимущество дает программа «двойной диплом» выпускникам ИБДА?

- Термин «двойной диплом» означает, что ребята учатся два года в России в ИБДА АНХ, а потом уезжают на два года либо во Францию, либо в Англию, либо в Голландию – это наши три основных партнера. Там они учатся еще два года и в случае успешной учебы возвращаются к нам с дипломом конкретного, хорошо позиционированного европейского университета. После этого они доучиваются у нас еще полгода и получают государственный диплом Академии народного хозяйства при Правительстве России. Аналогичную систему мы создали и в рамках нашей магистратуры, только там нам удалось продвинуться значительно дальше – нашу программу в значительно большей степени признал ряд университетов в Европе.  Поэтому нашим студентам достаточно обучиться за рубежом всего один семестр, чтобы получить европейский Болонский магистерский диплом. Пока десятки вузов страны спорят надо или не надо переходить к Болонье, студенты ИБДА европейские  дипломы получают.

- Кто удостаивается чести стать преподавателем ИБДА и есть ли среди преподавателей выпускники ИБДА?

- Мы должны сказать большое спасибо руководству АНХ: нынешнему ректору Владимиру Александровичу Мао; его предшественнику, выдающемуся ученому-экономисту Абелу Гезевичу Аганбегяну – в Академии всегда существовали традиции высокой оплаты преподавателей. Это выделяло АНХ на педагогическом рынке и давало возможность привлекать к преподаванию у нас в ИБДА лучшие педагогические кадры Москвы и страны.

Сейчас у нас в институте работают две междисциплинарные кафедры, на которых преподают около 160 человек. Половина наших преподавателей – штатники, половину мы приглашаем на почасовой основе из других вузов. Нам удалось собрать коллектив сильных преподавателей-практиков и консультантов, которые одновременно успевают заниматься прикладными исследованиями и писать учебники. Не случайно большинство наших предметов обеспеченно нашими собственными учебниками.

Каждый из наших преподавателей анкетируется на условиях анонимной анкеты, по десяти пунктам от практической значимости курса до умения донести материал. Преподаватели, которые по 10-ти балльной шкале получают оценку менее 6, обычно у нас долго не работают. В этой связи феномен ведущих профессоров, чьи книги переиздавались десятки раз, и от которых студенты стонут, у нас просто не существует.

В последнее время мы все шире привлекаем к преподаванию на первом высшем образовании наших выпускников. Это связано с двумя аспектами. Во-первых, наши выпускники весьма адаптивны и несут в аудиторию самые последние знания по бизнесу. Во-вторых, значительное количество курсов на наших программах бакалавриата и магистратуры читается на английском. К сожалению, найти блестящих преподавателей, и читающих курсы на английском очень не просто. Поэтому мы взяли курс на подготовку наших собственных педагогических кадров – это наши выпускники относительно недавнего прошлого, те, кто окончил ИБДА 5 – 7  лет назад, защитил кандидатскую диссертацию или получил магистерскую степень за рубежом. Такие, как Эмиль Мартиросян (международная логистика и транспортные операции), Мария Колесникова (управление HR), Таймураз Вашахмадзе (международные финансы) и др. Это люди сравнительно молодые, их возраст вокруг 30 лет, они поработали на практике, опубликовали ряд статей и материалов, приобрели педагогический опыт и сейчас с блеском проводят занятия на английском языке. Я надеюсь, что в ближайшие два года они войдут в «европейскую карусель» и начнут на обменной основе выезжать, чтобы читать лекции в европейских университетах, а мы будем принимать ведущих преподавателей Европы, для чтения лекций здесь.

- Поддерживаете ли вы связи с выпускниками ИБДА и насколько тесные эти связи?

- Поддерживаем, поддерживаем значительно более активно, чем большинство вузов страны, но значительно меньше, чем следовало бы. За 20 лет выпускниками института стали около 15 тысяч человек. Из них с 5200 выпускниками мы имеем постоянные контакты через нашу базу данных. Мы проводим праздники института, устраиваем встречи с наиболее талантливыми из наших выпускников, потому что лучше них никто не скажет нам, что делать, чтобы сделать следующие шаги по лестнице наверх. Особенность выпускников любого вуза или школы бизнеса состоит в том, что они связаны с «Альма матер» одной целью и скованы одной цепью навсегда. Мы это понимаем. Не случайно на каждом выпуске мы желаем нашим выпускникам успеха, желаем стать настоящими этичными российскими миллионерами и миллиардерами.

Мы очень хотим, чтобы наши выпускники были успешными, потому что их успех – это наш успех. И наоборот.

Источник: http://5ballov.qip.ru/news/focus/2009/05/12/62291/




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок