10.12.2009

"Как выводить компанию из кризиса". Интервью декана ФСУ ИБДА РАНХиГС А.Н. Чеканского

На вопросы отвечает Чеканский Александр Николаевич, декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при правительстве РФ, д. э. н.

— Существуют ли какие-то общие рекомендации по выводу компаний из кризиса?

— Существуют. Они известны всем. Когда жизнь человека не складывается, нужно что-то менять. Так же и в компаниях. Из кризиса их выводят инновационные изменения.

— Какие инновации имеются в виду?

— Речь идет об инновациях в самом широком смысле слова. Это не обязательно внедрение новой техники или производственных технологий. Нужны новые управленческие технологии. Продажи падают? Может быть, нужно изменить позиционирование товаров на рынке, обновить рекламные материалы, расширить ассортимент предоставляемых услуг... Проблемы с ликвидностью? Проанализируйте богатейший арсенал современных технологий привлечения финансовых ресурсов, форм финансовых взаимоотношений с поставщиками, покупателями, методов оптимизации складских запасов и т. д. Наверняка найдете эффективное решение. Также решаются и другие проблемы.

— И, обучаясь в ИБДА, можно узнать, какие конкретно изменения необходимы компании каждого вашего слушателя?

— Показать, какие конкретно изменения нужны именно вашей компании, — задача управленческого консалтинга. У школы бизнеса иная задача. Научить слушателей самих находить верные решения для своего бизнеса.

— А этому можно научиться?

— Конечно. Для этого нужно на какое-то время оторваться от рабочей текучки, погрузиться в атмосферу инновационных идей. Послушать, что рассказывает преподаватель о новых управленческих технологиях, как, где и когда их целесообразно применять. Послушать однокурсников, как они решают аналогичные проблемы в своих компаниях, в других сферах бизнеса, потренироваться в выдвижении инновационных идей при разборе и обсуждении бизнес-кейсов. И тогда ваш собственный инновационный потенциал сам собой начинает раскрываться.

— Можете привести какие-нибудь примеры инновационных решений, сделанных слушателями или выпускниками ИБДА?

— Выпускник программы Executive MBA, известный предприниматель из Красноярска Роман Гольдман для увеличения числа посетителей на собственных АЗС пригласил на работу симпатичных девушек 18—20 лет. Одетые в желтый топик, короткую юбочку, они катались на роликах от клиента до оператора. Выручка за первые 2 месяца выросла в 7 раз! А когда начался кризис, и остро встала проблема ликвидности, Роман разработал торгово-платежную систему «внутренний круг», которая позволяет значительно увеличить денежный поток внутри системы. Слушатель программы МВА Иван Васильев разработал и представил в дипломной работе оригинальную технологию учета произведенной продукции и стимулирования персонала, благодаря которой производительность труда на его птицефабрике выросла на 24 %. И это не единичные примеры.

— А какие инновации позволяют ИБДА выходить из кризиса?

— Одну из важнейших инновационных идей подсказал научный консультант ИБДА Ицхак Адизес, всемирно известный ученый и консультант по управлению, автор теории жизненного цикла организации. Согласно этой теории, на разных стадиях жизненного цикла компании, равно как и на разных стадиях экономического цикла, методы управления должны быть разными. Управленческие технологии, оправдавшие себя на стадии подъема, часто оказываются неэффективными в период кризиса. В соответствие с этим мы за 3 года перестроили свои программы МВА и Executive МВА. Теперь они единственные в России учитывают влияние экономического цикла на управленческую деятельность, акцентируют внимание на особенностях использования управленческих технологий на разных его стадиях. Они учат не только тому, как удержать под контролем финансовую ситуацию в период кризиса, но и как вовремя увидеть первые признаки его завершения, как использовать стадию перехода от спада к подъему для завоевания и укрепления лидерских позиций. Данная инновация позволила удержать высокий спрос на программы МВА и ЕМВА даже этой осенью.

Другой пример. Россия вошла в кризис позднее Запада, и выходить из него будет позже. А значит, Запад раньше нас получает опыт борьбы с современным кризисом и опыт выхода из него. Нужно овладеть этим опытом. И с этого года мы вводим на всех программах МВА обязательные модули в лучших европейских школах бизнеса. И это без повышения стоимости.

В условиях кризиса очень сложно принимать решения о долгосрочных инвестициях, в том числе в 2-годичное обучение на МВА. Учитывая это, мы предлагаем новую технологию формирования учебных программ: МВА-конструктор. Эта технология позволяет сначала взять небольшой блок самых актуальных для вас учебных дисциплин. А потом решить, нужно ли продолжать учебу. И, если нужно, взять дополнительные учебные модули и в итоге достроить обучение до полноценной МВА.

Отнюдь не каждый руководитель, особенно в период кризиса, может оставить бизнес на 10—12 дней для поездки на учебную сессию. Поэтому, сохранив формат двухнедельных учебных сессий, мы с этого года на всех программах МВА и ЕМВА ввели формат Weekend: раз месяц одна трехдневная сессия, пятница-суббота-воскресенье.

А вот другой пример инноваций. В периоды любых потрясений, в том числе кризисов, повышается роль лидера. Лидер, организуя персонал, вытаскивает компанию из кризиса. Но лидер должен уметь убеждать, ему должны верить. Помните предание о том, как великий Станиславский кричал даже хорошим, но ошибающимся актерам: «Не верю!». Вот чтобы верили, мы в этом году включили в программу Executive MBA большой курс театральных игровых технологий лидерства, который ведет известный режиссер Александр Каневский.

Из кризиса лучше выходить вместе, перенимая опыт преподавателей, консультантов и сокурсников в хорошей школе бизнеса.




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок