Как при проверке отчетности распознать недостатки в учете. Статья Сальниковой И.Н. консультанта по налогам и сборам, члена Палаты налоговых консультантов, Европейского реестра налоговых консультантов, выпускницы совместной российско-бельгийской программы Еxecutive МВА ИБДА и школы менеджмента университета Антверпена (UAMS) (группа ЕМВА-19).


21.02.2010

Выявить ошибки в отчетности, вызванные неправильным ведением учета, нарушением требований ПБУ или учетной политики, довольно сложно.

Тем не менее действенные способы обнаружения самых распространенных искажений существуют.

Универсальных рецептов поиска методологических ошибок в отчетности нет. Пожалуй, самое верное решение – уделять больше внимания тем статьям, которые чаще всего вызывают затруднения (см. таблицу). А сделать отчетность более достоверной в целом позволят контрольные процедуры, внедренные на всех этапах ее подготовки.

Типичные ошибки

Методологические ошибки могут про¬явиться в самых разных статьях отчетности. Здесь и свернутое сальдо по счетам, и неверная классификация расходов, а отсюда – искажение себестоимости, включение отложенных налоговых обязательств в состав долгосрочной «кредиторки» и многое другое. Остановимся более подробно на тех искажениях в финансовой отчетности, которые особенно часто встречаются на практике.

Свернутое сальдо по счетам. Сворачивать сальдо по дебету и кредиту при наличии задолженности по контрагенту, но по разным счетам или договорам (субконто) нельзя. Эта достаточно типичная ошибка приводит к искажению балансовых статей (дебиторской и кредиторской задолженности) .

Не менее часто завышается сальдо по счету из-за того, что не проведен зачет по субсчетам. То есть происходит свое¬образная «зеркальная» ошибка, когда деньги, поступившие за выполненные работы, отражаются не как оплата за них, а как аванс полученный. Дебиторская и кредиторская задолженности в балансе также в итоге завышаются.

Учет забалансовых обязательств. Неполное раскрытие в форме № 5 «Приложение к балансу» данных о забалансовых обязательствах – весьма опасная небрежность. К примеру, когда речь идет о выданных обеспечениях (при их существенной величине), это чревато модификацией аудиторского заключения. Данные по строкам 950, 960 бухгалтерского баланса в части обеспечений полученных и выданных должны совпадать с данными раздела «Обеспечения» формы № 5 (соответственно по строкам «Полученные, всего» и «Выданные, всего»).

Оценку обеспечений, которая тоже вызывает сложности, можно выполнить так:

  • основные средства в залоге отражаются по остаточной стоимости (в случае изъятия залога они будут списаны именно по остаточной стоимости). Если же обеспечения отражаются по залоговой стоимости (которая зачастую выше остаточной), то это лучше указать в пояснительной записке;
  •  товарно-материальные ценности, а также ценные бумаги и иные финансовые вложения в залоге в отчетности отражаются по балансовой стоимости;
  • поручительства учитываются в сумме, определенной в договоре поручительства.

Что касается обеспечений полученных, они в отчетности отражаются по стоимости, указанной в договоре. Включать в их  состав поручительства третьих лиц перед банками за привлеченные кредиты недопустимо.

Забалансовые активы. Имущество, учитываемое за балансом, должно отражаться в форме № 5 и в самом балансе в одинаковой оценке. На деле же стоимость арендованного имущества, особенно помещений, либо вообще не показывается «за балансом», либо его стоимость приравнивается к сумме годовых арендных платежей. Такой подход неверен. Арендованные объекты основных средств должны отражаться в отчетности по стоимости, согласованной в договоре аренды.

Специфика займов. Если беспроцентные займы попадают в состав финансовых вложений, значит, в отчетности ошибка. Такие займы не обладают признаками финансовых вложений, не отвечают критериям признания активов (закреплены п. 2 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»), в частности, не способны приносить заимодавцу выгоды в будущем (кредитор получает обратно столько же, сколько передал заемщику).

Для отражения выданного беспроцентного займа должен применяться счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и отдельный субсчет, например «Предоставленные беспроцентные займы». В балансе эта дебиторская задолженность отражается по строке 230 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» или по строке 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)», в зависимости от того, краткосрочная она или долгосрочная (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Методы, проверенные практиками

Финансовые директора для выявления методологических ошибок предпочитают не сплошной контроль, а проверку по отклонениям важнейших показателей. Детально анализируются те из них, по которым расхождения между отчетным и предыдущим периодом вызывают подозрения.

Личный опыт

Лариса Береговых,
финансовый директор ООО «Глобал Деним» (Levi’s)

Для контроля достоверности финансовой отчетности финансовый директор проводит процедуру Trail Balance Review (тестовая проверка), статьи баланса и ОПУ сравниваем с итогами прошлого года (квартала, месяца), а также с бюджетом компании. При отклонениях более 10 процентов запрашиваются пояснения от службы продаж, логистики, маркетинга – на предмет событий, которые могли бы повлиять на финансовые показатели. Такой подход позволяет проверить финансовую отчетность в течение часа.


Дмитрий Мильштейн,
финансовый директор группы «Евросеть»

У нас финансовому директору наряду с отчетностью представляются  контрольные документы, позволяющие сделать выводы о возможных искажениях:

  • аналитический обзор – объяснения значительных отклонений показателей по сравнению с прошлым годом и бюджетом;
  • меморандумы по нерутинным операциям – имеются в виду необычные операции, в том числе предполагающие оценки и суждения менеджмента.
  • Сводный chek list закрытия периода включает вопросы, позволяющие отследить полноту раскрытия информации, в том числе по забалансовым обязательствам. Наконец, по наиболее сложным участкам учета представляется анализ ключевых рисков компании. Таким образом, финансовый директор может найти ответы почти на все вопросы, которые появились при проверке отчетности.

Елена Дмитриева,
финансовый директор ООО «ТК “Гард”»

Я предлагаю методом простого сопоставления показателей за текущий и предыдущий годы выявить существенные отклонения в балансе и отчете о прибылях и убытках. Оценить их прежде всего с точки зрения здравого смысла, хозяйственной деятельности. Если с учетом ситуации в бизнесе отклонение объяснить сложно, то показатель проверяется более детально: запрашивается объяснение у главного бухгалтера, подкрепляется копиями документов. В некоторых случаях будет достаточно и оборотно-сальдовой ведомости, но скорее всего придется изу¬чить такие регистры как «Анализ счета» (названия регистров приводятся в соответствии с программой «1С») на предмет наличия нетиповых бухгалтерских записей или «Карточка счета» на предмет правильности отражения хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета.


Вера Сушко,
руководитель отдела внутреннего аудита ОАО «Инмарко»
При контроле достоверности отчетности у нас в первую очередь сравниваются фактические и плановые параметры по статьям расходов в привязке к подразделениям компании. Если имеются расхож¬дения – уровень существенности в зависимости от статьи затрат варьируется от 3 до 5 процентов, – проводится детальная проверка по статье вплоть до анализа первичных документов. Так удается быстро «отловить» крупные нестандартные операции. Подчеркну, что главное для тех, кто готовит отчетность, – знание бизнеса и понимание цифр.


Довольно часто ошибки и недочеты при подготовке отчетности приводят к необходимости трудоемкой правки в ходе аудиторской проверки либо после нее. Конечно, если аудит проходит до 30 марта, компании обычно успевают внести в отчетность правки еще до сдачи ее налоговым органам.Однако если выявлены существенные расхождения, то аудиторы могут потребовать и перевыпуска отчетности. Поскольку весьма сомнительно, чтобы компании осознанно пошли на получение модифицированного аудиторского заключения, то лучше не допустить подобного развития событий.

Избежать неприятностей, по мнению практиков, позволит внедрение в процессы подготовки финансовой отчетности элементов внутреннего контроля.

Личный опыт

Дмитрий Мильштейн,
финансовый директор ГК «Евросеть»

Важно не обнаружить в финансовой отчетности ошибки, а предотвратить их появление. Для этого нужно создать эффективно действующую систему внутреннего контроля. У нас, к примеру, на каждом этапе формирования финансовой отчетности внедрены контрольные процедуры. Их выполняют подразделения внутреннего контроля, внутреннего аудита и отдел финансового контроллинга. Поэтому финансовые, бухгалтерские и налоговые риски удается минимизировать или ликвидировать вовсе.

Елена Можная,
руководитель отдела планирования и поддержки бизнеса ОАО «Инмарко»

В «Инмарко» учет ведется в нескольких базах (10 филиалах в разных регионах России), а поскольку принято быстрое закрытие, то в течение двух дней нужно не только отразить все документы в системе, сформировать все проводки, но и консолидировать результаты. Чтобы «отловить» потенциальные ошибки в локальных базах и консолидирующей системе заранее, мы разбиваем месяц пополам. За 10 дней до формирования отчетности закрываем доступ в транзакционную систему на все даты ранее 15-го числа текущего месяца. В течение 10 дней до закрытия периода специалисты отдела внутреннего аудита и руководители бухгалтерских служб проверяют первую половину месяца на отсутствие ошибок в проводках и консолидации. Особое внимание уделяется нестандартным операциям.


Источник: http://www.fd.ru/reader.htm?id=37131





Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок