In English

Контакты Напишите нам

+7 495 975-94-26 Закажите звонок

Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

e-xecutive.ru


07.05.2010
"MBA: умейте выбрать". Статья директора ИБДА РАНХиГС С.П. Мясоедова

Планируете поступить на программу MBA или EMBA? Наверняка уже просмотрели множество предложений, поняли, что именно вам надо. Но все ли вы учли? Проверьте себя!

О нюансах выбора программы и бизнес-школы рассказывает ректор ИБДА и вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

Сергей Мясоедов, ректор ИБДА АНХ при Правительстве РФ, вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования

Нередко руководители-практики, особенно пожилого возраста, говорят, что программы МВА ничего не дают. И спрос на них падает. Недавние социологические исследования показывают, что это не так. Наличие степени МВА для менеджеров, имеющих опыт практической работы, становится все более важным фактором получения престижных должностей и карьерного роста. Что же касается критики, то, во-первых, в условиях путаницы понятий программу МВА зачастую отождествляют с магистратурой и вузовскими программами высшего образования, а затем критикуют за недостатки этих программ; во-вторых, наши наблюдения показывают, что МВА обычно критикуют руководители, которые этой программы не заканчивали. Основа такой критики зачастую – это маскируемый комплекс неполноценности.

Те, кто закончил МВА, обычно этим гордятся. Во всем мире программа МВА – обязательный минимум для управленца, который хочет сделать карьеру. Не случайно исследование ООН назвало программу МВА лучшим изобретением XX века в области образования. Только я говорю о хороших программах МВА, а не о вузовских суррогатах из программ первого и второго высшего образования под вывеской МВА, которых на рынке становится все больше и больше!

Теперь о спросе. Этой весной в ведущих школах бизнеса России спрос на программы МВА практически вернулся к докризисному уровню. Характерно, что группа ведущих бизнес-школ России, в которую входит 6-8 сильных игроков, по преимуществу расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, – это школы, чьи программы расположены в верхнем ценовом сегменте рынка (я не беру в расчет заоблачных цен «Сколково», где спрос на программы имеет не вполне рыночный характер). Кроме того, на программы этих школ не берут всех без разбора. Здесь обязательно существуют серьезные входные испытания, а требования к рабочему стажу (включая опыт управленческой работы) неукоснительно выдерживается.

И это не случайно.

Чудес не бывает. Дешевая МВА – это всегда вузовские преподаватели-теоретики. Лучшие специалисты по бизнес-дисциплинам в России (Европе, США) всегда стоят дорого. Кроме того, МВА дает результат, если в аудитории идет обмен опытом. Поэтому компромисс на входе – это компромисс по качеству. Если в аудитории вместе учатся вчерашние студенты и руководители со стажем, это плохая программа МВА и выброшенные деньги потребителя.

Казалось бы, программы МВА существуют на российском рынке более десяти лет. Пора научиться отличать их от вузовских программ, даже если вуз в рекламных целях называет их так же. Однако наша практика показывает, что для значительной части потребителей продукта под названием МВА алгоритм такого выбора не очевиден. Поэтому полагаю, что будет правильно, если мы сформулируем ниже несколько универсальных правил-подсказок.

Однако до того как мы сформулируем первое правило, я хотел бы обратить внимание на то, что в отличие от программ высшего образования программы МВА в хороших бизнес-школах обычно нацелены на сравнительно узкие сегменты потребителей. И чем точнее вы определите, какой сегмент вам нужен, тем больше вероятность того, что программа поможет вам решить ваши задачи.

В этой связи выскажу несколько общих соображений.

Во-первых (и это самое простое), большинство программ МВА, сохраняя общую (дженералистскую) направленность, то есть обучая вас в первую очередь тому, как работать с людьми, организовывать людей, руководить людьми, тем не менее имеет широкую или узкую функциональную или отраслевую специализацию (маркетинг, финансы, управление продажами, рисками).

Во-вторых, существуют программы МВА и ЕМВА (Executive МВА). В хороших школах бизнеса они имеют одинаковое качество, но направлены на разные группы менеджеров и решают разные задачи.

Программы МВА, как правило, ориентируются на менеджеров линейного и функционального уровней, вплоть до начальника отдела или департамента (маркетинга, производства, финансов и так далее). У этих программ обычно есть функциональная специализация. В ее рамках особое внимание уделяется практическим инструментам (или, как любят говорить мои коллеги, инструментарию), которые используются на ведущих предприятиях. Обычно специализацию ведут практики и консультанты.

Программы уровня ЕМВА предназначены для тех, кто готовится стать или уже стал генеральным или заместителем. У всех программ ЕМВА по определению в качестве специализации выступает стратегия. Поскольку первые и вторые руководители компании уже стоят над функциями. И техника и инструментарий функционального менеджмента их уже не интересует. Для этого у них в подчинении есть специалисты. Именно в силу этого отличия линейному или среднему менеджеру программа ЕМВА зачастую оказывается не вполне интересной, не дающей практической отдачи. И, наоборот, первые лица, которые, экономя бюджет, идут на МВА вместо ЕМВА, оказываются вынуждены изучать много функциональной управленческой техники, которая им, в силу положения, уже не нужна.

Еще один момент. На российском рынке сегодня можно найти программы МВА и ЕМВА как на российский, так и на зарубежный диплом. Часто задают вопрос «что лучше?».

Ответ достаточно прост: если вы работаете в российской компании и с проблемами международного экономического сотрудничества практически не сталкиваетесь, надо выбирать российскую программу. Здесь примеры будут почти всегда российскими. Вы познакомитесь с людьми, которые работают в сходных с вами условиях, обмен опыта с ними будет для вас особенно полезен.

Если же вы работаете в зарубежной компании либо хотите работать в зарубежной компании, или, если вы работаете в российской компании, но связанной с экспортно-импортными операциями или инвестированием за рубежом, мы бы рекомендовали вам программу одной из зарубежных школ бизнеса, дающую зарубежный диплом MBA или, тем более, ЕМВА. Это расширит ваше глобальное видение, добавит вам представления о кросс-культурных особенностях ведения бизнеса в разных частях мира. Наконец, вы познакомитесь с коллегами, которые выбрали схожий с вами карьерный путь на международном сегменте рынка. И вы в дальнейшем будете обмениваться опытом и поддерживать друг друга.

Впрочем, у программ МВА и ЕМВА зарубежных школ бизнеса есть особенности, которые надо понимать с самого начала и которые делают обучение на них, как правило, более трудным.

  • Во-первых, либо все занятия, либо значительная их часть проходят на английском языке. И, если вы его не знаете, то дорога на эти программы оказывается закрыта.
  • Во-вторых, на зарубежных программах обычно труднее учиться и потому, что домашние задания больше, учебники толще, а контроль качества, который осуществляют всегда зарубежные профессора, намного более серьезен. Здесь «договориться» с профессором невозможно. За списывание карают в лучшем случае двойкой, а в худшем – отчислением.

Теперь, когда мы сказали о программах МВА, ЕМВА, российских и зарубежных дипломах, пора остановиться на общем алгоритме выбора бизнес школы и программы для вас.

Итак, как же оценивать школы бизнеса и программы МВА?

Правило первое: перед тем, как выбирать школу и программу, подумайте и ответьте себе (откровенно) на вопрос, что вы от них ждете прежде всего?

Подсказка: хорошая программа МВА должна нести три элемента:

  • глубокие знания и практические навыки, которые помогут вашей карьере;
  • диплом и бренд (статус) программы, которые должны помочь вашей карьере;
  • новые связи и знакомства, которые должны помочь вашей карьере.

Обучение на программе МВА всегда содержит эти элементы. Но качество и пропорции разнятся. О чем идет речь? Ко мне обратилась группа студентов МВА, которая предлагала внести модификацию в программу. Я спросил их: «Что для вас важнее? Знания или диплом?». Группа ответила: «Знания». Я предложил изменить программу под их требования, что означало отклонение от госстандарта, с пониманием, что это отказ и от госдиплома. Группа, подумав, не согласилась. Это означало, что госдиплом как носитель статуса был на практике не менее важен для их карьеры, чем знания.

Правило второе: чтобы давать хорошие знания и навыки по программе МВА бизнес-школа должна отработать на рынке хотя бы 7-8 лет.

Говорят, что существуют исключения. Но я их не знаю.

Почему так долго? Результаты зарубежных исследований (с которыми совпадает наш опыт) показывают, что команда преподавателей, даже составленная из звезд, чтобы «сыграться», должна проработать вместе примерно такой срок. Вспомните нашу хоккейную сборную: звезды первой величины «слетались» со всего мира, а составленная из них команда играла откровенно плохо. Могут ли пользоваться популярностью программы более молодых школ? Да, если качество программы компенсируется статусом и связями, которые для клиентов важнее.

Правило третье: чтобы качество обучения на МВА было высоким, в бизнес-школе должны работать преподаватели, чьи имена известны в стране (или в вашем регионе, если это региональная школа). В их числе должна быть серьезная прослойка из консультантов-практиков. В преподавании эти люди должны иметь собственные учебники, написанные с учетом специфики региональной (национальной) практики ведения бизнеса. Посмотрите на сайте школы на фамилии и послужной список преподавателей, на имена тех, кто ведет мастер-классы. Найдите в Интернете ссылки на их учебники. Посмотрите, это учебники для программ МВА или для первого курса вуза.

Правило четвертое: если российская школа является лидером на национальном рынке, качество ее программ должно подтверждаться международной аккредитацией, присутствием в международных рейтингах. В мире пользуется признанием всего три международные аккредитации:

  • Британской ассоциации МВА – АМВА International;
  • Европейского фонда развития менеджмента (ЕФМД) – EQUIS или EPAS;
  • Американской международной ассоциации школ бизнеса – AACSB International.

Все остальные аккредитации и сокращения из английских букв – это «от лукавого», то есть сделаны аутсайдерскими ассоциациями и о качестве не свидетельствуют.

На сегодняшний день международную аккредитацию качества программ уровня мастер/магистр (Master Level) АМВА имеют восемь российских школ; аккредитацию ЕФМД – EPAS – всего три школы. Из них на уровне Master – одна школа.

Аккредитацию AACSB в России, а она считается самой высокой и престижной, имеют только 3-4 программы МВА зарубежных школ бизнеса и всего одна программа ЕМВА. Обратите внимание: если любая российская школа говорит, что у нее есть аккредитация AACSB и не имеет программ на зарубежный диплом, эта школа дает заведомо ложную информацию (что, к слову сказать, встречается не редко).

Что дают зарубежные аккредитации и зачем их логотипы школы бизнеса помещают на свои дипломы? Три ведущие ассоциации через свои логотипы дают программам международный знак качества, что делает дипломы признаваемыми в мире зарубежных корпораций.

То есть дипломы становятся, как у нас любят говорить, документами международного образца. Выделить компактную группу аккредитованных тремя ассоциациями программ и школ в России несложно. Надо только набрать «аккредитация AACSB International», «аккредитация EPAS», «аккредитация АМВА International» и так далее.

Правило пятое: оцените статус (бренд) бизнес-школы и ее материнского университета на рынке, негласный или гласный статус диплома, а также важность этого фактора для вас. Может быть, для карьеры кого-то обучение, например, в академии при правительстве, при президенте или во вновь создаваемом федеральном университете и фиксация этого в дипломе может значить не намного меньше, чем качество учебной программы.

Для этого посмотрите, что пишут о школе бизнеса, ее программах, ее материнском университете на деловых и образовательных сайтах. Часто ли представители бизнес-школы и материнского университета дают интервью, выступают в прессе и на телевидении.

Если это зарубежная школа или университет, советуем зайти на их зарубежный сайт, оценить: это новая бизнес школа (со «свежим», недавним брендом) или университет/школа с опытом в столетия. Это играет роль. Затем стоит посмотреть: та программа, на которую вы идете в России, создана для нашей страны или существует в портфеле программ материнской школы и в Европе или США. Второе – лучше. Это «золото более высокой пробы».

Уточните, диплом, который вам дадут после обучения на российской программе зарубежной школы, полностью идентичен диплому, который получат европейские или американские студенты или там будет приписка типа «московская программа». Оригинальный диплом – понятно – лучше. Узнайте, войдете ли вы в список выпускников зарубежной школы (предусмотрена ли в начале программы официальная регистрация в зарубежном университете). Это важно. Наконец, будут ли занятия, проводимые совместно для российских и европейских (американских) студентов. Их наличие – это не только возможность обменяться опытом и завести новые знакомства, но и доказательство того, что качество программы в России и Европе (или США) рассматривается зарубежным партнером как полностью идентичное.

Правило шестое: при прочих равных, чем жестче отбор, выше конкурс и дороже программа МВА, тем более успешные, интересные и талантливые люди будут вас окружать на занятиях. А появление новых успешных и талантливых знакомых (из разных частей региона, из разных регионов или из разных стран СНГ) часто значит для вашей дальнейшей карьеры не меньше, чем полученные знания. Известно, что выпускники Гарварда добиваются высочайшего карьерного успеха не только потому, что их хорошо учат в Гарварде (хотя качество программы кране высоко), а и потому, что на учебу принимают лишь самых талантливых в бизнесе и самых успешных, и потом они помогают друг другу идти по жизни!

Поэтому всегда просите школу и программу показать вам список (отзывы) выпускников. Оцените не только то, что они говорят, но и то, в каких компаниях они работают и какие посты занимают.

Правило седьмое (последнее по порядку, но не по важности). Посмотрите и послушайте сами, спросите у добрых друзей.

Обязательно позвоните в отдел маркетинга школы (программы МВА), которая вас заинтересовала. Оцените профессионализм. Школы, которые не умеют себя продавать, ничему практическому вас не научат. Не жалейте времени и денег: постарайтесь съездить на день открытых дверей. Послушайте описание программы, посмотрите на профессоров и людей, сидящих в зале, послушайте вопросы и ответы. Задайте себе вопрос: «Хотел(а) бы я в течение двух лет учиться у этих людей и с этими людьми? Первое впечатление всегда острее, ему надо доверять. И, наконец, ведущие бизнес-школы России имеют сотни, тысячи выпускников. Найдите среди друзей выпускников программы. Послушайте их мнение и рекомендации. Вероятность того, что вы найдете хорошую МВА, а не вузовскую теорию под вывеской МВА, существенно возрастет.

Источник:  http://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1292099-MBA-i-EMBA-umeyte-vybrat 


Задайте нам свой вопрос с помощью формы обратной связи

Выберите тематику вопроса

Введите символы с картинки
Обновить

Наши менеджеры ответят Вам в течение одного
рабочего дня. Спасибо!