05.09.2010

В.: Наверное, самый главный вопрос, который сейчас волнует всех: можно ли говорить о завершении кризиса в экономике в целом и в климатической отрасли в частности?

О.: Хочу сразу заметить одну интересную особенность: когда начался кризис, все ужасно боялись этой темы, и журналисты, и бизнесмены. Теперь же это первый стандартный вопрос и, видимо, мы еще долго будем обсуждать эту тему, даже когда кризис уж точно закончится.
Конечно, говорить о том, что все уже наладилось еще очень рано. Рынок климатической техники очень неоднороден, потому что техника сильно отличается и по своему классу, и по характеристикам, и по назначению. Сейчас, благодаря наконец-то наступившему жаркому лету, техника бытового назначения (всем известные сплит-системы), продается очень хорошо. Можно сказать, что сама природа включила сильный антикризисный механизм.
Что же касается техники коммерческого использования, то здесь ситуацию определяет состояние рынка недвижимости. Все понимают, что надо завершать недостроенные объекты, чтобы не держать вложенные в них средства замороженными.

Но для этого нужны деньги, а ситуация в банковской сфере совсем не та, что была до кризиса, когда наши банки могли пользоваться западными кредитами, с удовольствием беря взаймы «там» и выдавая кредиты здесь, живя на комфортную разницу в процентах.
Теперь получать межбанковские кредиты непросто: во-первых, в Европе с ликвидностью напряженка, им самим нужны деньги.

Во-вторых, повысилась степень риска, и, несмотря на начавшийся рост, нам никто уже не спешит давать деньги, как раньше. А использовать свои собственные средства наши банки, похоже, еще не научились.

В результате никто не строит новых объектов, за исключением, разве что олимпийских объектов в Сочи. Деловая активность остается на очень низком уровне. За примером не нужно ходить далеко: в бизнес-центре, где уже полгода находится наш офис, за это время не появилось ни одного нового арендатора, здание пустует. Понятно, что никто не будет строить новые бизнес-центры, если не заселяются те, что уже построены.

Тем не менее, в секторе коммерческого оборудования у нас имеется рост по сравнению с прошлым годом. Здесь у Daikin всегда была самая большая доля рынка, и сегодня она составляет 40–50  %.

В.: А с кем вы конкурируете в потребительском секторе?

О.: По объему продаж в этом секторе на рынке лидируют две корейские фирмы, LG и Samsung, а также Panasonic китайского производства, чьи сплит системы продаются в ценовой категории от 8 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Сразу следом за ними идем мы.

Безусловно, для потребителя в отношении Daikin традиционно существует некая парадигма дорогого бренда, однако всё меняется, и сегодня наша техника уже не является такой дорогой и недоступной, какой она была несколько лет назад. У наших дилеров существует гибкая система скидок, они предлагают специальную серию, которую можно причислить к эконом-классу. При этом сохраняется высокое качество Daikin и превосходные потребительские свойства.
Эта техника доступна по цене, хотя сделана она вовсе не в Китае.

В.: И все-таки, не ушел ли потребитель от вас в низкий ценовой сегмент?

О.: Конечно, есть немало примеров того, как человек делал свой выбор в пользу более дешевой техники, не придавая значения тому, что она работает на вредном для окружающей среды 22-м фреоне и даже не является инверторной. Но с моей точки зрения это всё равно, что покупать дешевый китайский джип только потому, что он внешне похож на настоящий внедорожник. С виду и то, и другое —   «железо». Но разница всё-таки есть.

Да, наша техника стоит на рынке немного особняком. Но я бы не сказала, что для её выбора надо быть «ценителем», потому что речь идет не об искусстве. Нужно лишь немного разобраться, почитать что-то о кондиционерах, поговорить со знающими людьми. Мне очень понравились слова В.В. Путина, сказанные им на форуме «Технологии в машиностроении-2010» в Жуковском:

«Какую бы трехмерную модель головы академика Велихова мы не сделали, но все равно она пока будет уступать оригиналу. Очевидный факт».

Так и в технике: есть инновационные компании, как Daikin, которые диктуют моду в отрасли, и есть компании, которые покупают наши образцы, разбирают их до винтика, пытаясь скопировать. Но они копируют в основном внешне, и их «трехмерная модель» очень далека от оригинала.

В.: Насколько много Вам приходится работать в этих сложных условиях? Приходится ли проводить в офисе выходные?

О.: У меня было такое. Но мне очень помогли беседы с психологами и профессиональными социологами, в том числе на курсах Executive MBA, где я учусь. Например, у нас был очень интересный курс по организационному поведению, где рассказывалось о стадиях эмоционального выгорания.

Это термин, который обозначает особую личностную деформацию людей, особенно мужчин. Всё начинается с трудоголизма, который для всех окружающих выглядит как положительная черта. Человек хорошо работает, многого добивается, зарабатывает деньги, развивает свой бизнес, не спит ночами, не знает праздников и выходных. На следующих стадиях у него наступает перманентная усталость, потом подступают физиологические проблемы, затем проблемы в семье, и так далее вплоть до страшного финала — самоубийства. Пока вы еще на первой стадии, можно вернуться. Ответственность за свой бизнес — это очень важно, но нужно уметь отвлекаться. Начните с одного выходного в неделю — отключите все телефоны, проведите его с семьей за городом. Многим кажется, что невозможно уехать в отпуск, бросив свой бизнес. Но если вы не можете бросить свой бизнес даже на неделю — вы плохой руководитель.

В.:В какой пропорции Ваша деятельность делится между работой в Бельгии, где находится европейский офис Daikin, и Россией?

О.: Этот вопрос был бы абсолютно правильным, если бы задавался лет 20 назад. Сейчас практически неважно, где вы находитесь физически, откуда вы работаете — телефон, компьютер, Интернет позволяют работать где угодно. С другой стороны, живое общение с людьми никто не отменял. Казалось бы, благодаря возможности видеоконференции я могу вообще никуда не ездить и общаться со всеми, с кем нужно, не выходя из офиса. Но всех вопросов так не решить, необходимо человеческое общение. Поэтому одну неделю в месяц я провожу в Бельгии, и три недели — здесь.

В.: А где имеет большее значение человеческий фактор?

О.: Везде, его никто нигде не отменял. Дело просто в структурированности, в историческом опыте. Конечно, ведь бизнес в Европе существует десятки лет, а у нас — фактически только последние 20 лет. Там все процессы стандартизированы, меньше влияет человеческий фактор на операционном уровне. Но чем выше вы поднимаетесь по иерархической лестнице, тем выше становится роль личности. Посмотрите, как менялись многие западные компании в зависимости от того, кто ими руководит.

Успех компании рождается в правильном определении стратегии и балансе использования методов управления. Возьмите знаки ян и инь: ян  — это мужская, созидательная энергия, но если ее слишком много - это и энергия разрушения. В стадии формирования бизнеса совсем неплохо, если стратегия вашей компании будет агрессивной. Но если вы вовремя не заметите момента, когда эту стратегию надо будет поменять, у вас сработает саморазрушающий механизм. А инь воспринимается как негативное, реакционное начало. Но это и субстанция, которая взращивает, добавляет вовсе не нерешительности, но продуманности, осторожности. Роль руководителя  — найти нужный баланс, это относится и к методам продвижения продаж, и методам управления персоналом.

Все-таки наша компания, хотя и находится в Европе, остается японской, и ей свойственен взвешенный подход. Все заранее обговаривается, и внутреннее совещание часто является формальностью: решение, которое будет принято, уже заранее известно проработано и согласовано с его участниками. В этом есть масса положительных сторон.

В.: Приходилось слышать, что в японских компаниях менеджер часто тонет в согласованиях и лишен свободы в принятии решений. Так ли это?

О.: Это неправильное российское понимание того, как функционирует японская система.

У нас считают странным, когда руководитель постоянно докладывает обо всем в головной офис и постоянно с ним советуется. Но мы просто судим со своей колокольни. Мы так привыкли, потому что в России нужна сильная вертикаль, власть одного начальника, директора. То, что происходит в японской компании, говорит не о слабости руководителя или о том, что у него нет полномочий. Все идет от культуры, от принципа согласия, когда все вопросы необходимо обсудить, причем не только со своим начальством, но и со своими коллегами. После того, как ты выслушал мнение всех, и все согласились, принимается совместное решение. Волшебное слово «консенсус» как раз и означает, что решения не принимаются единолично.

В.: Вы человек, обладающий уникальным опытом работы «на обоих берегах». Как Вы оцениваете специфику российского рынка? Стал ли он уже по-европейски цивилизованным, или еще далек от этого?

О.: Россия — особая страна, и люди здесь живут особые. Посмотрите — мы называем какие-то племена нецивилизованными, а у них особых знаний и культуры может быть больше, чем у нас. Они никогда в жизни не обидят и не бросят ребенка, поскольку от этого зависит выживание их племени, а у нас, случается, детей убивают. И кто из нас цивилизован?

В России люди по-особому подходят к бизнесу, и не только к нему. У нас очень много накручено тайны, украшения, какого-то бисера, мы боимся показать собеседнику свою душу, показать реальное состояние своей компании.

У нас все любят поиграть мускулами, показать силу. Эта манера ведения бизнеса с позиции силы и недостаточное уважение партнера — наша основная проблема.

Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, ты будешь уважать и своего партнера. А, значит, ты не будешь давить нахрапом, юлить, придумывать. Мне кажется, что нам нужно учиться быть смелее и правдивее со своими партнерами, быть более открытыми. Тогда у нас будет больше доверия друг к другу, и нам будет легче работать.

В.: Какие новинки компании Daikin появились в этом сезоне?

О.: Гордость нашей линейки бытовых кондиционеров в этом году — сплит-система Emura. Это первая модель в мире, разработанная в Европе, для европейского потребителя, учитывающая тренды современного дизайна. При её разработке учитывались мнения архитекторов и дизайнеров интерьеров. По техническим показателям эта модель находится на высочайшем уровне.

Для коммерческого рынка остается актуальной предлагаемая нами система VRV, позволяющая подключить к одному наружному блоку до 64 внутренних блока. Эти блоки могут работать в индивидуально заданном каждым пользователем режиме.

Так, в системе с рекуперацией тепла одни блоки могут работать на охлаждение, а другие — на обогрев, что очень важно в случае больших перепадов температуры, или когда установлено технологическое оборудование, которое надо охлаждать даже зимой. Например, в северных регионах на одной стороне здания требуется обогрев помещений, а на солнечно стороне — охлаждение. При этом тепло, которое забирается из охлаждаемых помещение, используется для обогрева практически бесплатно.

Хотела бы сказать вашим читателям вот о чем. К сожалению, среди потребителей бытует определенная боязнь кондиционеров. Многие думают, что кондиционеры — это сквозняк, холод, что в них накапливаются и размножаются бактерии. На самом деле это ни на чем не основанные предубеждения.

Просто нужно соблюдать элементарные правила пользования кондиционером. Если на улице жара 30 °С, не надо выставлять температуру в комнате 17–18 °С. От такого перепада ничего хорошего не будет: вы заболеете, но кондиционер в этом не виноват.

Разница температур между комнатой и улицей должна лежать в пределах 7–8 °С, максимум 10 °С. Я бы также посоветовала, независимо от марки кондиционера, чистить наружный блок после того, как пролетел тополиный пух (в этот момент обычно как раз бывает похолодание). Без этого эффективность работы кондиционера резко падает: он начинает потреблять много электроэнергии, и при этом практически не охлаждает. Соблюдайте эти простые правила, и кондиционер принесет в ваш дом желанный комфорт.

ДОСЬЕ

Наталия Шестакова родилась в Москве в 1971  г., закончила факультет международной экономики МГИМО (У) МИД РФ.
Свой профессиональный путь начала в 1991  г. в Бельгии, в разное время работала в Брюсселе в частной компании, гуманитарном фонде, в банке JPMorgan Chase.
В 2004 г. Наталия пришла в брюссельский офис Daikin Europe NV, где была ответственной за продажи на территориях Великобритании,
России, Украины, Белоруссии, Кипра, и других стран.

Осенью 2006 г. направлена на работу в Представительство Daikin Europe NV в России в качестве заместителя Главы представительства. В октябре 2007 г. была назначена на должность Главы представительства Daikin Europe NV в Российской Федерации.
Владеет английским, французским и испанским языками.

Источник: http://irvispress.ru/who/natalija-shestakova-uspekh-rozhdaetsja-v-balanse/




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок