12.04.2012

«Рейтинги российских бизнес-школ: есть ли будущее?» Статья директора ИБДА РАНХиГС С.П. Мясоедова

  1. Насколько достоверна информация о российских бизнес-школах, представленная в различных рейтингах?
  2. Рейтингами каких организаций и СМИ следует руководствоваться потенциальным слушателям при выборе бизнес-школы?
  3. Возможно ли обеспечить объективность информа- ции в ходе составления рейтингов?

На сегодняшний день информация, которая дается во всех известных мне российских рейтингах без исключения, ненадежна, конъюнктурна, а нередко и откровенно претенциозна. Не стоит полагаться на нее при оценке качества программ и выборе учебного заведения. В подавляющем большинстве случаев места в рейтингах «согласовываются» с учетом того, сколько было или будет заплачено бизнес-школой или факультетом газете или журналу за рекламу. Причем нередко методология рейтинга может быть хорошей и даже одобренной известной аудиторской фирмой, но при работе по этой методологии случайно или специально допускаются неточности.

Наиболее распространенным методом получения необъективной информации является «предложение» школе-рекламодателю собрать и представить информацию, которая должна быть собрана самим СМИ через опрос выпускников. То есть, дается своего рода индульгенция на предоставление нужной школе «ретушированной» информации. И дальше мы получаем ожидаемую закономерность: казалось бы, применяется хорошая методика, а результат получается ангажированный и необъективный.

При выборе бизнес-школы лучше руководствоваться зарубежными рейтингами, где время от времени появляются лучшие российские бизнес-школы (Школа МГУ, Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС при Президенте РФ, Школа Санкт-Петербургского университета, МИРБИС и другие). Например, международным рейтингом Eduniversal, который составляется путем опроса 1000 деканов школ бизнеса мира. В нем представлено около дюжины ведущих бизнес-школ России.

Другой способ оценки качества - наличие у программ российской бизнес-школы аккредитаций одной из трех ведущих аккредитующих ассоциаций мира: AACSB International, EFMD (аккредитация — «EPAS»), AMBA International. Хочу подчеркнуть, что в мире десятки аккредитующих организаций. Но только эти три считаются эталоном качества и объективности. Не случайно те бизнес-школы, программы которых имеют эти три аккредитации, с гордостью называют себя школами «C аккредитацией Тройной короны» (Schools with «Triple Crown accreditation»).

В деле составления рейтингов возможно обеспечить объективность информации, если в разработке методики рейтингов и, что более важно для нашей страны, в осуществлении сбора информации будут участвовать с правом решающего голоса организации или эксперты, напрямую не заинтересованные в получении того или иного результата. А часть показателей рейтинга будет браться из известных и достоверных источников.
Иными словами, во-первых, если при группе по реализации рейтинга будет создан уважаемый международный наблюдательный совет, включающий
представителей крупного бизнеса, известных политиков, ученых и представителей международных аккредитующих бизнес-школы организаций.
Хочу подчеркнуть, что совет должен быть международным и состоять из известных и влиятельных людей, которые будут дорожить своей репутацией больше, чем хорошим отношением той или иной бизнес-школы или того или иного средства массовой информации. Этот совет будет контролировать, как осуществляется работа по сбору информации.

Во-вторых, в рейтинге должны учитываться показатели, которые бы отражали качество программ российских бизнес-школ и одновременно являлись бы трудно фальсифицируемыми. Например, международные аккредитации программ МВА школы в трех ведущих ассоциациях мира. Или количество выпускников школы, попавших в известные профессиональные рейтинги в течение последних 3–5 лет. Скажем, в рейтинг «1000 лучших
российских менеджеров года» по версии Российской Ассоциации менеджеров, который составляется уже почти десятилетие, и т.п. Удельный вес подобных объективных и не поддающихся подделке показателей должен быть достаточно высок.

Кроме того, было бы неплохо при составлении рейтингов осуществлять их экспертную оценку в Российской Ассоциации бизнес-образования, которая вот уже более двадцати лет объединяет крупнейшие бизнес-школы страны - от Калининграда до Хабаровска - и хорошо владеет ситуацией. Причем оценка экспертов РАБО также могла быиметь среди прочих показателей определенный удельный вес. Скажем, 15–20% из 100%.

Опубликовано в журнале "МИР MBA", № 1(04) 2012




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок