In English

Контакты Напишите нам

+7 495 975-94-26 Закажите звонок

Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

facebook.com


25.06.2013
О качествах лидера, ценностях компании и целях бизнеса в интервью Сергея Давыдова, выпускника программы MBA ИБДА

Сергей Давыдов, заместитель Генерального директора по развитию персонала ООО "ТБинформ" (входит в группу компаний ТНК-BP), выпускник программы MBA ИБДА, поделился своими впечатлениями от обучения на программе MBA, своим опытом и ответил на наши вопросы.

Для чего нужно идти учиться на MBA, а для чего нет?

Я думаю, что если управление людьми конкретного человека не интересует  независимо от сферы деятельности, то, скорее всего этому сотруднику не нужно получать это образование.

В этом случае нужно строить горизонтальную экспертную карьеру - на этом поприще можно добиться большего успеха, чем, если полезть по карьерной лестнице наверх.  В современных компаниях можно строить такую экспертную карьеру и материальная мотивация на этой карьерной ветви не будет отставать от управленческой.  В моей жизни было много примеров, когда  люди хотели больше денег и переходили на управленческие должности. Но на новой должности трудно продолжать заниматься экспертизой или решать инженерные задачи. Необходимо ставить цели, выбирать способы их достижения, создавать организационные структуры, набирать команду и мотивировать ее, а это уже совсем другие навыки и суть работы. На экспертизу же практически не остается времени.  Первоклассные инженеры терялись и не справлялись с поставленными задачами. Программа MBA, на мой взгляд, сосредоточена как раз на развитии менеджеров и нужна, прежде всего, для людей, которые строят менеджерскую карьеру.

Лидером может стать каждый?  Или это можно в себе воспитать?

Можно воспитать,  но далеко не все. Мое личное убеждение,  что лидер – это человек, у которого еще есть и врожденные способности вести за собой людей, зажигать их.  Для этого нужен талант. Под талантом  обычно понимают то, что ты делаешь легко, быстро, без видимых усилий, но при этом эффективно и качественно. Если у тебя есть такие уникальные способности,  ты, скорее всего, будешь ярким и успешным на своем поприще и, в том числе, на управленческом. В противном случае можно воспитать в себе лидерские качества разными методиками ценой серьезных усилий, и добиться  успеха,  но стать ярким лидером, на мой взгляд, будет тяжело.

Можете ли вы подробнее рассказать, на каких ценностях строится работа в вашей компании?

У нас в компании существует четыре ценности: результативность, безопасность, добросовестность, лидерство. Если человек приходит работать в компанию и принимает решения в соответствии с этими ценностями,  то он будет добиваться успеха.  Ценности должны разделяться и приниматься работниками, в противном случае компании нужно искать другого работника, а работнику другую компанию. Это, например, как в семье, где принято говорить правду, все поступают честно. Но бывают и случаи, когда другой взгляд на мир становится причиной того, что родственники перестают общаться.

Как оценивается, придерживается ли потенциальный сотрудник ценностей компании или нет?

У нас есть ряд инструментов, которые менеджеры и сами работники используют для оценки и самооценки, которые базируются на лидерских компетенциях, которые в свою очередь нацелены на поддержку ценностей.  Наиболее массовым является процесс оценки критериев личного вклада (КЛВ), от которого зависит часть годового премирования. Это, по сути, оценка не того, «что» работник делает, а того «каким способом» он добивается целей. Кроме оценки по КЛВ в компании распространены и другие способы оценки: People Review, оценка 360 и др. Но что является неотъемлемой частью любой оценки, так это предоставление обратной связи - наиболее важная часть любой оценки. Важно давать конструктивную обратную связь, чтобы она была услышана и использована работником для планирования своего развития.

Это оценивают другие сотрудник или..?

Это оценивает руководитель. Причем оценивает абсолютно экспертно. И мы не боимся субъективности, потому что  мы доросли до того, чтобы отделять  личность от рабочего поведения.

Какими качествами должен обладать лидер?

Многими, но мне хотелось бы сделать акцент на умении строить команду. У руководителя только две руки. Если у него не будет команды, он не сможет реализовывать масштабные задачи. Лидер просто обязан готовить свою команду, постоянно заботиться о том, чтобы люди росли, уметь отпускать отличных работников для того, чтобы они смогли строить свою карьеру дальше. Построение команды зачастую сталкивается с необходимостью менять людей. Такое решение всегда болезненно, но это бывает необходимо.  Как известно, плохих людей не бывает -  бывают неподходящие человеку должности.  Конечно, сначала нужно присмотреться, поговорить с этим человеком, дать обратную связь, но если не получается, то надо расставаться. Иначе цели, которые вы ставите перед собой, пострадают.

Какая основная проблема российских компаний?

Я думаю, что это среда ведения бизнеса. Именно она формирует подход собственника к ведению бизнеса. Нужно быть откровенным, в нашей стране строить долгосрочный бизнес трудно. Государство пытается сделать инвестиционный климат привлекательным, но до серьезных успехов еще далеко и это даже не моя оценка, это оценка всевозможных рейтингов нашей страны.

А какое у вас кредо успеха? Как лидер принимает то, что в чем-то он  не успешен?

Успех – сложная вещь, ее трудно оценить, потому что оценка субъективна по своей сути. Можно получить две диаметральные оценки успешности одного и того же человека из уст двух оценивающих. Есть внешние признаки успеха, но при этом внутри можно быть абсолютно неудовлетворенным. На мой взгляд, важно, чтобы эти две оценки внешняя и внутренняя не сильно отличались, тогда возникает баланс и удовлетворенность тем, что ты делаешь.

Я думаю, что перфекционизм присущ  многим, это личностная характеристика. Некоторые лидеры заставляют всех делать всё идеально, чтобы результат работы блистал.  Взять того же Стива Джобса. Сколько раз переделывались варианты  внешнего вида, созданных им «гаджетов». Он тратил безумные деньги на какие-то стеклянные лестницы в apple store, покраску станков на производстве в специальные цвета.  Он был лидером, но в то же время перфекционистом. Он не мог себе даже мебель домой купить, потому что не мог ее выбрать. У него было достаточно денег, но у него был пустой дом.

Есть люди, которые ставят перед собой цели, достигают их и получают удовлетворение от этого. А есть люди, которые ставят цели, достигают их, но продолжают быть недовольными результатом.  На мой взгляд, второй вариант разрушительный, особенно в современной среде, это стрессовая модель. Должна быть разрядка, должно быть удовлетворение. Если у тебя его нет, то ты начинаешь себя съедать.

Говорят, что цель работы любой компании – это прибыль. С другой стороны, если почитать знаменитых экономистов, то они отрицают такую постановку цели. Какая цель у коммерческой организации?

У современной компании  цели бизнеса должны быть нерыночными. В противном случае у нее не будет успеха в долгосрочной перспективе. Этому есть множество примеров. Взять хотя бы ситуацию с компанией BP и Мексиканским заливом.  Почему эта компания выжила после такой катастрофы? На мой взгляд, это произошло потому, что у нее был сформирован имидж компании добросовестно относящейся к защите окружающей среды. Они потратили колоссальные деньги, чтобы убрать последствия техногенной катастрофы и минимизировать потери. И общество это понимает, оно доверяет этой компании.

Если бы на месте  BP оказалась другая компания, я думаю, что на ней был бы поставлен крест.  Важна миссия, которая ориентирована на общественные цели. Поэтому любой бизнес должен строиться на нерыночных целях, которые должны не только транслироваться обществу в виде заявлений, они должны  подтверждаться реальными действиями.

Источник:  https://www.facebook.com/mba.ibda?sk=wall


Задайте нам свой вопрос с помощью формы обратной связи

Выберите тематику вопроса

Введите символы с картинки
Обновить

Наши менеджеры ответят Вам в течение одного
рабочего дня. Спасибо!