19.02.2013

После того как принятые в 2012 году поправки к закону «Об образовании» вывели бизнес-школы из-под контроля государства, отрасль практически вышла на саморегулирование.

Год назад в России был создан общенациональный консорциум по развитию делового образования в стране, и с тех пор система развивается по законам бизнеса. О главных трендах бизнес-образования по-русски обозревателю «Известий» Марии Егоровой рассказал Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), проректор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор социологических наук, профессор.

Значимым для отрасли событием стало создание Национального аккредитационного совета делового образования России – НАСДОР. Отличительная особенность этой организации, которая приступит к переаккредитации российских программ МВА до конца этой весны, в том, что она впервые учреждена не школами бизнеса, а ведущими деловыми объединениями России, то есть ведущими объединениями работодателей: РСПП, ТПП, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией российских менеджеров, «Деловой Россией» и РАБО. Все заседания НАСДОРа открыты для представителей деловой печати страны. Кроме того, впервые принципы деятельности были поддержаны ведущими аккредитующими ассоциациями «Тройной короны»: европейской (EFMD), американской (AACSB) и английской (AMBA). Эти организации разрешили нам использовать в работе свои материалы, поэтому при разработке новых нормативов мы все больше ориентируемся на мировые стандарты. Они будут обновляться в зависимости от требований рынка.

О курсе на МВА

Очень важно, что в крупный бизнес наконец пришло осознание того, что настоящее бизнес-образование необходимо. Ведущие компании России начинают все больше понимать: подготовка менеджеров – это подготовка профессионалов. Недостаточно быть хорошим инженером, чтобы возглавлять крупный завод, а для руководства авиационным предприятием недостаточно быть талантливым авиаконструктором. Для руководящей работы людей надо специально готовить. В этой связи ведущие российские компании, в числе которых, например, Сбербанк, РОСНАНО, «Рос­атом», создают свои корпоративные университеты, которые выстраивают все более тесные связи с ведущими бизнес-школами мира и России.

О кадрах для власти

Школы управления и бизнес-центры начинают готовить не только бизнесменов, но и представителей органов государственной власти. Региональные и муниципальные правительства все чаще обращаются в ведущие бизнес-школы страны и заказывают программы бизнес-образования. Это говорит о том, что и власти постепенно разворачиваются к концепции подготовки многофункциональных менеджеров, приходят к пониманию того, что менеджмент – это универсальная наука. Не может быть отдельных правил по управлению властными структурами и частными компаниями.

Об уходе от «корочек»

Сейчас идет смена поколений тех, кто обучается по программам бизнес-образования. В основном сегодня на МВА приходит молодежь в возрасте 25–30 лет. Поскольку это поколение воспитывалось уже в пореформенной России, у них другая ментальность. Если многие люди старшего возраста нередко пытаются «зацепиться» за второе высшее образование и всеми правдами-неправдами получить/купить себе диплом даже в ущерб качеству знаний, то молодежь ориентирована именно на реальные, практические знания и навыки, тщательнее выбирает программы, очень ценит наличие там онлайнового компонента. Молодых в меньшей степени интересуют государственные «корочки». Они настроены на четко сформулированные и практико-ориентированные бизнес-программы. На профессиональный рост и эффективную работу на рынке. Это показывают наборы в ряде ведущих бизнес-школ, отказавшихся от государственных дипломов.

О перевесе в сторону гуманитариев

Если 10–15 лет назад на программах МВА, особенно Exe­cutive, там, где возраст слушателей приближается к 40 годам, доминировали физики и технари, то теперь более половины состава групп составляют гуманитарии: экономисты, юристы. То есть в руководство ведущих компаний, а потенциально – и страны, в ближайшем будущем войдут не только представители технической интеллигенции с сильно развитым левым полушарием, но и люди творческие, с развитым воображением и с гуманитарной подготовкой.

О новой специфике

Любая хорошая программа МВА должна иметь настройку на тот регион мира, в котором она работает. В последние годы ученые и консультанты-практики все больше пишут о специфике модели управления в странах, входящих в БРИКС, в том числе и в России. Отмечаются такие особенности, как более короткая перспектива стратегического планирования, высокая дистанция власти, низкая эффективность коммуникаций между топ-менеджментом и остальными уровнями управления, затрудненное делегирование, высокая степень избегания неопределенности и др. Эти особенности находят все большее отражение в программах МВА лучших школ бизнеса стран БРИКС. Что крайне важно, поскольку дает возможность приобрести понимание системных особенностей управления и получить навыки, отсутствующие в англо-саксонской модели управления. Сегодня группа ведущих бизнес-школ в государствах БРИКС проводит регулярные встречи, где мы пытаемся выработать концепцию модели менеджмента наших школ. Достигнута договоренность о создании специальных исследовательских центров, где будут изучаться компаративистские (от лат. comparativus – сравнительный. – «Известия») особенности управления в нашей группе стран. И это одна из самых современных тенденций.

О кризисе, который миновал

Рынок бизнес-образования, который, по нашим оценкам, «просел» во время кризиса 2008 года на 20–30%, в центре страны восстановился полностью, а в регионах приближается к этому. Косвенно это один из индикаторов того, что экономика страны развивается.
Однако…
Российский рынок бизнес-образования постепенно адаптируется к факту ухода государства от регулирования ключевых программ МВА. В параллель с этим идет адаптация рынка высшей школы и частично рынка бизнес-образования к программам магистратуры. Причем ни среди клиентов, ни среди институтов и университетов нет четкого понимания, что между классической магистратурой и МВА есть очень большая разница. Люди путают термины, жанры, что не лучшим образом сказывается на качестве образования. Программа магистратуры – в первую очередь теоретико-исследовательская, а программа МВА – карьеро-ориентированная и прикладная. Говоря старым языком, магистратура – это современный вариант второго высшего образования. А МВА – программа без государственного диплома, из которой убрана излишняя теория и которая может и должна давать только практические знания и навыки. К сожалению, два жанра часто смешивают.

Источник: http://izvestia.ru/news/545067




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок