In English

Контакты Напишите нам

+7 495 975-94-26 Закажите звонок

milknews.ru


14.09.2017
Стелла Святская: Нынешний потребитель чувствует себя некомфортно

Правительство утвердило стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей на период 2030 года. Роспотребнадзор в течение 6 месяцев обязан представить план мероприятий по реализации документа. Основной для регулирования сферы, где участвует потребитель, является, соответственно, Закон о защите прав потребителей. Однако, как отмечается в документе, документ постоянно меняется, что создает опасность, что потребитель может попасть в неприятную ситуацию. Особенно это касается детей и пожилых людей. Какие требуются доработки в законодательстве, чтобы потребителям было комфортно? Действительно ли потребители сейчас не защищены? Какие мероприятия должны войти в эту стратегию? Milknews обсудил эти вопросы с преподавателем Института бизнеса и делового администрировани (ИБДА) РАНХиГС Стеллой Святской.

Российская экономика на сегодняшний день испытывает на себе большое давление, и ее рост должен быть обусловлен многими факторами, в частности, ростом среднего и малого бизнеса. Изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей призваны разъяснить "правила игры для предпринимателей" и объяснить потребителям их права. Защита интересов потребителей увеличивает их уверенность и готовность тратить деньги, что приводит к росту потребления товаров и услуг, и как результат, стимулирует экономику.

Нынешний потребитель чувствует себя крайне некомфортно: на фоне инфляции и новых санкций цены продолжают расти, доходы падают, и накопления заканчиваются. Согласно данным федеральной службы государственной статистики, индекс потребительской уверенности в текущем году находится на уровне -14 пунктов, для сравнения данный показатель в Великобритании, находящейся в переходном периоде в связи с ожиданием Брэекзита, составляет -6 пунктов, а в довольно стабильной Финляндии показатель достигает + 24,5. То есть, в условиях нынешней экономической ситуации в России каждый раз планируя покупку и отдавая предпочтение тому или иному товару или услуге, покупатель теперь должен ещё более тщательно приоритезировать свои потребности и оценивать транзакционные издержки, что приводит к отказу от многих благ. Покупатель постоянно находится в поисках более выгодных условий, скидок, промо и различных акций - в FMCG секторе, по данным Nielsen, в некоторых категориях, таких как стиральные порошки, игристые вина, крепкий алкоголь, гели для душа и шоколад, более 70% объёма продаж приходится только на промо. В связи с этим, к сожалению, на рынок выходит много недобросовестных предпринимателей, предлагающих потребителю товары низкого качества, мотивируя это трудной экономической ситуацией и относительно низкими ценами на предлагаемые товары и услуги. Покупатель вынужден искать более привлекательные условия, и поиски выгодных предложений очень часто приводят его в интернет, где бизнес обладает большей гибкостью и способен предложить более низкие цены и более полный сервис. Доля e-commerce в России продолжает расти и составляет на данный момент порядка 1,1 трлн рублей, согласно данным АКИТ. Однако, несмотря на все удобства покупок в Интернете, Закон о Защите Прав Потребителей в его текущем виде не защищает интересы потребителей в сфере дистанционных покупок.

Россия, по сравнению, скажем, с Европейскими странами и США, вышла на уровень свободных рыночных отношений, поэтому для обретения определённого уровня сознательности и ответственности среди предпринимателей, должно пройти определенное время. Российским производителям и поставщикам услуг понадобится несколько лет, чтобы окончательно перестроиться. Новое законодательство должно сделать этот переход к осознанности более понятным и менее болезненным для всех участников рынка, чётко регламентировав стандарты качества.

Регулирование любых транзакций в интернете сейчас вызывает большое количество опасений, но, к сожалению, "невидимая рука рынка" по Адаму Смиту в России все ещё нуждается в контроле со стороны государства. Особенно тщательно следует подходить к предпринимателям, связанным с пищевой отраслью, где недоброкачественная продукция может наносить серьёзный вред здоровью. Огромное количество органических ферм, сервисов по доставке свежей молочной или мясной продукции и так далее не имеют четких стандартов производства, что приводит к несоблюдению санитарных норм. 

На мой взгляд, новая стратегия должна включать в себя, в целом, меры по регуляции рыночных отношений в сфере потребления товаров и услуг, в том числе, должны быть предусмотрены способы регулирования ценовой политики.

Под предлогом высоких закупочных цен и конкуренции со стороны интернет торговли, ритейлеры искусственно завышают цены и вынуждают производителей постоянно устраивать промо акции. Более того, к огромному сожалению, нередки случаи, когда ритейлеры намеренно вносят корректировки в указанную дату истечения срока годности товара, тем самым, ставя здоровье потребителей под удар.

В регуляции со стороны законодательства нуждается, в целом, право современного потребителя, которому сейчас как никогда нужна защита со стороны государства. В регуляции нуждаются не только незащищенные группы населения - дети, подростки и пожилые люди, но и все субъекты рынка. Пока стратегия представляет собой довольно большой список намерений со стороны государства, и очень большим вопросом будет, как всегда, реализация этих намерений, поэтому однозначно судить именно о качестве и продуманности этого документа пока сложно, однако конкретные шаги в сторону улучшения жизни потребителей со стороны правительства - уже крайне позитивный фактор, демонстрирующий готовность нашей страны к изменениям.

Источник:  http://milknews.ru/interviu-i-blogi/interviu-i-blogi_729.html


Задайте нам свой вопрос с помощью формы обратной связи

Выберите тематику вопроса

Введите символы с картинки
Обновить

Наши менеджеры ответят Вам в течение одного
рабочего дня. Спасибо!