С развитием рынка и бизнес-среды все больше людей приходят к пониманию необходимости стратегического планирования как собственного жизненного пути в целом, так и карьерной линии. Отсюда появляется и растущая с каждым годом популярность MBA, особенно в Москве.

Крупные и сильнейшие школы, выпускающие будущих гуру отраслей бизнеса, все более тщательно подходят к отбору поступающих (сегодня MBA - это далеко не “оплати и получи”, одна только подготовка к сдаче тестов и поступлению - зачастую отдельный этап в жизни, и не самый маленький). Более того, одно только поступление – еще не победа. В процессе учебы требуется полное погружение, выполнение множества заданий, самодисциплина, иначе потеряется смысл обучения.

Дивиденды от вложений окупаются с лихвой: это и очевидный прыжок в карьере (что привлекает как в плане статуса, так и повышения дохода), и способствующие дальнейшему развитию карьеры и бизнеса весьма полезные связи (шансов получить которые вне MBA-школы и связанных с ней мероприятий практически не представляется).

При всем этом, как и любая стремительно растущая область, требующая моральных и материальных вложений, MBA-образование обрастает рядом мифов - как позитивных, так и двояких. Сегодня мы отделим правду от вымысла и прольем свет на основные стереотипы и все вопросы, связанные с MBA и бизнес-обучением в целом.

Миф 1. Главное - заплатить, остальное само решится.

Не решится.

Да, курс MBA - платный, более того, сумма достаточно ощутимая для многих (это легко может быть и полмиллиона рублей, и миллион, и три). И при этом эта плата - не за “сервис”, когда все делают за Вас. Это плата за время высочайших профессионалов в мире бизнеса и обучения, за возможность войти в этот круг общения и получить уже структурированные знания, добываемые на “своей практике” десятилетиями, а также возможности, недоступные очень многим. И те самые шансы “оказаться в нужное время в нужном месте”.

До получения диплома добирается далеко не полный состав изначальной группы (от 10 до 15 % слушателей по различным причинам прерывают или не могут закончить обучение). Главный критерий - это тот результат, который выдает каждый слушатель на основе получаемых навыков и компетенций. Среди критериев поступления наличие стажа работы от 3 лет - так как все кейсы будут решаться далеко не только “в уме”, но и именно на вашем “живом” бизнесе. И главная составляющая выпускной дипломной работы - реальный бизнес-проект, где на практике слушатель применяет полученные знания.

Миф 2. Вот получу диплом, и кресло генерального “в кармане”.

На дипломе MBA карандашом не написана должность мечты в желаемой компании, а с вручения диплома вас не заберет служебный Bentley (если, конечно, у Вас его не было до поступления). На пути ко всему этому стоят три главных слагаемых: способности, усердный труд и щепотка везения. Диплом MBA на этом пути лишь “сажает на рельсы” (за счет тренировки необходимого системного алгоритма мышления), а “ехать" придется самому.

Помощь в трудоустройстве реализуется за счет появления необходимых для этого связей и контактов. А выбор в пользу того или иного кандидата всегда остается на усмотрение собственников конкретной компании. Поэтому всегда стоит помнить, что львиная доля результата зависит от Вас, а бизнес-школа дает для этого основу и предоставляет возможности.

Миф 3. Планы до поступления и их реализация

Данный пункт не совсем миф, так как он имеет место быть только в части случаев. Всем при поступлении необходимо написать так называемое “мотивационное эссе”, где среди прочего чаще всего описываются знания, которых не хватает для дальнейшего развития (в рамках компании для наемных сотрудников, или же развития бизнеса) и преодоления определенного «потолка». Однако в процессе обучения вместе с алгоритмом мышления в некотором роде меняется и мировоззрение, а вместе с ним - и акцент в приоритетах, и даже планы. Очень многие уже в процессе обучения понимают, что хотят выйти из найма в собственный бизнес и реализовать уже там все идеи, весь полученный спектр инструментов и подходов к управлению.

Миф 4. Если пойду учиться на MBA, мне не хватит времени больше ни на что.

На full-time формате обучения MBA такое утверждение действительно имело под собой основу. Программы были рассчитаны только на очное обучение в кампусе на протяжении 1-2 лет. В некоторых случаях для этого приходилось прощаться с компанией, в которой поступивший ранее работал (не все компании готовы ждать 2 года руководителя, даже с расчетом на усиленные компетенции).

Современные же программы достаточно гибкие. Зачастую предлагается вечерняя форма обучения, либо же weekend-формат, а в некоторых случаях - и полностью дистанционное обучение (однако же мы рекомендуем делать выбор в пользу первых двух вариантов, так как только личное присутствие на занятиях с преподавателями и сокурсниками дают те самые золотые связи для Вашего нетворкинга, а также некоторые предметы и навыки усваиваются только в процессе отработки в группах, их просто невозможно получить дистанционно).

Соответственно, MBA-обучение вполне совмещается с работой в Вашей компании. Например, в ИБДА РАНХиГС для этого еще на начальном этапе менеджеры помогают подобрать максимально подходящий к предпочтениям и рабочему ритму формат.

Миф 5. Лучшее решение - полностью “коммерческая” школа, а MBA “при ВУЗе” - теория, далекая от жизни

К счастью для “независимых” тренинг-центров и зачастую к сожалению для выпускников подобных MBA-курсов, в России сложился определенный стереотип с логикой “раз речь идет о бизнесе, то и помогать в этом должен другой бизнес”.

При этом важно учитывать, что когда речь идет о тренингах, не связанных ни с каким ВУЗом, и тем более - не аккредитованных авторитетными ассоциациями, то Вы имеете дело со следующими факторами:

    .
  • Саму структуру и содержание программы никто не контролирует и не регулирует, потому нет никакого контроля над тем, что программа даст реальный “выхлоп” (для этого процесс обучения должен подчиняться определенным принципам, давно выверенным в педагогике)
  • Аккредитация в престижной ассоциации - это длительный и сложный процесс, когда независимые от учебного заведения эксперты в области обучения MBA несколько лет проверяют учреждение на соответствие многим довольно высоким стандартам и принципам. Отсутствие такой аккредитации говорит об определенной доле самодеятельности, что неизбежно скажется на качестве результата.
  • Несмотря на то, что MBA-обучение везде имеет платную основу, в случае предложения MBA со стороны достойного ВУЗа уже сформирован довольно строгий подход к отбору участников курса. Для конечного результата обучения крайне важны два момента: преподавательский состав, а также с кем «плечом к плечу» предстоит проходить обучение, то есть состав сокурсников (ведь именно совместно с ними предстоит отрабатывать некоторые практические задачи). И здесь как в математике: результат зависит от того, умножается исходное значение на целое положительное число, либо на ноль. Обучаясь в хорошей бизнес-школе, Вы всегда получите преумножение знаний и прогресс в своей карьерной позиции.

В выборе бизнес-школы вернее будет обратить внимание на фамилии и ныне занимаемые должности выпускников, на актуальные бизнесы преподавателей (или компании, консультирующиеся с ними), а не на причастность к ВУЗу. Также важнейшим фактором качества является наличие аккредитаций, самая престижная из которых - AACSB.

Миф 6. Если MBA - то только за рубежом, остальное не даст таких знаний

Довольно примечательно выглядит хронология тенденций и результатов различных веяний в области бизнес-образования. Российские студенты “первых волн” проходили обучение именно за рубежом (в США, либо европейских школах). Однако же по возвращению обнаруживали, что западный подход (неизбежно опирающийся на западные бизнес-модели, подверженные логике и менталитету, принципам принятия решений как с точки зрения управления, так и потребления конечными пользователями бизнес-продуктов) в российской действительности мало применим (особенно, когда были попытки реализации в самом начале 2000-х).

Хотя фактически очень многое зависит от компании, в которой работает (или планирует работать) слушатель. В случае, если подразумевается деятельность в международной компании с западными «корнями», а также присутствуют хорошие языковые навыки, то западная школа MBA действительно может быть довольно подходящим вариантом (также в качестве альтернативы можно рассматривать совместные программы российских и зарубежных школ, проводящие обучение на английском и русском языках и выдающие диплом западного образца). Однако, если планируется фактическая работа в рамках российской компании, то больше полезных и применимых навыков и компетенций слушатель получит из бизнес-школы, учитывающей российские реалии.

Миф 7. Российские MBA-программы - это попытка “перевода” зарубежных курсов, которая будет несопоставима с реальностью. И вообще, в бизнес-школе меня научат набору “шаблонов” из учебников

Что касается вопроса «шаблонности» в любой бизнес-школе, сперва взглянем на положение дел на западе. Крупнейшим корпорациям при всем их механизме для выживания в динамично меняющемся рынке необходимы как раз-таки крайне нестандартно (и при этом результативно) мыслящие управленцы. В подтверждение этому вспомните хотя бы те самые вопросы для собеседований от Google (еще до того, как эти вопросы в медиа растиражировали до состояния поговорок). А для того, чтобы человек был способен вырабатывать подобные решения, ему необходимо не стандартное, а системное мышление (как раз для того, чтобы креативность была в рамках эффективности и давала необходимый качественный результат).

Если говорить о выборе российских или же западных программ, то решение во многом зависит от того, в какой компании предстоит работать (в российской или же зарубежной), а также от реального имеющегося уровня владения английским языком.

У российских бизнес-школ определенный “скелет”, схожий с общемировой практикой MBA, действительно есть. Однако, в российских MBA программах многое есть из практики именно российского бизнеса, что может помочь реальному успеху.

Поэтому если поразмышлять над фактами, окружающими реальных выпускников хороших российских MBA-школ, то становится ясно, что ни о какой “копирке” или шаблонности и речи быть не может.

Миф 8. MBA - это просто красивая корочка, престижный аксессуар. Реальная практика при приеме на работу важнее

Полностью согласимся с тем, что практика - это важнейший аспект и фундамент для компетенций управленца. При этом следует помнить, что практика - это также основная часть обучения MBA в хорошей бизнес-школе.

Однако же следует иметь в виду, что важнейшая составляющая любой хорошей MBA-программы – это практика и еще раз практика. Многие задания выполняются в рамках той компании, где работает слушатель, а также проводятся многочисленные бизнес-симуляции различных кейсов на лекциях. Все это делается для того, чтобы навыки закреплялись уже во время прохождения курса, и «проба пера» происходила тоже во время обучения, а не после. Не менее важно, что все это происходит под контролем преподавателей, которые также не понаслышке знакомы с материалом: у многих из них за плечами свой успешный бизнес либо же консалтинг для крупнейших корпораций (одним словом, навыки передаются от людей, обладающих внушительным опытом и весьма уважаемых в бизнес-сообществе).

Поэтому без MBA-образования Вы будете иметь просто опыт (и тут “как повезет”, ведь опыт тоже может быть разным и закреплять не всегда те линии поведения, которые наиболее результативны). А имея MBA за плечами - опыт, системное мышление, верные ориентиры, новые связи в бизнес-сообществе и широкие возможности.

Миф 9. MBA - это слишком дорого

В вопросе “дороговизны” всегда следует учитывать возвратность инвестиций. Согласитесь, если Вам предложат за несколько тысяч долларов курицу, несущую золотые яйца, Вы однозначно сделаете это приобретение. Особенно в том случае, когда не только российская, но даже в первую очередь общемировая и западная практика говорят о реалистичности и достижимости “урожайности золотых яиц”.

Большинство выпускников уже в рамках первого года после выпуска переходят на вышестоящие должности, либо же достигают значимого увеличения прибыли для своего бизнеса. Степень увеличения дохода, конечно же, зависит от способностей конкретного слушателя, вместе с тем есть некоторая корреляция зависимости от бизнес-школы, где проходило обучение. Например, согласно статистике опросов, выпускники программ MBA от ИБДА РАНХиГС отмечают увеличение дохода в среднем на 63% (согласно рейтингу mba.su 2020 https://www.mba.su/income_after/).

Подводя итоги

Говоря о мифах в любой области, в том числе и MBA-обучении, всегда полезно оценивать перспективность и возможности только “своим умом”, а в данном случае сам за себя говорит тот факт, что подавляющая часть “гуру” в своих областях, а также основной костяк элиты управления в стране имеют за плечами диплом MBA. С появлением и развитием хороших бизнес-школ с подтвержденными международными аккредитациями и определенной накопившейся выборкой выпускников, бизнес-сообщество все чаще в выборе ТОПов смотрит в сторону кандидатов с MBA (даже когда выбор идет из внутренних сотрудников компании).

Один из важнейших критериев качества MBA-программ – это престижные международные аккредитации, самая уважаемая из которых – AACSB (пройти ее могут единицы во всем Мире). Среди российских бизнес-школ на сегодняшний день только две школы получила такую аккредитацию – это ИБДА РАНХиГС и Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП. Аккредитация AACSB подчеркивает эффективность программ наряду с именами выпускников, все чаще звучащими в ТОПе рейтингов бизнес-сообщества. Познакомиться подробнее с программами MBA Вы можете здесь.

Учитывая, что сегодня пройти обучение можно без особого “отрыва от производства”, то вопрос получения MBA-диплома все чаще перевешивает общей массой своих плюсов, а практически все стереотипы на сегодня не имеют общего с реальностью (к слову, в основном сформированные теми, кто не имеет MBA-образования или хотя бы реального опыта общения с достойными выпускниками). А выбор, как и всегда, только за Вами.




Читайте также:

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок