03.10.2022

Контрольные органы будут включать в планы проверок только те объекты, деятельность которых связана с чрезвычайно высоким и высоким рисками, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса. Соответствующее постановление Правительства РФ подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Документ был подготовлен Минэкономразвития во исполнение поручения Президента по итогам ПМЭФ по установлению ограничений в 2023 году на проведение проверок.

«Будем дальше снижать избыточный контроль. Но уже за счет развития риск-ориентированного подхода – когда частота контроля напрямую зависит от уровня риска объекта. 70% объектов контроля относятся категории низкого риска, а это как правило, объекты, принадлежащие к малым и средним предприятиям. То есть их планово не проверяют совсем», – сообщил министр экономического развития РФ Максим Решетников, выступая на «Правительственном часе» в Госдуме в среду, 28 сентября.

Таким образом в отношении большинства объектов плановые проверки в 2023 году проводиться не будут. При этом будут проверяться предприятия, чья деятельность сопряжена с высокими рисками для граждан, например, работающие с опасными химикатами, по водоснабжению населения.

Контролируемая организация вправе обратиться в надзорный орган с просьбой провести профилактический визит до плановой проверки. Сделать это нужно не позднее, чем за два месяца до проведения планового мероприятия. В этом случае контролеры обязаны провести профилактический визит, что позволит предприятию заранее исправить нарушения и не получить штраф после плановой проверки.

Отдельно необходимо отметить, что в отношении государственных и муниципальных школ и детских садов плановые проверки проводиться не будут. При этом предусматривается возможность проведения в отношении них обязательных профилактических визитов, в рамках которых допускается проведение контрольных действий как при проверке (испытание, отбор проб) и выдача предписания, в том числе учредителю такого учреждения. Также исключается их привлечение к административной ответственности в случае выявления нарушений.

Ранее эксперты Центра технологий государственного управления РАНХиГС под руководством Владимира Южакова, Елены Добролюбовой, Андрея Покиды и Натальи Зыбуновской выяснили, что за последние годы административные издержки бизнеса значительно снизились.

По результатам опроса 2022 года выявлено, что средние затраты времени на одну проверку предприятия составили 3,5 человеко-дня. Это существенно ниже, чем в 2020 (5,4 человеко-дней) и в 2021 году (5,6 человеко-дней). На предприятиях, которые проверялись с использованием цифровых технологий, фиксируется еще большее снижение временных издержек. Средние затраты составили 2,5 человеко-дня.

Средний размер материальных затрат в расчете на одну проверку также снизился и составил в 2022 году 78 тысяч рублей. В 2021 году это значение фиксировалось на уровне 153 тысяч рублей, в 2020 году – 177 тысяч рублей.

Кроме того, наличие материальных затрат при проведении проверок является одним из факторов, оказывающих влияние на уровень доверия представителей частного бизнеса КНО.

Исследования ученых РАНХиГС показали, что в 2022 году больше половины респондентов выразили доверие государственным контрольно-надзорным органам (КНО). В той или иной степени доверяют КНО 53,7% граждан (+8,8 процентных пункта к результатам опроса 2021 года). При этом уровень доверия контрольно-надзорным органам со стороны предпринимательского сообщества выше, чем среди населения в целом: в 2022 году 66,8% опрошенных представителей частного бизнеса заявили о доверии к КНО. Это +6,6 процентных пункта к опросу 2021 года.

По мнению экспертов РАНХиГС, можно констатировать, что цель реформы по снижению административных издержек бизнеса, связанных с взаимодействием с надзорными органами, достигнута.

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок