12.05.2023

В ближайшие годы платформенная занятость может обеспечить работой 850 тысяч человек. И уже сегодня, как посчитали в Высшей школе экономики, каждый четвертый россиянин трудоспособного возраста работает на себя с помощью различных платформ.

Платформенная занятость – это промежуточное звено между работой по найму и самозанятостью. Здесь сотрудник находит клиентов с помощью уже существующих и раскрученных систем, таких, как, например, «Яндекс», «Сбер» или «Авито». Причем работу через такие платформы находят не только водители или курьеры, но и специалисты с уникальным опытом. По оценке экспертов, востребовать в узкопрофильных специалистах, имеющих навыки на стыке разных профессий, будет только расти. Для того, чтобы людям было проще осваивать различные востребованные направления, молодые российские предприниматели даже разработали и уже запустили первую отечественную образовательную соцсеть MANEO («Манео»).

Интересно, что современный интернет насчитывает более 400 социальных сетей, в которых зарегистрированы миллионы пользователей. Но именно образовательных соцсетей, где бы пользователи совмещали приятное времяпровождение с получением полезных навыков, пока не было. Внутри платформы – десятки курсов, интенсивов, обучающих программ на любую тематику – от бизнеса и психологии до самых актуальных онлайн и оффлайн профессий. Каждый новый курс проходит предварительную «обкатку» командой, а спикеры тщательно отбираются. Пользователи могут найти тут курсы по таким направлениям, как психология, криптовалюта, инвестиции, маркетплейсы, бизнес, актуальные профессии и др. Участников обещают научить зарабатывать на соцсетях.

«Отличительная особенность платформы MANEO ("Манео") – специфика социальной сети, где можно обмениваться информацией, взаимодействовать, искать единомышленников. Это позволит и получать информацию о приоритетных направлениях, создавать те курсы, которые окажутся самыми востребованными. Сейчас самыми востребованными профессиями являются те, которые находятся на стыке профессий, и тем людям, которые имеют одну профессию, но хотят развивать свои компетенции именно на стыке профессий, онлайн-обучение наиболее удобно. Ведь можно получать знания везде и всегда – не меняя привычный ритм жизни, в любое удобное время», – отмечает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» Людмила Иванова-Швец.

По словам доцента кафедры экономической статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольги Лебединской, создание подобной образовательной сети достаточно простой, но эффективный инструмент повышения занятости населения, и, как следствия, уровня его доходов. «По данным Высшей школы экономики, уже сейчас регистрируется около 15,5 млн платформенных занятых, это фактически каждый четвертый россиянин трудоспособного возраста. Развитие практикоориентированных курсов, использующих все возможности онлайн обучения (не только теоретические навыки, но и виар-румы, позволяющие наблюдать и в дальнейшем перенимать опыт мастеров), будут стимулировать и развитие дополнительно образования. Тем более что гиг-экономика – это не только "муж на час", но и сегмент b2b, который позволяет найти исполнителей на непрофильные для компании проекты, а для соискателя найти проект в другом городе или стране. Это и уже иные требования к уровню образования и квалификации исполнителя. Фактически гиг-экономика стимулирует работников для приобретения конкурентного преимущества осваивать смежные профессии и повышать квалификацию», – подчеркивает Лебединская.

«Доля проникновения цифровых платформ и экосистем в хозяйственную и общественную жизнь российского общества на сегодняшний день колеблется в диапазоне 30-40%. Очевидно, что в ближайшие годы темпы роста цифровой экономики будут только возрастать, можно ожидать, что на горизонте до 2030 года они будут колебаться в диапазоне 15-20% в год. Разумеется, ускорение темпов цифровизации социально-экономических отношений повышает спрос на новые "цифровые" профессии. Так, в ближайшие годы особым спросом будут пользоваться специалисты в области создания и управления цифровыми инновациями и цифровым бизнесом, цифрового маркетинга, аналитики цифровых систем управления. Большим спросом будут пользоваться менеджеры в области наукоемких технологий, операторы беспилотного транспортных систем и комплексов», – считает доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.

Доцент кафедры маркетинга и финансов РЭУ им. Г.В, Плеханова Инга Корягина добавляет, что в ближайшее время платформы могут предоставить 850 000 новых рабочих мест. В том числе и гражданам, которые остаются без работы из-за ухода западных компаний. И именно благодаря платформенной занятости удается сдерживать уровень безработицы на минимальном уровне. Напомним, что, по данным Росстата, официальный уровень безработицы в нашей стране по итогам марта достиг исторического минимума в 3,5 процента. В январе 2023 года он составлял 3,6 процента, в декабре 2022-го – 3,7. При этом численность безработных в стране, по данным правительства РФ, за прошлый год снизилась на 445 тысяч человек, или на 13,8 процента.

«В условиях стремительной цифровой трансформации экономике потребуется переобучение большого числа специалистов, чьи профессии оказываются менее востребованными. Очень важно обучать людей ведению бизнеса, умению самим вести свое дело. В условиях экономической турбулентности может увеличиваться число вынужденных предпринимателей», – считает Степан Земцов, к.г.н., директор научно-исследовательского Центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС.

«Создание образовательных сетей для самозанятости – это возможность как повысить свою квалификацию, так и развиваться в новых профессиях. Интересный факт, что более трети занятых на платформе имеют высшее образование. Так, Международная организация труда провела опрос работников на пяти ведущих англоязычных платформах микрозадач: Amazon Mechanical Turk (AMT), Clickworker, Crowdflower (переименована в Figure Eight), Microworker и Prolific. Было выявлено, что нет значительной разницы по уровню образования между занятыми на платформах и показателями по населению в целом: 37% платформенных занятых имеют высшее образование или более высокую квалификацию, в отличие от 34% общей выборки (основное население).

Если обратиться к международным стандартам, то ОЭСР и МОТ рекомендуют реализовывать право работника на доступ к непрерывному профессиональному обучению, оплачиваемому платформой, либо государством. Например, в Израиле действует специальная государственная программа обучения для самозанятых. Либо помощь в обучении реализуется за счет системы социального страхования. Во Франции для самозанятых действует обязанность платить взносы социального страхования, куда входит, в том числе, входит взнос на обучение (0,25 – 0,34%). При этом существует система софинансирования таких взносов со стороны платформ (в зависимости от количества часов работы на платформе). За счет этого самозанятый может пройти бесплатное переобучение, финансируемое фондом социального страхования», – отмечает Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС.

«В современных условиях трансформации экономики происходят очень серьезные изменения на рынке труда, формы занятости приобретают иные форматы. Неполная занятость, работа по удаленке, работа распределенных команд – это крайне востребовано и выгодно для всех сторон (как для самих специалистов, так и для компаний, которые привлекают их знания и опыт для решения конкретных задач и реализации конкретных проектов).

Мы понимаем, что требуется формирование новой экосистемы, где люди смогут заявлять о своих возможностях, свободном времени и заинтересованности во включении в новые форматы сотрудничества.

Замечательно то, что именно сейчас в России появляется такой интересный сервис, сочетающий в себе и площадку, где можно заявить вот о своей возможности включиться в новый проект, и платформу с образовательными элементами, где можно нарастить компетенции или выступить в роли младшего партнера, набраться опыта у более опытных коллег. Это позволит людям выходить на новый уровень оплат и качества реализации своих компетенций, талантов, знаний и опыта», – уверен Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС.

«Саморазвитие является одним из ключевых мотивов человека. В мире цифровой экономики и постоянных изменений, учиться – не прихоть, а обязательное условие. Вместе с тем, как показало исследование моего аспиранта Андрея Бакаленко, который работает в Яндексе, бизнес уходит от чистой формальной занятости на полный день к гибким, платформенным работам под заказ, когда люди-эксперты с разных уголков страны объединяются в команды для решения задач бизнеса и страны. Что-то подобное сейчас происходит на платформе форума "Сильные идеи для нового времени". Плюс новая форма занятости – самозанятые, которая была запущена под патронажем М.В. Мишустина, показывает просто великолепные результаты внедрения и распространения. Теперь важно все это объединить – платформу, которая будет обеспечивать дополнительные, синергетические эффекты. Самозанятые – это сила. Важно не мешать им стать важным субъектом трудовых отношений, помогать с помощью государственных платформ в части информирования, обучения, развития, представления льгот и преференций», – комментирует новость Руслан Долженко, профессор кафедры управления персоналом Уральского института управления – филиала РАНХиГС.

Источник



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок