28.12.2016

Самочувствие бизнеса: денег и уверенности в завтрашнем дне все меньше

Предприниматели адаптировались к экономической ситуации, но число позитивно настроенных все еще ниже, чем до кризиса, следует из исследования аналитического центра НАФИ.

Более половины предпринимателей (51%) почувствовали ухудшение финансового положения своих компаний за прошедший год, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ (есть в распоряжении Forbes). На отсутствие изменений в финансовом благополучии компаний указывают 26% топ-менеджеров, каждый пятый предприниматель рассказал о положительных изменениях в текущем году.

Репрезентативный всероссийский опрос проведен НАФИ в октябре 2016 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в восьми федеральных округах России. Мониторинг самочувствия предпринимателей ведется с 2014 года.

Чаще всего об ухудшении финансового положения в ходе последнего исследования сообщали представители среднего бизнеса (56%), среди крупного бизнеса на ухудшение ситуации пожаловались 39%. «Предприниматели адаптировались к экономической ситуации, но число позитивно настроенных все еще ниже, чем до кризиса», — объяснила руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич. По ее словам, еще в марте 2016 года на ухудшение финансового состояния жаловались 65% предпринимателей.

Уверенность в завтрашнем дне сегодня чувствуют 59% руководителей предприятий (в начале года доля таковых составляла 56%). Позитивные прогнозы чаще озвучивают топ-менеджеры средних и крупных компаний (63% против 53% среди микро-организаций). Не ощущают уверенности 37% опрошенных, среди микро-предприятий — 48%.

Почему бизнесу стало хуже?

Доцент института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян уверен, что финансовые показатели предприятий действительно продолжают падать, как и реальные доходы населения. Падение финансовых показателей произошло — это факт. Я думаю, что на сегодняшний день главный фактор — перенасыщение рынков сбыта, которое испытывает Россия на протяжении уже трех лет. Очень много предложений похожих, однородных товаров и услуг. В связи с этим компании ориентируются не на вывод и запуск инновационных продуктов, а на продолжение конкурентной борьбы. Как известно, конкурентная борьба требует дополнительных ресурсов. Компании кредитуют будущие доли рынка через инвестиции из собственной прибыли», — отметил Мартиросян.

По его мнению, падение доходности компаний не связано с цикличными экономическими кризисами, скорее оно отражает отсутствие конкурентных предложений со стороны бизнеса...

Источник: http://www.forbes.ru/biznes/336379-samochuvstvie-biznesa-deneg-i-uverennosti-v-zavtrashnem-dne-vse-m... 



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок