28.01.2022

В журнале Global Focus опубликована статья «“Новая нормальность” бизнес-образования: в поисках нового смысла». Оценку трендов и перспектив развития отрасли в России и мире дали проректор Президентской академии, директор ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов, директор департамента индустриальных программ Сколковского института науки и технологий Дмитрий Каталевский и директор программы Executive MBA ИБДА Ашот Сеферян.  
По мнению авторов, ставшая шоком для мировой экономики эпидемия COVID-19 сыграла роль катализатора глобальных изменений, многократно ускорив процессы, развивавшиеся десятилетиями. «Новая нормальность» требует иных навыков от управленцев, а значит, ставит все более непростые задачи перед руководителями бизнес-школ.

Отрасль, сформированная во второй половине XX века, находится на пороге значительной трансформации. К традиционной внутренней конкуренции добавляются новые соперники: крупные онлайн-платформы, корпоративные университеты, нишевые курсы частных организаций. Вопрос о преимуществе традиционных бизнес-школ приобретает все большую актуальность.

В такой ситуации главной задачей бизнес-образования, по мнению авторов, является «обучение мыслить». Формирование «управленческого мышления» (managerial thinking) – сверхзадача подготовки и переподготовки менеджеров. Сегодня актуальными становятся умение принимать решения в динамически изменяющейся среде, навыки широкого контекстного анализа и долгосрочного видения ситуации.

По мнению авторов, современным бизнес-школам необходимо переосмыслить свою роль и миссию в образовании. Управленцу необходимо видеть новые возможности, интерпретировать многообразные тренды, находить неожиданные аналогии и при этом быть в высшей степени технически подкованным в условиях жизни и работы в цифровом мире. Потребуется умение глубоко, долгосрочно и творчески мыслить – непредсказуемое будущее будет требовать от лидеров не только неординарных шагов, но и широты взглядов и эрудиции.

Не менее актуальным сегодня становится и проблемно-ориентированное обучение (issue-centered learning): будущее образование будет организовано вокруг общественно значимой социально-экономической проблематики. Подготовка управленцев должна включать принципы устойчивого развития, соблюдения экологических, социальных и управленческих стандартов.

Главными драйверами прогресса становятся инновационные компаниии, в том числе малого и среднего бизнеса: на их интересы и необходимо переориентировать внимание школ и программ бизнес-образования будущего. Предстоит сложный и нелинейный процесс перестройки содержания ключевых программ, поиск нового баланса в структуре учебного процесса, соотношении ключевых предметов, переосмысление и уточнение миссии и целеполагания.

Осознанная работа по этому направлению была начата ИБДА РАНХиГС более 20 лет назад. В результате, в структуре программ МВА/ЕМВА ИБДА доля руководителей среднего бизнеса в 2018-2020 годах составляла от 65 до 70 процентов.

Обращает на себя внимание также высокая доля учащихся, представляющих рынок В2С: в среднем 50–60% от совокупного набора. Они относятся, как показывают исследования ИБДА РАНХиГС, к группе «скрытых чемпионов»: им присуще стремление к систематическому получению знаний и навыков, поиску инновационных и прорывных возможностей, причем особенно в периоды кризисных потрясений и спадов. 

Global Focus – технологичный журнал, ориентированный на повышение качества делового и управленческого образования. В нем публикуются статьи, посвященные новым трендам и перспективам развития бизнес-образования в мире. В октябре благодаря сотрудничеству между Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и Европейского фонда развития менеджмента (ЕФМД) в свет вышел первый номер журнала на русском языке. 

Источник



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок