04.07.2019

Победитель конкурса лучших практик в области применения интерактивных технологий рассказывает о любимых инструментах и ноу-хау по их использованию

Ссылка на конкурсную презентацию

Доцент кафедры менеджмента ИБДА РАНХиГС, к.э.н., победитель конкурса лучших академических практик 2019 г. в номинации «Интерактивные технологии в обучении (реализованные проекты)», Даниил Муравский делится ноу-хау по использованию интерактивных инструментов для увеличения эффективности преподавания.

Использование интерактивных технологий в обучении зачастую воспринимается однобоко – как способ вовлечения студентов в выполнение заданий и изучение материалов курса. Однако, за этой практикой стоит гораздо большее – возможность оперативного сбора обратной связи. Не дожидаясь результатов анализа анкет, в которых студенты традиционно в конце года оценивают преподавателя и полезность курса, у нас есть возможность эффективно общаться даже с многочисленной аудиторией в живом режиме во время того, как они потребляют материалы курса.

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы успешно вовлекать каждую следующую когорту слушателей в изучение образовательного курса, необходимо подбирать инструменты под особенности каждой группы. Тренинги по деловым коммуникациям или, например, по созданию презентаций, результаты которых в течение последних пяти лет прекрасно интегрировались в привычки слушателей, могут в один неожиданный момент просто перестать приносить результаты. Это может произойти в силу поколенческих особенностей восприятия, специфичной атмосферы в коллективе слушателей или внешних факторов, например, изменения нагрузки по другим предметам. Самое опасное в таких ситуациях – это то, что можно упустить момент, когда пропасть в знаниях начинает образовываться. Редко бывает, что преподаватель ведет занятия у того же потока студентов каждый семестр или даже – каждый год. Разницу в знаниях и навыках студентов будут замечать уже другие специалисты, которым будет еще сложнее найти ее первоисточник.

Далее, хотелось бы рассмотреть несколько примеров современных технологий, использование которых позволяет оперативно выявлять потенциальные проблемы и особенности восприятия каждой группы новых студентов: Mentimeter.com, Plickers.com и интеграция просмотра видео-мультфильмов в качестве нагрузки для самостоятельной работы студента. В России и, в частности, специалистами университета Сколково эти технологии часто позиционируются как инновационные, хотя во многих университетах мира, включая ИБДА РАНХиГС они уже многие годы активно используются. Во всех вышеназванных инструментах есть широкий бесплатный функционал, которым можно пользоваться без необходимости оплаты полной версии. Однако следует отметить, что хоть все эти программы поддерживают русский язык для того, чтобы пользоваться ими необходимо базовое знание английского.

Mentimeter.com позволяет очень быстро и красиво реализовывать опросы аудитории. Пройдя регистрацию и выбрав один из наиболее привлекательных шаблонов, можно быстро создать любого вида опрос. Опросу присваивается определенный номер, например 194448, введя который на сайте menti.com любой студент, находящийся в классе или удаленно, сможет увидеть и принять участие. Самое удобное в приложении – это то, что результаты опроса выводятся в заданной вам форме в живом режиме. Это превращает процесс голосования в своеобразную игру для студентов и позволяет лучше стимулировать обсуждение результатов.
Я использую данный инструмент на первом занятии практически каждого курса и в ключевых точках на протяжении семестра для того, чтобы выявить ожидания аудитории от курса, понимание базовых понятий (например, «что такое маркетинг?», «что включает анализ рыка?»), с которым они приходят в класс, а также для получения субъективной оценки интересности и полезности различных заданий курса. Результаты можно слайдами при помощи одного нажатия выгрузить с сайта. Поскольку я, как правило, сохраняю результаты голосований предыдущих годов, я могу оперативно после занятий, сравнив результаты, понять каким образом лучше модифицировать курс под конкретную аудиторию.

Plickers.com – позволяет проводить опросы или даже тестирования без использования мобильных устройств и с возможностью отслеживания каждого ответа к конкретному слушателю. Данная технология очень похожа на Mentimeter, но для ее использования достаточно иметь телефон только преподавателю. После создания опроса инструмент позволяет сгенерировать уникальные листы (как правило, А4) с уникальными кодами на каждой из 4 сторон. Студент выбирает 1 из четырех вариантов ответа, переворачивает предварительно распечатанный лист соответствующей стороной, поднимает его над головой, а преподаватель при помощи камеры телефона его считывает одновременно со всеми листами остальных слушателей. В результате преподавателю моментально приходит отчет по выбранному варианту ответа каждым слушателем. Этот лист можно использовать на протяжении всего курса. Этот инструмент можно использовать для того, чтобы эффективно распределять студентов на группы на основе их интересов, предпочтений и знаний. Технология позволяет распределять их на группы очень оперативно, почти моментально.

 

Последняя технология, которую я хотел бы упомянуть – это создание видео-мультфильмов. Несколько лет назад для курса «Анализ международных рынков» я перевел все основные материалы лекций в формат 5-10-минутных мультфильмов при помощи платформы animaker.com (в качестве более популярной альтернативы многие используют Vyond (GoAnimate)). Очень быстро я понял, что это потрясающе удобный способ понять, насколько слушателям понятен материал. Количество досмотренных до конца и пересмотренных роликов, анализ того, в какой связке после каких тем возникает необходимость в пересмотре более ранних роликов, в какой временной момент (курса, недели и времени дня) это происходит – все это дает огромный массив информации, который позволяет оперативно адаптироваться под особенности слушателей, понять какие темы следует вновь поднять на курсе и как.

Фрагмент мультфильма, созданного для курса «Анализ международных рынков»:

Курс «Анализ международных рынков» принес мне сразу две премии – титул чемпиона в области преподавания ответственного менеджмента 2018 г. от международной ассоциации CEEMAN, а также победителя конкурса лучших академических практик в области использования интерактивных технологий 2019 г. И это произошло не благодаря факту использования интерактивных технологий, а благодаря тому, что за счет этих технологий удалось значительно повысить эффективность преподавания. Эти инструменты, вопреки бытующим мнениям нужны не студентам, чтобы их развлекать во время скучных занятий, а в первую очередь нам – преподавателям, чтобы становиться лучше в своем деле и четче слышать своих слушателей.



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок