17.11.2016

Самые быстрорастущие компании России из рейтинга РБК в 2015 году показали более высокие темпы роста, чем годом ранее. Однако их общая выручка снизилась — быстро расти проще предприятиям поменьше

РБК представил рейтинг самых быстрорастущих компаний России. Он публикуется третий год подряд, на этот раз в него вошли 50 компаний. Чтобы попасть в рейтинг, компаниям нужно увеличивать свою выручку в течение трех последних лет минимум на 20% в год. Общая выручка участников рейтинга по итогам 2015 года снизилась на 44% по сравнению с предыдущим годом, составив 1,5 трлн руб.

Зато участники нового рейтинга росли быстрее, чем в прошлом году: они показали средний прирост выручки на 68%, а их предшественники — только на 53%. Есть два основных фактора, которые этому способствовали, рассуждает доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. Первый фактор — переход компаний к инновационным бизнес-моделям, а второй — структурные изменения внутри предприятий. «Они в большей степени начинают трансформироваться из операционных холдингов в инвестфонды, которые требуют меньших операционных затрат, но больших вложений в конкретные проекты», — объясняет Мартиросян.

В стране стало больше денег по сравнению с 2014 годом, что и помогло ускорить темпы роста, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин: из-за дефицита бюджета (2,6% ВВП в 2015 году) в экономику привлекли больше средств из резервов, к тому же снизился отток капитала (в 2,6 раза, по данным Центробанка). Более быстрому росту способствовали развитие импортозамещения и меры по поддержке экспорта, считает директор Центра мониторинга развития промышленности, вице-президент «Деловой России» Илья Семин.

«В период кризиса всегда наблюдаются две тенденции. Те, кто падает, падают сильно. Но те, кто в период кризиса растет, обычно растут быстрее всех. Всегда открываются какие-то новые ниши, даже на внутреннем рынке. А вторая история — продолжающийся кризис означает продолжающееся падение рубля, которое выгодно экспортерам», — говорит замдиректора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики (ВШЭ) Светлана Авдашева.

Чем меньше выручка, тем быстрее она растет

Почему выручка в среднем растет, но ее общий размер у участников рейтинга оказался меньше, чем в прошлом году? Компании стали мельче: если годом ранее выручка среднего предприятия из рейтинга составляла 52 млрд руб., то теперь ее размер — 29 млрд руб. Меньше в рейтинге стало и компаний с выручкой больше 100 млрд руб. (четыре, а не шесть, как годом ранее). Выручка — первое, что страдает в кризис, и неудивительно, что ее рост у больших компаний замедлился, особенно тех, что растут не за счет слияний и поглощений, а за счет продажи своих товаров и услуг, говорит Мартиросян. Одна из причин ее сокращения, по мнению эксперта, — высокая ключевая ставка ЦБ: в начале 2015 года она находилась на уровне 17%, хотя к августу и сократилась до 11%. А большую часть 2014 года размер ключевой ставки составлял 5,5–10,5%...

Подробнее на РБК:

http://www.rbc.ru/economics/16/11/2016/582c583e9a794774ebfca436



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок