28.02.2017

Для работы с госзаказчиками компаниям МСБ не хватает объемов и финансирования . Ситуация в корне изменится, если им разрешат переуступать права требования долгов по госконтрактам факторинговым компаниям или банкам.
Расширение доступа МСБ к госзаказу — одна из основных антикризисных мер правительства. Попытки протолкнуть малые компании в систему государственных закупок предпринимались с момента основания современной системы заключения госконтрактов в середине 2000-х годов. Сначала госзаказчиков обязали отдавать малым предприятиям не менее 10% объема годовых закупок, в 2014 году — уже 15%. Сжатие розничного рынка и доминирование крупных компаний в России заставили правительство в конце 2014 года ввести плановое повышение лимитов обязательного участия малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний до 18% (с учетом субподряда) и обязательную 10-процентную квоту на прямые договоры с компаниями МСБ.

Однако уже в середине 2016 года эти планы оказались невыполнимыми. Последняя редакция постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 об особенностях участия субъектов МСБ в закупках госкомпаний предусматривает выполнение плановых объемов участия малого бизнеса в госзакупках лишь в 2018 году. Изначально стратегия развития МСБ до 2030 года предусматривала постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у предпринимателей с 18% в 2016 году до 25% с 2018-го.

Ответ на запрет

Небольшие компании не справляются со стандартами заказчиков. Опрос, проведенный «Опорой России» и Промсвязьбанком в рамках ежеквартального исследования самочувствия малого и среднего бизнеса, показал, что в 2016 году доля компаний МСБ, участвующих в госзакупках, снизилась с 24 до 15%. Сильнее всего сократили участие в закупках микро— и малые предприятия — до 12 и 18% соответственно (в 2015-м — соответственно 21 и 28%). Одной из основных причин отказа от участия в госзакупках предприниматели называют ограничения, связанные с техническими требованиями заказчиков, — об этом заявили 42% опрошенных. Процедуры госзакупок, по мнению бизнеса, становятся прозрачнее. Более 40% предпринимателей — участников госзакупок сообщили о честном и конкурентном отборе. Однако почти треть небольших компаний отсеивается на стадии доступа к торгам.

Причина в серьезных организационных и финансовых ограничениях, считает доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС Эмиль Мартиросян. Для контрактов с госзаказчиками предприятию необходимо быть по меньшей мере открытым акционерным обществом, тогда как большинство в МСБ предпочитает регистрировать ИП и не платить НДС. «Это один из основных критериев, который сразу отсеивает большое количество небольших предприятий», — объясняет Мартиросян. Тендерная документация требует раскрытия полной организационной структуры предприятия, что также снижает шансы компаний МСБ с небольшим штатом сотрудников.

Кроме того, предприятиям малого и среднего бизнеса сложно справиться с финансовыми условиями участия в госзакупках. «Любые конкурсы проводятся при условии оплаты обеспечительного взноса, размер которого зависит от размера контракта. Но ни один банк запросы на обеспечение не одобряет, слишком велики шансы проиграть у небольшой компании», — говорит Эмиль Мартиросян.

Основной же проблемой для МСБ является разрыв потока денежных средств — кассовый разрыв. «Бизнес может быть прибыльным, а средств при этом у предпринимателя может не быть, поскольку производственные циклы работают по предоплате, а заказчики — на основе отсрочки платежа», — поясняет эксперт.

Подробнее на РБК:  http://www.rbcplus.ru/news/58b278627a8aa97dc8faab79



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок