18.01.2021

Как поменяется бизнес-образование после пандемического шока? Что нас ждет завтра и через 10 лет? Как совместить технологии и человеческий фактор в образовании? Что говорит нам опыт ведущих школ бизнеса? Заставит ли пандемия круто изменить традиционное содержание программ, их формат и «профиль» преподавателя? Нужны ли научные исследования реальному бизнесу?

Ответы на эти и другие вопросы искали участники экспертной дискуссии «Каким будет бизнес-образование в 2030 году» на полях Гайдаровского форума – 2021.

Один из основных вопросов дискуссии – есть ли будущее у программ бизнес-образования. Как отметила Карен Бак-Дадли, президент и главный исполнительный директор AACSB International, в бизнес-школах происходит огромное количество инноваций в последнее время. «Несмотря на кризис и пандемию, наше образование было весьма популярно, и я думаю, что у него прекрасные перспективы. Люди проявляют необходимую гибкость для адаптации к новому. Что касается перспектив бизнес-образования, то первая проблема – это адаптация к существующей среде, вторая – вопросы, связанные с здравоохранением, и третья – поддержка наших организаций и членов нашей ассоциации», – рассказала Карен Бак-Дадли.

Что касается образования в период разобщенности и пандемии, то образовательным учреждениям придется пересмотреть свои бюджеты, потому что количество очных студентов будет сокращаться, считает Бак-Дадли. «Но это решаемо. Что касается долгосрочной перспективы, то я думаю, что полного возвращения к очному обучению не будет. Мы должны найти какой-то новый способ комбинирования очных и виртуальных программ» - заявила президент и главный исполнительный директор AACSB International.

Одни из главных тенденций в образовании на сегодня, по мнению Бак-Дадли, это экспириенциальное обучение, то есть обучение на опыте, а также вопрос об актуальности оценок за результаты обучение. «Например, в США 64 из 100 бизнес-школ проводят опциональные вступительные экзамены. Встает вопрос, а нужна ли вообще система оценок в мире, где идет тренд на пожизненное обучение. Все больше возникает вопросов к роли преподавателя. Они больше не являются экспертами. Скорее они должны выполнять роль коуча, ментора, наставника. И наконец, важный момент – рабочее место сотрудника. Работодатели понимают, какие специалисты им нужны, появляется тенденция к работе в удаленном режиме», – рассказала Бак-Дадли.

Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и модератор дискуссии, также отметил ряд сложностей, с которыми пришлось столкнуться российским учебным заведениям с началом режима самоизоляции. Это и проблемы оценки качества обучения, переобучение преподавателей, выбор образовательной платформы, работы в интерактивных классах. «Все это актуально и сейчас», – заявил эксперт.

Франсуа Ортело-Мане, декан Лондонской школы бизнеса, отметил, что в его учебном заведении проводят дифференциацию учебных программ и академической исследовательской работы на разных факультетах. «Конечно, пандемию мы пережили нелегко. Но нам удалось разработать специальные программы для небольших групп людей. С одной стороны, нам нужно было найти студентов и компании, которые готовы были платить немалые деньги за это образование. С другой стороны – технологии ZOOM. Конечно, они дают много возможностей, но их недостаточно, чтобы оправдать ожидания наших студентов», – отметил Ортело-Мане.

Эксперт также отметил, что у онлайн-образования есть ряд особенностей. «Как показал наш опыт, около 40% учащихся были лучше вовлечены в образовательный процесс благодаря дистанционному обучению, потому что они понимали ценность учения. Кроме того, нам стало легче делегировать некоторые процессы на более низшие ступени персонала. Также мы смогли дополнить учебный процесс дополнительными видами работ. С одной стороны – это сложнее, с другой стороны – мы задействовали больше современных технологий и стать востребованными среди наших клиентов», – отметил декан Лондонской школы бизнеса.

Он согласился с Карен Бен-Дадли, что будущее за гибридными видами обучения. Онлайн никуда не уйдет. Будут разработаны новые методики образования, появятся новые возможности обучения. «Появится большее разнообразие, мы сможем привлекать больше педагогов, докладчиков и экспертов. Думаю, около 20% всей нашей деятельности уйдет в онлайн. В конце концов, это дешевле», – считает Франсуа Ортело-Мане.

Сергей Нетесин, заместитель декана Школы бизнеса Whorton, рассказал, что образование во время пандемии потребовало новаторства. При этом основной формой обучения довольно долго оставался привычная офлайн-формат. «Но сейчас все мои коллеги преподают в онлайне. Все больше и клиенты стали обращать внимание на такую форму обучения, потому что это дешевле. Но если вы хотите настоящее синхронное онлайн-образование, то оно все равно остается довольно дорогостоящим», – отметил Нетесин.

По словам эксперта, онлайн больше подходит для молодежи. А старшее поколение все же предпочитает традиционную форму. Случаются и некие недопонимания со студентами, говорит Нетесин. «Некоторые жалуются, потому что рассчитывали, что онлайн форма будет гораздо дешевле. На это мы отвечаем, что онлайн обучение сегодня чаще всего синхронное, то есть происходит в режиме реального времени. Мы для этого сохранили весь штат, следим за успеваемостью, проводим семинары», – подчеркнул Сергей Нетесин.

В дистанционном режиме удается лучше вести научную работу, потому что сократилось время на дорогу и стало меньше неважных встреч и совещаний. «Еще мы отметили, что мужчины стали более продуктивными, а женщины – менее. Дело в том, что им приходится отвлекаться на домашнюю работу. Мы не ожидали. Разница в продуктивности порядка 30%», – рассказал Сергей Нетесин.

Среди проблем – также разные возможности учебных заведений. По словам эксперта, те, у кого больше ресурсов, смогли быстрее перестроиться на новый формат. В ближайшем будущем школам придется инвестировать в айти-инфраструктуру.

На снижение качества образования может оказать влияние обилие новых образовательных пакетов, говорит Нетесин. Люди комбинируют различные курсы на свой вкус, а в результате усваивают информацию фрагментарно. С другой стороны, если нет цели получить диплом или степень – это отличная возможность узнать что-то новое, особенно это актуально для людей пожилого возраста, а также для молодежи, считает эксперт. «Думаю, такие курсы будут становиться все популярнее», – предположил Нетесин.

Источник



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок