21.10.2019

Аналитический центр «Эксперт» в третий раз провел исследование глобальной видимости бизнес-школ стран СНГ.

Аккредитации и рейтинги: медленное движение вперед

К базовым критериям исследования глобальной видимости российских бизнес-школ относится наличие у бизнес-школы одной или нескольких ведущих международных аккредитаций (см. «Методика исследования»), присуждаемых независимыми агентствами (EFMD, AACSB, AMBA, CEEMAN) на основе комплексной оценки деятельности бизнес-школ. Наличие аккредитации является важным сигналом для рынка о качестве образовательных программ, исследований и сервисов бизнес-школы и их соответствии международным стандартам.

В 2019 году произошли изменения, значимые для всего российского рынка бизнес-образования. Это получение сразу двумя бизнес-школами институциональных аккредитаций «первого уровня» (AACSB, EQUIS) — это значит, что школа аккредитуется как комплекс в целом без выделения отдельных программ. Впервые аккредитация AACSB была присуждена бизнес-школе из стран СНГ — ее получил Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Проректор и директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент РАБО Сергей Мясоедов комментирует первый российский кейс получения аккредитации AACSB: «Получение аккредитации занимает в среднем 5 — 6 лет. Эксперты AACSB всегда сначала отслеживают стратегию и процессы бизнес-школы в течение нескольких лет и только потом принимают решение прислать или не прислать аккредитационную комиссию. Помимо уникального статуса и престижа в стране и мире, аккредитация дает рост качества учебных программ и сильные инструменты для их оценки, более последовательную ориентацию на инноватику, предпринимательство, лидерство и социальную ответственность одновременно. Аккредитация позволила нам по-новому взглянуть на важность научных исследований, их связь с миссией нашей бизнес-школы и интересами делового сообщества России. Важно также, что аккредитация дает возможность нашим лучшим студентам попадать в базу данных ассоциации “Beta Gamma Sigma”, аффилированной с AACSB International, откуда на протяжении последних десятилетий крупнейшие мировые компании из списка Fortune-500 регулярно рекрутируют сотрудников. А это дорогого стоит».

Альтернативные стратегии

Помимо базовых условий для включения в рейтинг, в фокус исследования вошли дополнительные критерии: партнерства и программы двойных дипломов c зарубежными бизнес-школами, имеющими как минимум одну из аккредитаций «тройной короны», участие бизнес-школ в глобальных образовательных альянсах и консорциумах (QTEM, CEMS). Все перечисленные виды сотрудничества также являются сигналом для мирового рынка о качестве образовательных программ и внутренних стандартах бизнес-школы.

Активнее всего наращивали партнерства с «тройной короной» ИБДА РАНХиГС — +5 по сравнению с результатами предыдущего исследования... Подробнее

Основные выводы

2019 год стал годом серьезного качественного сдвига в части глобальной видимости российских бизнес-школ. Сразу две школы получили наивысшие международные аккредитации в области бизнес-образования: ИБДА РАНХиГС (аккредитована AACSB) и МШУ Сколково (получила институциональную аккредитацию EFMD EQUIS). 

Методологические принципы исследования

Под бизнес-школами мы понимаем отдельные частные и государственные организации и структуры, являющиеся частью вузов, которые реализуют базовые академические программы уровня бакалавриата и (или) магистратуры в области менеджмента (направления «Менеджмент», «Управление персоналом», «Инноватика») и (или) программы дополнительного бизнес-образования (MBA, EMBA, DBA). Исследование направлено на кластеризацию бизнес-школ в зависимости от их траекторий и уровня продвижения в глобальном пространстве.

При подготовке рейтинга использовались два типа критериев: базовые (их наличие необходимо для попадания в рассмотрение) и дополнительные (существенны в оценке уровня и перспектив продвижения бизнес-школ).

Источники информации: база данных Scopus; официальные сайты аккредитующих организаций и официальные сайты бизнес-школ; данные, предоставленные бизнес-школами.

География исследования: страны СНГ.

Базовые критерии:

— наличие одной или нескольких международных институциональных аккредитаций EQUIS, AACSB или CEEMAN; (и/или)

— наличие одной или нескольких международных программных аккредитаций EPAS, AMBA; (и/или)

— не менее 25 публикаций по управленческой тематике в журналах списка ABDC (Аustralian Business Deans Council)* в базе данных Scopus в период 2016 — 2018 годов за исключением списка журналов, разработанного в рамках проекта «Предметный рейтинг научной продуктивности вузов — 2019». Использование в качестве базового ABDC Journal Quality List гарантирует, с одной стороны, приемлемый уровень качества публикаций, с другой — накладывает тематические ограничения (менеджмент, маркетинг и проч.). Количество публикаций определялось для организации в целом, а не для отдельной бизнес-школы.

Дополнительные критерии

— Развитие партнерств

— Программы двойного диплома. 

Визуализация базовых принципов глобальной видимости бизнес-школ:


Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок