In English

Контакты Напишите нам

+7 495 975-94-26+7 495 975-94-26 Закажите звонок

30 лет ИБДА РАНХиГС

Интервью с профессором Аджаем Пателем в рамках мастер-класса, проведенного для студентов бакалавриата и магистратуры ИБДА РАНХиГС

28.03.2018

В ИБДА РАНХиГС студенты учатся у лучших мировых профессоров!

20 и 21 марта эксклюзивно для студентов бакалавриата и магистратуры ИБДА РАНХиГС прошел мастер-класс профессора американской Школы бизнеса университета Wake Forest University Аджая Пателя. Подробнее читайте в новости на нашем сайте.

После мастер-класса профессор ответил на несколько интересных вопросов:

– Профессор Патель, благодарю вас за интересную лекцию. Я бы хотел задать несколько вопросов. Насколько важно изучение психологического феномена процесса принятия решений?

– Необходимость изучения этого явления, особенно в мире корпоративных финансов, объясняется тем, что такие решения, как слияния и поглощения, определение размера заемного капитала или собственных денежных средств, обычно принимаются весьма ограниченным кругом лиц, в частности, генеральным или финансовым директором. В некоторой степени психологические феномены небольшой группы людей оказывают влияние на принимаемые ими решения. И если самонадеянный руководитель принимает неверное решение, привлекает слишком большой объем долгового финансирования или выделяет недостаточное количество собственных средств на финансирование деятельности компании, это может привести к серьезным последствиям и нанести ущерб финансовому положению акционеров. И поскольку важные корпоративные решения принимаются небольшим количеством людей, студентам, на мой взгляд, важно понимать последствия воздействий этих психологических эффектов на процесс принятия решений.

– А теперь давайте поговорим о бизнес-образовании. Как бы вы охарактеризовали последние тенденции в развитии этой отрасли? Что происходит сейчас и чего ожидать в будущем?

– В сфере бизнес-образования присутствует несколько моделей изменений. Изначально программы МВА, если говорить об МВА как о бизнес-образовании, создавалась для студентов бакалавриата, не изучавших бизнес ранее. Так было 70 лет назад. С тех пор многое изменилось. Сегодня многие из тех, кто приходит в бизнес-школы, уже имеют степень бакалавра в сфере бизнеса. Поэтому нам пришлось внести изменения в содержание своих программ с учетом уже имеющегося практического и профессионального опыта наших студентов. Также наблюдается увеличение количества групп студентов, приходящих на бизнес-программы из точных наук. Одновременно наблюдается рост количества совместных программ для студентов бизнес-школы и тех, кто изучает точные науки. Студенты технических специальностей больше изучают бизнес, а слушатели бизнес-программ постигают технические науки. Таким образом, все учатся ценить то, чем занимаются другие. Ведь в конечном итоге им придется работать вместе. Поэтому в США таких программ становится все больше и больше. Третья тенденция связана с включением big data и анализа данных в содержание бизнес-программ. Кроме магистерских программ по бизнес-аналитике, которые уже существуют в разных бизнес-школах, сейчас стоит вопрос о том, как научить студентов МВА использовать аналитические данные для принятия правильных решений. В этом случае мы не пытаемся готовить специалистов по обработке и анализу данных, а тех, кто оценит инструменты анализа данных и сможет их применять в процессе принятия решений. Это другая тенденция. Третья модель изменений связана с более глубоким пониманием вопросов культурных различий. Мир стал более однообразным. Однако наблюдается географическое разделение. Поэтому сюда же можно отнести тенденцию к лучшему пониманию культурных различий и того, как это влияет на практику ведения бизнеса и сам бизнес. И, наконец, изменения, касающиеся применения полученных знаний. Они затрагивают не только формат проведения занятий, но и то, каким образом организуется применение полученных теоретических знаний студентами на практике. И такие формы обучения развиваются уже в течение многих лет. С точки зрения подачи учебного материала очевидно, что использование смешанных моделей обучения будет распространяться и в дальнейшем. Такой подход подразумевает использование дистанционных методов в условиях очного обучения. Имеется в виду использование технологии «перевернутого класса». Такой формат обучения становится более популярным, поскольку обучение студентов более эффективно и имеет практическую направленность. При этом часть учебного материала можно донести в режиме онлайн. Студенты могут ознакомится с ним до начала занятия. А во время занятия они могут самостоятельно применить на практике то, что было изучено накануне. Поэтому могу сказать, что в бизнес-образовании происходит ряд изменений. Некоторые из них были инициированы несколько лет назад и на данный момент продолжают свое развитие.

– Каким образом цифровая экономика сможет изменить перспективы развития бизнес-образования? Вы уже немного об этом говорили ранее.

– Цифровая экономика влияла и будет продолжать оказывать влияние на бизнес-образование, и эта тенденция только усилится. Вопрос в том, как сделать обучение лучше, используя онлайн-контент цифровой экономики наиболее эффективным способом. Цифровая экономика генерирует большое количество данных. Как использовать эти данные для принятия правильных решений? В этом случае пригодится информационная аналитика. Как научить студентов распознавать потенциальные сложности в процессе бизнес-деятельности? Существует ли возможность использовать онлайн-платформу для минимизации этих сложностей? В подобных ситуациях используются технологии финтеха. Например, существующие бизнес-процессы занимают слишком много времени или требуют больших затрат. Можно ли найти более быстрое и дешевое решение? И так происходит в различных сферах. Эта практика будет развиваться и в дальнейшем.

– Вы упомянули финтех. Каково ваше мнение относительно технологий финтеха и блокчейна?

– Финтех вошел в нашу жизнь. И эта технология может быть применима в ситуациях, когда предложенные ранее решения занимают слишком много времени или требуют больших затрат. На практике многие традиционные компании, применяющие эти технологии, в данный момент работают над тем, чтобы снизить вероятность поглощения финтехом ряда выполняемых ими функций. Например, банковская сфера. Основная масса операций взаимного кредитования осуществляется при помощи финтеха, и это привело к потере некоторой категории заемщиков. В одних случаях банки смогли это предотвратить, а в других они стараются сделать все возможное для удержания своих клиентов. Я рад, что вы меня спросили про блокчейн, а не про биткойн, потому что к биткойну я отношусь скептически. Но я считаю, что у используемой технологии биткойн есть потенциал. Я думаю это уже начинает оказывать влияние на различные отрасли. Технология блокчейна относительно надежна, требуют прохождения многоступенчатной проверки со стороны многих серверов. Этой технологией сложно манипулировать, и это означает, что некоторые отрасли окажутся в невыгодном положении, потому что блокчейн может устранить существующие на данный момент уязвимости. Вытеснит ли полностью технология блокчейна определенные отрасли? Нет, этого не произойдет. Но технологии порождают прорывные возможности. И я бы создал новые возможности для вновь появившихся компаний и людей, чтобы они смогли извлечь пользу из технологии блокчейна и решать свои вопросы быстрее и эффективнее.

– И последний вопрос. Вы упоминали прорывные технологии. Как бы вы охарактеризовали наиболее значимые их них? Какие возможности для инвестиций открывают эти технологии в грядущем десятилетии?

– О, это вопрос футурологам, потому что существующие сегодня прорывные технологии основываются на разработках 5-летней давности. Они возникают настолько быстро, что очень сложно предсказать их развитие на ближайшие 10 лет. Знаете, когда я начинаю задумываться о прорывных технологиях последних 5 лет, то в голову приходит индустрия гостеприимства, на которую оказали влияние сервисы Airbnb и VRBO. Или взять, к примеру, Uber, от которого пострадала индустрия такси. Другой пример – приобретение компанией Amazon сети гастрономов WholeFoods. Сюда же относится появление беспилотных автомобилей в сочетании с экономикой совместного потребления. С появлением беспилотных автомобилей семьям, возможно, понадобится всего лишь одна машина для общего пользования и не будет необходимости покупать автомобиль вообще, а просто брать его в аренду. Все это окажет значительное влияние на автомобильную индустрию в целом. Я думаю, предсказать, в каком направлении будут развиваться технологии, приносящие столько много изменений, в ближайшие 10 лет практически невозможно.

– Благодарю вас за интервью.

Источник

Задайте нам свой вопрос с помощью формы обратной связи

Выберите тематику вопроса


Наши менеджеры ответят Вам в течение одного
рабочего дня. Спасибо!