03.04.2019

Перед началом бесплатной лекции в стенах Президентской академии для 800 студентов и выпускников Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС газета РБК и телеканал РБК-ТВ взяли интервью у научного консультанта программ Executive MBA и MBA ИБДА РАНХиГС Ицхака Адизеса. В РАНХиГС есть единственный в России кабинет, названный именем г-на Адизеса и оборудованный при его непосредственной поддержке и спонсорстве.

Гуру менеджмента, один из самых высокооплачиваемых консультантов мира Ицхак Адизес рассказал РБК, почему с казнокрадами бесполезно бороться суровыми наказаниями и почему Россия стала для США козлом отпущения.

- Одна из основ вашей методологии – идея, что у каждой компании есть свой жизненный цикл. Почему компании перестают быть эффективными?

- Многие люди хотя бы раз в год ходят на плановый медосмотр к врачу. Почему компании не проводят таких медосмотров? Получается парадокс: вызовы, с которыми сталкивается каждая организация, постоянно меняются, а сама она остается в основном прежней. В условиях, когда структура и управление компании перестают соответствовать ситуациям, с которыми она сталкивается, менеджеры становятся апатичными. Они чувствуют примерно следующее: я не знаю, что мне делать, не понимаю, что от меня хотят, я не верю, что у меня есть власть на что-то влиять, мне не с кем в компании поговорить о проблемах. В итоге это приводит к установке: я делаю что могу, оставьте меня в покое. Компания начинает обвинять бедного парня в том, что он ничего не хочет делать. Но на самом деле виноват не он, а сама компания: неправильные структура и управление, неточная или неверная информация. Эту ситуацию я наблюдал много раз. «Машина не едет? Давайте уволим водителя!» А может быть, надо починить мотор? Компании, которые приняли нашу методологию, проводят ежегодный осмотр: стараются понять, что у них работает, а что нужно поменять, чтобы адаптироваться к переменам. Вообще проблемы чаще связаны с системой, а не с людьми. Например, в России люди умные, образованные, энергичные. Многие ваши предприниматели и специалисты, уехав за рубеж, становятся миллионерами. Но в России проявить свой потенциал они не могут.

- Почему?

- Потому что ваша страна слишком автократична. Это проявляется и в культуре компаний. При демократии люди – это сеть компьютеров, а сеть компьютеров всегда сильнее пусть даже лучшего в мире одиночного суперкомпьютера. Вам нужны более открытые, гибкие, готовые прислушиваться к людям лидеры. Но проблема в том, что, когда у вас появляются руководители, которые готовы слушать и понимать, вы их не уважаете. Вы ищете сильного авторитарного лидера, который говорит, что делать. У вас даже все памятники куда-то указывают пальцем (следующее слово доктор Адизес произносит по-русски): давай!

- Не так давно вы адресовали президенту Мексики Андресу Мануэлю Лопесу Обрадору открытое письмо с советами. Что бы вы посоветовали руководству России, если бы взялись писать ему такое же письмо?

- Я читаю лекции более чем в 50 странах мира, и практически везде существует одна общая проблема – коррупция. Почему этот феномен так распространен и не становится менее значимым, как с ним ни борись? Eсть еврейская поговорка: дыра в стене приглашает вора. Сейчас мир переживает стремительные перемены – экономика, жизнь людей, технологии меняются так быстро, как никогда в истории. Из-за таких стремительных перемен управление в стране начинает расходиться по швам, и дыр в стене становится много. Коррупция помогает искать обходные пути там, где госсистема просто не работает. Вот почему с этим явлением нельзя бороться суровыми наказаниями, например, казнями, как в Китае. Eсли пресечь коррупцию, все перестанет работать. Дело в том, что коррупция – обратная сторона бюрократии: если в той же Мексике нужно собрать яблоки, государство установит 88 правил, которые этот сбор будут регулировать. Чтобы работать в таких условиях, людям волей-неволей придется нарушать закон. Вот почему я посоветовал президенту Мексики упростить регулирование во всех сферах бизнеса, сделать его более понятным и прозрачным. И в России требуется то же самое.

«На западе большинство торговых центров – «города-призраки»

- Компании сейчас жалуются на низкую лояльность сотрудников. В чем дело?

- Время от времени я бываю на Балканах и часто наблюдаю там митинги: жители стран бывшей Югославии чуть не каждую субботу выходят протестовать. Против чего? Ни против чего конкретного, они просто проявляют недовольство. В США постоянно растет число людей, которые ходят к психологам жаловаться на жизнь. У человека могут быть большой дом, две машины, и он все равно чувствует себя несчастным. Почему? Во многом повинны те самые быстрые перемены, о которых я говорил. Человек перестает быть уверенным в том, что он все делает правильно. Например, раньше фермер зависел в основном от двух вещей – солнца и дождя. А теперь конъюнктуру рынка, на котором он работает, определяют десятки различных факторов. Человек думает: я не уверен, что я делаю свою работу хорошо, я не уверен, что мне за нее достойно платят. Люди все время сравнивают себя с другими, их ожидания растут, а возможность им соответствовать – нет. Это приводит к постоянному разочарованию и делает сотрудников нелояльными.

- Многие классические индустрии – офлайн-ретейл, банки – сейчас в кризисе из-за конкуренции со стороны интернет-компаний. Что они могут сделать, чтобы выстоять?

- Этот процесс начался еще до появления интернета. Например, из-за развития телевидения люди перестали ходить в кино: зачем куда-то идти, если можно купить домашний кинотеатр? Кинотеатрам пришлось меняться – теперь в США они приглашают зрителей в маленькие уютные залы, где можно купить еду и напитки. Сейчас на Западе большинство торговых центров – «города-призраки»: по галереям ходят разве что коты. Ведь все можно купить в интернете, и гораздо дешевле. А вот в Мексике в торговых центрах толпы народу. В чем разница? В том, что в Мексике торговые центры превратились в развлекательные: там играют музыканты, проводятся разные шоу, там есть игровые площадки для детей. Чтобы не исчезнуть, традиционным сферам приходится развивать экономику впечатлений – взаимодействовать с каждым клиентом персонально: давайте я помогу вам выбрать товар, а вы можете пока присесть и выпить чашечку кофе. Умение коснуться струн души своего клиента – это конкурентное преимущество, которое не убьют ни интернет, ни даже развитие искусственного интеллекта.

«Централизация ведет к новому феодализму»

- Что Россия должна сделать, чтобы улучшить отношения с Западом?

- Я сейчас скажу нечто непопулярное. Я не думаю, что проблема в России. Проблема в Америке. Eще Эйзенхауэр говорил, что у военно-промышленного комплекса в США есть собственные интересы. Компании, которые производят оружие – реактивные истребители, танки и так далее, нуждаются в крупных контрактах. Чтобы государство их давало, требуется внешний враг. Из Китая врага сделать не получается, поскольку американо-китайская торговля слишком значима. С Россией проще: большинство американцев не видят разницы между вашей страной и СССР, который был врагом уже в силу коммунистического режима. И это при том, что в России капитализма сейчас больше, чем в той же Америке. И когда США обвиняют Россию во вмешательстве в свои выборы, американцы в это верят. Те самые США, которые вмешиваются в выборы по всему миру! В Латинской Америке, например, почти никакой президент не придет к власти, пока американское посольство не скажет: давайте вот этого парня. России не нужен конфликт с Америкой, он нужен Америке, где правительством управляет бизнес-сообщество. L'argent fait la guerre (фр. «деньги делают войну». – РБК). Вот почему для России важно, чтобы американцы почаще бывали в вашей стране, чтобы у вас были с ними какие-то общие дела. Это поможет изменить их восприятие вашей страны, чтобы правительство США не могло манипулировать мнением граждан в угоду интересам корпораций.

- Сейчас многие политики, например бывший кандидат в президенты от Либертарианской партии США Рон Пол, говорят, что демократия в большинстве стран быстро деградирует в бесполезную систему. Почему это происходит?

- Я вижу корень зла в следующем. Государство даже в развитых странах усиливается, потому что клубок проблем, стоящих перед странами, становится все сложнее и запутаннее – во многом из-за ускорения перемен, о котором я уже говорил. Распутать этот клубок, кажется, под силу только правительству, и оно забирает себе все больше власти. Это убивает демократию. Поглядите: у нас уже нет правых и левых в привычном понимании, их позиции стали слишком схожими. Я делил бы нынешние политические взгляды не на правые и левые, а скорее на верх и низ. Правые и левые сейчас «наверху»: и те, и другие выступают за усиление государства. «Внизу» только либертарианцы, которые против этого. Другая причина гибели демократии в том, что партии слишком увлечены борьбой за власть. Они обвиняют друг друга в коррупции, и обычный гражданин перестает понимать, кто из них хороший, а кто плохой. И ему начинает хотеться, чтобы всем руководил некий «папа», который бы навел порядок. Централизация ведет к новому феодализму.

- А есть ли политическая система, которая была бы лучше?

- Да. Я назвал бы ее децентрализованной демократией: самоуправление используется повсеместно, а важные для жизни людей решения принимаются на уровне отдельных кварталов каждого города. Нечто подобное этой системе было построено в Югославии после войны, но затем правительство страны отказалось от нее в силу идеологических соображений. Это во многом гибридная система: капитализм на рынке, социализм внутри компаний. То есть не противостояние между руководством и подчиненными, а забота друг о друге.

Цитаты:

Люди все время сравнивают себя с другими, их ожидания растут, а возможность им соответствовать – нет

Коррупция – обратная сторона бюрократии: если в той же Мексике нужно собрать яблоки, государство установит 88 правил, которые этот сбор будут регулировать

Я делил бы нынешние политические взгляды не на правые и левые, а скорее на верх и низ. Правые и левые сейчас «наверху»: и те и другие выступают за усиление государства

Кто Такой Ицхак Адизес

Ицхак Кальдерон Адизес – основатель Adizes Institute (Калифорния), бизнес-консультант нескольких сотен компаний, в том числе Bank of America, Coca-Cola, IBM и др., консультант по политическим вопросам при правительствах Швеции, Бразилии, Израиля, Мексики. Доктор Адизес читает курсы в Стэнфорде, Тель-Авивском университете, ведет программу подготовки топ-менеджеров в Колумбийском университете. Он научный консультант программ Executive MBA и МВА в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, автор 20 книг по менеджменту, изданных на 26 языках. Один из самых высокооплачиваемых консультантов в мире. С 2011 года Адизес проводит в России семинары для руководителей компаний, принимает участие в инвест-форумах. Премьер-министр Дмитрий Медведевдал такую оценку его выступлениям: «Рекомендации профессора Адизеса порой поражают своей простотой и универсальностью, а емкие отточенные фразы и меткие определения – одни из самых цитируемых в деловых кругах». С 2012 года Адизес помогает Сбербанку и нефтехимической компании «Сибур» провести перестройку организационной структуры центрального аппарата. В том же году в России начал работу Институт Адизеса, его работу курирует вице-президент по операционной деятельности института Питер Штром. Среди клиентов института в России – компании «1 С-Рарус», «Рольф» и др.

Ицхак Адизес впервые приехал в Россию по приглашению ИБДА РАНХиГС и с тех пор провел уже четыре лекции в Президентской академии. Его первые две книги на русском («Управление жизненным циклом корпорации» и «Стремление к расцвету») были изданы при поддержке ИБДА. Кроме того, ИБДА РАНХиГС – единственная бизнес-школа в России и Восточной Европе, где Ицхак Азидес официально согласился быть научным консультантом. И, хотя с тех пор он консультировал Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева, выступал в Сбербанке и др., он никогда не забывает заехать в ИБДА РАНХиГС и выступить перед выпускниками.

Источник:

Газета РБК. Часть 1.

Газета РБК. Часть 2.

Видеоинтервью с Ицхаком Адизесом



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок