28.01.2015

В ИБДА РАНХиГС выступил один из ведущих мировых экспертов в вопросах лидерства и менеджмента, эффективности ведения бизнеса и государственной службы Ицхак Адизес. Он провел мастер-класс «Секрет успеха управленческих систем».

Гостя представил проректор РАНХиГС, ректор ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов, подчеркнув, что «другого такого носителя собственного метода, который работает и помогает выпускникам Академии и людям во всем мире, нет». Доктор Адизес является научным консультантом по программам  MBA Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС и имеет звание почетного доктора Академии. Эксперт регулярно выступает в стенах ИБДА РАНХиГС.

Ицхак Адизес рассказал о взаимосвязи успеха с культурой уважения и доверия, о главной проблеме в российской культуре, о собственной формуле успеха для любой системы и необходимых факторах для эффективности любой компании. В связи с текущей кризисной ситуацией гость отметил: «Считаю, что кризис – это хорошо, поскольку это время необходимых изменений. Именно в кризис мы начинаем задавать вопросы: как мы живем, и что необходимо изменить?» Ведь причина сбоя всегда в нас самих, а не во внешних факторах, которые лишь помогают заметить существующие проблемы. «И проблемы России не в санкциях и падении цены на нефть, а в самой России, необходимо обратиться к источнику проблем», – уточнил эксперт и поделился своими наблюдениями о том, что в российских компаниях не принято дискутировать с руководством.

При этом компания успешна настолько, насколько хорошо мышление тех, кто в ней работает, а соображения одного человека недостаточно. В этой связи цель обучения в России именно в том, как начать взаимодействие в компании. Причиной сложившегося в нашей стране корпоративного поведения доктор Адизес назвал культуру страха, которая пришла еще со сталинских времен. Эту автократичность сложно изменить, а кроме этого необходимо учитывать следующие особенности: если дать свободу тем, кто привык к автократии, то получается анархия, люди привыкли к руководителям-автократам. Получается некий замкнутый круг.

Если говорить о ситуации в мире, цены на нефть упали, поскольку возник избыток предложения: открыты новые месторождения, а государства стараются переходить на альтернативные источники энергии. В этих обстоятельствах России необходимо изменить структуру экономики, должны быть созданы новые отрасли, а предпринимательство плохо развивается в атмосфере страха. Поэтому так необходимо ощущение безопасности, отсутствие боязни государства и уверенность в верховенстве закона.

Люди быстро переходят от вопроса «что не так?» к вопросу «кто не такой?», отметил спикер. В такой ситуации опасно выступать вперед и брать ответственность на себя, а это не предпринимательский дух. «Если Россия хочет значительно изменить свою экономику, то должна изменить управленческую культуру», – сказал Ицхак Адизес. Необходимо проводить больше семинаров и передавать опыт по командному решению проблем при сохраняющемся контроле со стороны руководства. «В этом суть моей методики, руководитель должен всех слышать и принимать решение уже на основе этих мнений», – подчеркнул гость.

То есть необходимо формирование культуры взаимного уважения и доверия. Уважение связано с признанием права другого думать по-иному, а доверие – с реализацией решения. Нужно быть готовым заплатить определенную цену за свое решение. Жизнь состоит из конфликтов интересов, но необходимо сотрудничество. Для сторон достаточно общих взаимовыгодных целей на стратегическом уровне, отмечает Ицхак Адизес.

Затем эксперт пояснил действие культуры доверия на примере распространенной поговорки: «Что-то даешь, а что-то берешь». Выражение звучит по-разному в разных странах, и там, где последовательность действий иная, как раз распространены проблемы с культурой доверия (например, Ближний Восток). При культуре взаимного уважения и доверия возникает открытость и дух предпринимательства, вследствие чего происходит рост экономики. То есть дело совсем не в природных ресурсах (Швейцария, Япония). Управленцы и работники, правительство и бизнес должны быть объединены.

«Я пришел к пониманию, что секрет успеха любой системы (страна, организация, семья и т.д.) всегда зависит от определенного соотношения между внешней интеграцией возможностей с потребностями рынка и внутренней дезинтеграцией (напрасно потраченная энергия)», – поделился доктор Адизес. Имеющийся объем энергии всегда размещается прогнозируемым образом: сначала на дезинтеграцию,  и только оставшаяся – на интеграцию. Поэтому необходимо минимизировать потерю энергии на дезинтеграцию через доверие и уважение. Страны, которые поступают таким образом, нацелены на решение задач.

«Дело не в ресурсах, а в том, что вы собой представляете», – настаивает эксперт. Кроме того, для успешности в деле также крайне важно доверие и уважение в семье.

Ицхак Адизес выделил факторы, которые помогают создать необходимую корпоративную культуру (по восходящей важности):

  • качество работников (но проблема в первую очередь в системе);
  • общее видение и ценности (нужно определить мотивацию – для чего существую, а не почему);
  • правильно выстроенная структура компании (распределение обязанностей и полномочий);
  • эффективный механизм принятия совместных решений (следование установленным правилам, например, не прерывать выступающего, начинать и заканчивать вовремя).

«Мы разные, и это необходимо учитывать при получении обратной связи и изложении информации другому, – подытожил доктор Адизес. – Успех определяет то, что представляет собой культура в стране».

Выступление эксперта собрало полный зал и вызвало большой интерес. Отвечая на вопросы собравшихся, гость отметил, что во время кризиса важно сосредоточиться на внутренней работе и изменениях.

В рамках состоявшегося визита в Академию Ицхак Адизес также встретился с ректором РАНХиГС Владимиром Мау, с которым они обменялись видением экономической ситуации и перспектив в управленческом образовании.

 

 




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок