16.05.2011

Белый лоббизм

Михаил Владимирович Дворкович имеет большой опыт работы в государственных структурах и сфере GR: он возглавлял одно из подразделений Департамента общественных связей Минэкономразвития России и объединенный Пресс-центр ФЦП «Электронная Россия», был вице-президентом и начальником Управления специальных проектов МДМ Банка, директором Департамента общественных связей, корпорации MIRAX GROUP, а  с 2008 года является Председателем Совета директоров Коммуникационной группы «ПРЕСС ХОЛЛ».

13 мая 2011 года Михаил Дворкович согласился провести эксклюзивный мастер-класс специально для слушателей ИБДА, который, несмотря на позднее время, продлился три часа и дал возможность присутствующим не только услышать рассказ о том, что такое «Белый лоббизм», но и узнать множество историй из личной практики эксперта, а также вступить с ним в полемику. Доверительная атмосфера, в которой прошел  семинар, искренность и откровенность Михаила Владимировича позволили превратить обычный мастер-класс в уникальную и запоминающуюся встречу.

«Недавно мы вместе с журналистами одного из деловых изданий проводили исследование рынка GR (government relations) и поняли, что в России на данный момент существует всего десять универсальных лоббистов, людей, работающих в рамках нормативно-правовой базы, – начал свой мастер-класс для слушателей программы Executive MBA ИБДА председатель комитета по взаимодействию с органами власти Ассоциации менеджеров России и президент Ассоциации предпринимателей «Новое дело» Михаил Владимирович Дворкович. – В связи этим мы приняли решение со следующего года в одном из вузов, вероятно именно в этом вузе, ввести такое направление как «Взаимодействие с органами власти». Это будет одна из самых востребованных профессией в ближайшие лет пять».

 

По мнению Михаила Дворковича, цели государства и бизнеса совпадают, однако, задачи понимание законодательства, подход к исполнению обязанностей, к логистике принятия решений и логика мышления принципиально разная. «Профессия джиарщика – это профессия переводчика с языка бизнеса на язык чиновничества и наоборот», - заявил он.

 

«Каждый лоббист в России работает, как на минном поле, - с сожалением сказал спикер, обращая внимание на отсутствие эффективного рынка, механизмы которого необходимо учитывать при установлении взаимоотношений бизнеса и власти. – Он сталкивается с несовершенным законодательством, частыми противоречиями региональному, муниципальному и федеральному законодательству, различными трактовками нормативной базы разными ведомствами, своеобразным понимание бизнесменами, чиновниками одного и того же закона».

 

«Меня часто спрашивают, какие существуют направлениями GR, - предвосхитил вопрос аудитории выступающий. -  Это может быть законотворчество и влияние на  законотворческий процесс. Многие мне возразят, сказав, что в России никакой закон «протащить» невозможно. Возможно. Если он полезен для страны или по крайней мере не вреден. В любом законе можно всегда предусмотреть какие-то нюансы, которые не ухудшают его для граждан и для государства, но при этом создают определенные рыночные ниши».

 

Следующим видом был назван лоббизм, затрагивающий вопросы псевдосаморегулирования на рынке. «Существуют некие сферы, остающиеся законодательно не урегулированными, но требующие определенной систематизации. Бизнесу требуются полномочия, чтобы саморегулироваться в этих сферах. Тогда вступают в игру лоббисты и предлагают компромиссы, системы поддержек со стороны региональных, муниципальных, федеральных чиновников. Недавний пример - корпорации регионального развития, создание индустриальных парков».

 

Нередко лоббизм связывают с назначениями на должности чиновников. «Это притча во языцех, - прокомментировал Михаил Дворкович. - Назначить человека на какую-то должность можно, но есть несколько условий. Во-первых, человек должен соответствовать должности. Во-вторых, никаких денег. Как только в процессе назначения на должность начинают фигурировать деньги, это становится нарушением закона, а следовательно, грозит возможной посадкой этого человека и того, кто взял деньги. Люди, которые подписывают назначения, никогда этих денег не видят. Деньги оседают в карманах мошенников».

 

Так как среди слушателей немало частных предпринимателей, аудиторию волновал вопрос, как работает GR в контексте малого бизнеса.  «Я не вижу сейчас больших препонов для развития малого бизнеса в стране, - поделился своим мнением Михаил Владимирович, однако, признал, что многочисленные проверки создают определенные сложности. – Сейчас действует такое законодательство, в частности пожарные нормы, что нарушения можно найти у любого. Но понятно, что большая часть этих нарушений надуманная. Есть нарушения критичные и некритичные. Нормы зачастую имеют двойные трактовки. Необходимо защищать свои права».

 

Михаил Дворкович рассказал о недавно созданной Ассоциации предпринимателей «Новое дело»: «У нас будет два интернет-портала. Один из них – видеопортал, где члены Ассоциации, у которых есть, например, рестораны или магазины, смогут публиковать видео проводимых у них проверок. Угроза того, что видео- и аудиозапись будет выложена в Интернет заставляет проверяющих вести себя иначе. Второй портал будет создан для рассмотрения документов. Использование открытого информационного поля является мощным оружием, но вместе с этим и представляет значительный репутационный риск для бизнесменов, если их правота не будет доказана. Если вы уверены, что ваша совесть чиста по отношению к закону - то правда на вашей стороне».

 

Кроме этого, Михаилу Владимировичу было адресовано множество вопросов о том, какие отрасли будут перспективны, и как будет развиваться страна, почему Россия не может пойти по пути развития Китая, и за счет каких денег будут проводиться подготовка к спортивным мероприятиям, подобным Олимпиаде в Сочи и Чемпионату Мира по футболу. Ответ на другие вопросы, которые слушатели не успели задать, Михаил Дворкович пообещал дать на последующей встрече, которая состоится уже этим летом.

 

 




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок