О тенденциях в образовании рассказала декан Факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, заведующая кафедрой гуманитарных наук, деловой этики и социальной ответственности д. филос. н., профессор Ирина Колесникова.
– Недавно был опубликован рэнкинг ведущих университетов, где как пример для подражания назван крайне высокий конкурс и проходной балл по трем ЕГЭ – около 270 баллов. Что можно сказать о проходном балле на ваш факультет за последние три года?
– За этот период у нас столько и есть. Это связано с тем, что у нас достаточно популярная программа, а достижение – это сами выпускники. У нас очень показательные результаты по их трудоустройству, студенты работают по специальности в хороших компаниях. Начинают, как правило, уже после 3 курса (например, в компаниях L’Oréal, ENEL и др.). Довольно часто их карьерная траектория такая, что они сначала тренируются в больших компаниях, а потом начинают свое дело. Нам удалось соединить две ключевые компетенции наших прародителей – МГИМО, с которого мы начинали международную ориентацию, и АНХ при Правительстве РФ как кузницы руководящих кадров.
– Вы уже начали говорить о преимуществах. Какие, на ваш взгляд, основные конкурентные преимущества у факультета и ИБДА РАНХиГС на российском рынке?
– Наше главное преимущество в том, что ИБДА – это именно бизнес-школа. Ведь раньше в рамках бизнес-образования были только дополнительные программы MBA, Executive MBA и т. д. Сейчас все чаще бизнес-школы работают и для магистров, бакалавров, и в этом есть резон. Потому что все-таки бизнес-мышление – особое.
Специфика этого направления в том, что большую роль здесь играет доверие к себе и собственному разуму. Без этого невозможны самостоятельные решения, а следовательно – никакие прорывы, проекты, ничего. Должен быть определенный психологический склад личности, гибкость, адаптивность, способность выстраивать отношения с людьми – это то, что называется soft skills. За этим стоит способность не наступать на одни и те же грабли, находить какие-то выходы и нетривиальные решения. Бизнес-образование в ИБДА ориентирует людей на бизнес.
У нас хорошая международная составляющая – больше половины студентов 3 курса уезжает за границу, и к нам приезжают по программе обмена иностранные бакалавры. Мы очень серьезно подходим к обменным программам, фактически у нас полтора курса идет на английском языке, это позволяет нам принимать зарубежных студентов и отправлять наших. Там для них доступна целая палитра новых специализаций.
Еще одно преимущество – ориентация на развитие личности. Мы собираемся ввести коучинг не как предмет, а как институт для того, чтобы лучше понимать психологические и личностные особенности студентов, чтобы они учились с большим смыслом и понимали себя. В нашем переменчивом мире капитализироваться может наличие у человека внутреннего стержня, его индивидуальные качества и особенности. Мы помогаем выявить эти личные особенности из унифицированного контекста и выстроить реальную индивидуальную траекторию образования.
– Расскажите подробнее о международных проектах, о вузах-партнерах. Что дают эти международные связи конкретному студенту и почему это важно?
...