22.12.2008


 
 И.Адизес видео  

- Доктор Адизес, Вы являетесь научным консультантом   программ МВА и ЕМВА нашего Института Что это для Вас? Почему Вы, всемирно известный профессор, с колоссальным опытом, много работающий за рубежом, решили, что для Вас это важно? В чем Вы видите свой интерес?

-      Прежде всего, для меня это был выход на российский рынок. Именно ИБДА АНХ впервые представил меня России. Благодаря Институту  в России узнали о моей методике. Именно вы познакомили меня с издателями, которые, скорее всего, ничего обо мне не знали, но благодаря вашей репутации и положению, которое вы занимаете в бизнес образовании, они согласились издать мои книги. И теперь я известен в России. Это первое.
Кроме того, я имею абсолютно четкое понятие о том, каким должно быть обучение управлению, и, являясь научным консультантом Института, я надеюсь, что  могу оказать некоторую помощь в  построении учебного плана, посоветовать, что учить, с тем чтобы через вашу структуру повлиять на обучение управлению в России. Это моя вторая цель.

 

- Насколько я знаю, бизнес образование представляет для Вас большой интерес. У Вас есть свое видение того, как оно должно развиваться. С Вашей точки зрения, каким путем мы должны идти, чтобы стать не только самой крупной и старейшей школой бизнеса России, но также одной из самых успешных школ на постсоветском пространстве, в Европе, а может быть, и в мире?

- Почему вам удалось сделать такой серьезный рывок вперед? Потому что вы отличались от других.

Если вы такие же как другие, вы никогда не добьетесь серьезного успеха. Так в чем же вы можете быть отличными от других? В том, что вы должны удовлетворять реальным, а не воображаемым потребностям. У меня есть работа, которую я назвал «Чего не хватает?» - я думаю, вы с ней знакомы, - где я рассуждаю о сегодняшних бизнес школах. На мой взгляд, они учат людей обращать внимание только на материалистические нужды. Чем больше, тем лучше. Более крупные компании, более высокие заработки, больше прибыль и т.п. – это похоже на то, как если бы женщина измеряла  свое счастье количеством пар обуви или количеством одежды, которые у нее есть.  На самом деле, нашим лидерам необходимо добавить духовной направленности, и бизнес школа, которая обладает таким компонентом, будет иметь безусловные преимущества перед теми, кто преследует  только коммерческий интерес.
Возможно, подобная постановка вопроса преждевременна для России, и я не хотел бы навязывать вам ценности, которые актуальны для американцев. Для вас сейчас действительно первостепенными являются экономический рост и экономический успех. И тем не менее, можно хотя бы заронить семена такого подхода и постепенно научить людей быть ориентированными не только экономически, но и социально. Именно это могло бы сделать вашу школу отличной от других.
Второй шаг, который, на мой взгляд, мог бы оказаться полезным, это преодолеть близорукость, которой страдают практически все школы бизнеса. Они пытаются научить слушателя, как стать более успешным управленцем, вместо того, чтобы научить его, как стать успешным игроком команды, как себя вести в разнородной  команде, как справляться с конфликтными ситуациями, как слушать других людей, как строить взаимоотношения с ними и т.п. К сожалению, в большинстве бизнес школ этому не учат. А ведь главной задачей является научить людей, как различные решения привести к общему знаменателю и выработать общее решение, несмотря на различия. В этой связи мне хотелось бы, чтобы этот совет дошел до всех заинтересованных лиц, и я надеюсь, он поможет  улучшить образовательную программу.
Если бы мне пришлось составлять учебный план для программы МВА, я бы увеличил время для обучения через опыт – групповые анализы и решения кейсов, когда студенты с различными взглядами, стилем общения формируются в единую группу, а задачей профессора является заставить их прийти к общему решению, за что выставляется и общая оценка.
Когда я преподавал  в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе, у нас были специальные комнаты для занятий, которые мы называли лабораториями поведенческой науки. Это комната, в которой все внутренние стены зеркальные. Но если вы находитесь в соседнем помещении, эти стены для вас стеклянные и прозрачные.  В комнате-лаборатории находится группа студентов. Они получают кейс. Кейс изобилует конфликтными ситуациями. Задача студентов – выработать общее решение. Именно от этого зависит оценка их работы. Все, кто сидят в помещениях вокруг этой комнаты, имеют возможность наблюдать, оставаясь невидимыми для группы.  Иными словами, они следят за процессом во всей его динамике. И уже по окончании вы показываете им, как правильно это делать. Именно этим занимался я.
Существует специальная методика, обучающая, как разнородная группа может работать вместе, несмотря на различия, а именно в силу своих различий. Вместе они могут выработать более разумные и интересные решения. Как этого добиться? Существует целый курс, построенный на кейсах. Студенты должны работать вместе, учиться слушать друг друга, вместе диагностировать проблему, определить параметры решения, составить план реализации этого решения и т.п. Я полагаю, что это именно то, чего не хватает бизнес школам. Они не учат этому, потому что они не знают, как этому учить, как учить работать с людьми, которые думают иначе, чем ты, как учиться друг у друга, как в конечном итоге находить общие решения, решения, к которым никто из вас не пришел бы поодиночке.
Бизнес школы в большинстве своем родились на базе школ экономики. И ваша тоже. Экономисты мыслят иными категориями. У них есть формулы, таблицы, графики, понятие прибыли и правильное решение. Экономисты – это не кто иные как финансовые менеджеры. Менеджмент – понятие гораздо более широкое. Это не просто цифры, это люди, структура, конфликты, политика и как вы всем этим управляете. Вот чему надо учить, вот чего не хватает школам бизнеса. Я думаю, я мог бы быть полезным в этом направлении.
Если вы хотите совершенствоваться, вы должны меняться. В вашем учебном плане, как и во всех школах бизнеса, есть стратегия, маркетинг, финансы, бухучет – классическая схема. А вам абсолютно необходимо сделать акцент на обучении управлению.
Вы, наверное, обратили внимание, что спрос на программы МВА прошел свой пик. Компании не очень охотно берут на работу выпускников таких программ, считая, что они по существу являются прикладными экономистами. В Америке ни одна школа сегодня не учит управлению.  Я единственный, кто остался. Я мог бы помочь вам составить программу, которая обучала бы истинному менеджменту, ставя во главу угла не содержание, а процесс, во всей его динамике. Такое обучение должно строиться на использовании личного опыта учащихся – недостаточно прочесть книгу и сдать экзамен. Принятие общего решения через несогласие, конфликты, убеждения – вот цель, и оценка участников зависит, насколько успешно они ее осуществят.
- В чем вы видите основные различия между российскими и западными менеджерами? Какие шаги вы посоветовали бы российским менеджерам в сегодняшней непростой ситуации?
- У меня еще не было опыта работы с российскими компаниями. Первая российская компания, с которой я планирую начать работать в апреле, - это крупная газовая корпорация. Возможно, после этого я смогу дать вам более четкий ответ. Но мне кажется, исходя из того, что я знаю о России, ваша история – это история страны с централизованной властью и сильным хозяином. У вас нет истории демократии, у вас была история царя, диктатора, а теперь премьер-министра. Общим показателем является понятие сильной руки. Я не знаю, как в вашей стране складываются отношения в семье, кто в семье хозяин, но нахожу это обычно показательным, так как считаю, что можно провести параллель между управлением компанией и управлением семьей. Скорее всего, в вашей стране, главной управляющей силой в семье является отец…
- Не обязательно. Все зависит от того, в каком регионе вы живете, от самой семьи, вашего образования, национальности, ведь в России проживает более 170 национальностей.
- Тогда методика Адизеса должна великолепно подойти России, потому что я обучаю, как работать в разнородной группе, как работать с людьми другой культуры, с другим стилем управления и как добиться результата, который удовлетворил бы всех.
Возвращаясь к вопросу о различиях между россиянами и американцами. Из моего опыта общения с аудиторией, я могу сделать вывод, что российские менеджер большие космополиты, большие философы по природе и гораздо большие романтики. Я не знаю ни одной другой страны, где цветы бы продавались через каждые 100 метров 24 часа в сутки. Значит кто-то их покупает в 2 часа ночи?      
Очень романтическая страна. Вот откуда ваши песни, баллады, романсы, поэзия. Именно в этом я вижу различие между российскими и американскими менеджерами. У американцев нет такой романтической составляющей. Они более практичные. Время – деньги; они не хотят слишком много времени на разговоры, они не хотят слишком много думать, они хотят найти решение – сколько это стоит, стоит ли оно того и т.п. Они очень заземленные, практичные и жесткие.
Общаясь с россиянами, я также обратил внимание на присутствие интеллектуального компонента. Они хотят понять, в этом есть элемент философии. Я думаю, что Россия – более подходящая страна для внедрения методики Адизеса, нежели Америка, потому что американцам в первую очередь важны цифры, результат, целесообразность. В России есть желание понять. Самая большая ошибка, которую вы могли бы сделать, это попытаться копировать американцев.
- И последний вопрос. Как вы знаете, в этом году наш Институт празднует свое двадцатилетие, и по существу двадцатилетие бизнес образования в России. Что бы вы пожелали нашим студентам и выпускникам, особенно на ближайшие два года, учитывая сегодняшнюю ситуацию?
- Не на два года, а на всю жизнь. Много лет назад я давал интервью на радио одному известному журналисту. Он обратился ко мне со словами: «Доктор Адизес, теперь, когда вы на вершине славы, что бы вы пожелали себе в преддверии нового года?» И я сказал: « Я желаю себе, чтобы в будущем году я оказался несогласным со всем, что я считал правильным в этом году. Это будет означать, что я чему-то научился.»
Поэтому мое пожелание ИБДА АНХ заключается в том, чтобы в программы следующего года отличались от программ текущего года, чтобы вы постоянно менялись и чтобы ваши выпускники никогда не думали, что они закончили учиться. Пусть они постоянно возвращаются в Институт и берут хотя бы один курс в год. Во всех других профессиях, по крайней мере, в Америке, люди должны постоянно проходить специальные курсы, иначе они лишатся своей лицензии. В медицине, например. То же самое касается юристов. Менеджеры же получают свой диплом и работают 30 лет. Это колоссальная ошибка. Поэтому говорю вам и вашим выпускникам: сожгите свои дипломы и никогда не прекращайте учиться!
То, что ИБДА – старейшая школа бизнеса, не означает, что она старая. Старейшая – означает более мудрая, а мудрость заключается в том, чтобы постоянно искать пути и возможности меняться!



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок