Скачать статью (pdf)
Свой 50-летний юбилей АМВА* решила ознаменовать специальной программой мероприятий под названием «Год МВА». Первое мероприятие в рамках этой программы состоялось в январе в РАНХиГС на ежегодном престижном Гайдаровском форуме.
*AMBA (Association of MBAs) — международная организация, основана в 1967 г., занимающаяся аккредитацией бизнес школ и программ MBA (Магистр делового администрирования)
Вашему вниманию предлагается специальный репортаж Леа Картер, подготовленный в сотрудничестве с Институтом бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Среди спикеров были ректор РАНХиГС Владимир Мау, проректор РАНХиГС, директор ИБДА и президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов; первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета Константин Кротов; Генеральный директор Dell Russia Борис Щербаков и Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в России Лори Бристоу.
Открыл встречу Ректор РАНХиГС В.Мау, который поприветствовал участников и гостей встречи, поздравил АМВА с юбилеем и признал огромное значение аккредитации в АМВА для управленческого образования в России. Посол Лори Бристоу, сам выпускник программы MBA Открытого университета, отметил, что он был одним из первых пяти государственных чиновников Великобритании, получивших образование MBA.
«Я сделал это для развития карьеры», - пояснил он. «Карьерный рост, безусловно, требует от нас саморазвития. Необходимо постоянное обучение, получение новых и совершенствование навыков, что и делает нас востребованном в деловом мире, который постоянно меняется. Изменения, креативность и стремительно-меняющийся мир диктуют правительствам необходимость дальнейшего движения и управления изменениями. Основная задача для лидеров - оставаться открытыми к творчеству.
Он также затронул тему взаимоотношений власти и бизнеса, и добавил: «В Великобритании эта связь достаточно тесная. И мне постоянно нужно использовать то, чему я учился на программе MBA. Все, что я делаю - это результат того обучения».
В своем обращении к слушателям и выпускникам MBA профессор Кротов сказал: «Мир стремительно меняется, а мы часто не понимаем, почему это происходит. У нас зачастую, нет времени это осознать эти изменения. Мир движется быстрее, чем мы можем реагировать на эти изменения.»
Относительно программ MBA он добавил: «Студентам больше не нужны универсальные теории, они хотят видеть конкретные примеры и инструменты, которые они могут использовать. АМВА играет огромную роль не только как аккредитующий орган, но и, она ориентируется на высокие стандарты и передовые бизнес-практики.»
Генеральный директор Dell Russia Борис Щербаков говорил о взаимном обогащении бизнеса и образования с точки зрения улучшения качества программ МВА. «Нам нужны менеджеры... чтобы говорить с ними на одном языке, разделять общие ценности и цели на межкультурном уровне», - сказал он. «Иначе мы не будет успешны в мире большого бизнеса. Это и есть процесс непрерывного обучения.»
Но он также предупредил: «MBA является лишь частью этого процесса обучения, который начинается еще в детском саду. Бизнес-школам следует сосредоточиться в процессе этого обучения,не только на том, что и как делать, но и как управлять, руководствуясь профессиональной этикой и законами морали. Я бы порекомендовал сделать упор на эмоциональный интеллект, потому что именно это помогает людям находить общий язык друг с другом. В бизнесе люди взаимодействуют друг с другом, и поэтому и здесь существует необходимость в эмпатии. По этой причине фундаментальным ценностям, этическим нормам и честному бизнесу должны учить еще в школе.»
Выпускник программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС, вице-президент и глава Сектора «Потребительские товары» Philips в России и СНГ Максим Кузнецов рассказал о своем опыте: «До обучения на программе МВА у меня уже был 15-летний опыт работы в транснациональных корпорациях. Но в ходе обучения мы постоянно делились навыками и опытом с однокурсниками, и эта программа заставила меня многое поменять и выйти из моей зоны комфорта. Речь идет о том, что топ менеджеров необходимо учить лидерству, но и тому, что они в определенных обстоятельствах могут быть ведомыми. Это жизненно важный навык.
Он согласился с мнением Бориса Щербакова о важности развития эмпатии, добавив: «Эмоциональный интеллект и навыки межличностного общения не поддаются количественному измерению, но именно они отличают хороших лидеров.»
Завершая дискуссию, Президент АМВА сэр Пол Джадж отметил: «Некоторые люди скептически настроены относительно МВА, но управленческое образование постоянно меняется.»
«Маловероятно, что сегодняшние слушатели будут работать на одном месте всю жизнь, и поэтому нам необходимо развивать новые навыки для решения ранее неизвестных проблем. Многие слушатели в ближайшем будущем будут вынуждены овладевать профессиями, которые еще пока не существуют.»
Он добавил, что дистанционное обучение становится все более распространенной практикой, но вместе с тем отметил, что именно взаимоотношения людей является важнейшей чертой бизнес-образования.
«Бизнес-школы должны внимательно анализировать результаты обучения на программах», - считает он. «За прошедшие десятилетия бизнес-образование претерпело существенные изменения. В начале оно было формальным и функциональным, потому что студенты должны были научиться говорить на языке бизнеса. Но в 80-х гг. оно сосредоточило свое внимание на взаимодействии людей, на работе в команде. Затем оно шагнуло вперед к решению более сложных задач, таких как взаимодействие с заинтересованными сторонами и учета глобальных трендов.
Подводя итоги, он заметил: «Большую часть вашей жизни Вы учитесь. И лучшей формой, вероятно, является смешанное обучение. Какие то основные знания и факты можно почерпнуть с помощью компьютера, но затем все это должно обсуждаться в ходе занятий в аудитории.
«Эффективный лидер должен использовать оба полушария своего мозга. Образования развивает преимущественно левое полушарие головного мозга, поскольку эти показатели легче измерить. Но мы должны поощрять двустороннее развитие: и умственных способностей и эмоционального интеллекта. Лидерам необходимы аналитические способности, но для взаимодействия с людьми так же важно и сопереживание.»