15.01.2022

Как изменилось образование в «новой нормальности», сложившейся под воздействием пандемии коронавируса и запросов на перемены, которые назрели еще до ее начала? Какие специальности будут востребованы в будущем? Что могут сделать бизнес-школы, чтобы подстроиться под новую реальность? Ответы на эти вопросы в рамках Гайдаровского форума-2022, который проводился в РАНХиГС, искали участники дискуссии «Создавая новую нормальность для бизнес-образования», модератором которой выступил директор AMBA & BGA Эндрю Мейн Вилсон.

В обсуждении участвовали президент и главный исполнительный директор AACSB International Карен Бак-Дадли, исполнительный декан King’s Business School Стивен Бах, декан Антверпенской школы менеджмента (AMS) Стивен Де Хэйес, декан исполнительного образования Роттердамской школы менеджмента (RSM) Никола Клейн, проректор и директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов и декан Лондонской школы бизнеса Франсуа Ортело-Мане.

«Всем великим переменам предшествует хаос», — процитировала Карен Бак-Дадли американского врача и писателя Дипака Чопру. Хаос, по ее словам, поставил перед образованием адаптационные задачи, с которыми оно никогда не сталкивалось. Пандемия заставила пересмотреть работу бизнес-образования от набора учащихся до форматов преподавания и перспектив трудоустройства выпускников. «Традиционно система образования рассматривалась как система передачи знаний, а преподаватель — как их источник. Теперь это проводник и коннектор, который сотрудничает с учащимся, помогая ему понять связь знаний с потребностями реального мира». Кроме того, отметила Бак-Дадли, методики обучения надо изменять с учетом перемен на рынке труда, поскольку управление коллективом в онлайн-режиме тоже требует совершенно новых навыков.

«Новая нормальность» — это хрупкий мир, отметил Сергей Мясоедов, добавив, что российское бизнес-образование за свою приблизительно 30-летнюю историю успело привыкнуть к переменам и потрясениям, но пандемия бросила ему нетипичный вызов. «Мы вдруг встали перед фактически изоляцией, когда пришлось закрывать университеты и программы переподготовки руководителей, и обнаружили, что за несколько недель вся среда может измениться, а нам придется адаптироваться к этим изменениям», - сказал проректор РАНХиГС.

По словам Мясоедова, вопреки опасениям, спрос на бизнес-образование быстро восстановился до 90% от прежнего уровня, но пришлось искать нестандартные решения: например, вместо недоступного из-за пандемии модуля переподготовки лидеров в Лондонской школе бизнеса пришлось переместить программу в филиал в Дубае, и ее прошли около 200 студентов. «В результате мы заново восстановили заграничные модули, смогли увеличить набор, в 2021 году он был гораздо выше, чем в 2020 году», — рассказал директор ИБДА РАНХиГС.

Пандемия заставила образование и бизнес выйти из парадигмы устойчивого развития и системного мышления — теперь запрос идет на то, чтобы не просто не вредить окружающей среде, а улучшать ее и общество, заявил декан Антверпенской школы менеджмента Стивен Де Хэйес. По его мнению, бизнес-школы могут взять на себя роль коллективного лидера в этом движении, мысля «глобально, критично и экологично». Де Хэйес предложил создать на базе бизнес-школ платформы, формирующие и транслирующие новые ценности, которые будут приносить пользу обществу в условиях новой нормальности.

Не стоит соблазняться мыслью о том, что с уходом пандемии мы вернемся к прежней жизни, убеждена декан исполнительного образования Роттердамской школы менеджмента Никола Клейн – пандемия лишь проявила проблемы, которые сформировались до нее. «Мне кажется, что в «новой нормальности» мы должны сохранить опору на доказуемые высококачественные наблюдения и работу с ними научным методом. Мы видим демократизацию доступа к данным, любой может его получить, но нам нужно не потерять научную строгость», — обратилась она к коллегам. Бизнес-школы, по ее словам, должны «рассматривать все общество в качестве адресата своей деятельности и предоставлять услуги существующей когорте менеджеров и бизнесменов, чтобы помогать им эффективно работать».

При этом Клейн отметила связанную с пандемией проблему выгорания и у студентов, и у преподавателей. С ней согласился и исполнительный декан King’s Business School Стивен Бах, добавив, что на систему образования легла огромная нагрузка. За последний год было внедрено больше изменений, чем за пять или десять лет до этого. По его словам, необходимо искать баланс между развитием технологий и эмоциональной составляющей образовательного процесса, эмпатией, которые практически невозможно заменить чем-то онлайн. «Нам очень повезло, что жажда знаний не уменьшается. Нам пришлось доказывать отдачу от инвестиций, которые слушатели делают в наши программы. Мы понимаем, что живем в сложном мире и нам необходимо соответствовать карьерным ожиданиям наших студентов», — поделился наблюдениями Бах, призвав рассматривать студентов как полноправных сотворцов образовательных программ и делать акцент на их ментальном развитии.

Фото: Щербак Александр/Фотохост-агентство ТАСС

Источник



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок