03.02.2021

Весной прошло года в связи с эпидемиологической обстановкой в стране студенты РАНХиГС были переведены на дистанционное обучение. А уже с 8 февраля в Академии возобновляется традиционный очный формат обучения. Как проходила адаптация преподавателей и студентам к новому формату? Какие методики и инструменты оказались полезными в онлайн-образовании?

Преподаватель-часовик Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) по дисциплине «Организация ВЭД» Юлиана Латыпова:

– Мой первый рабочий день в ИБДА РАНХиГС совпал с переходом на дистанционное обучение. На тот момент у меня практически не было опыта общения по видеосвязи. Я не знала функционала онлайн-платформ и чувствовала себя максимально некомфортно. Я нервничала, что могу нажать не ту кнопку, что будут помехи с изображением и звуком, не понимала возможностей Zoom. Например, я воспользовалась «демонстрацией экрана», чтобы показать презентацию, но не осознала, что эту же команду я могу использовать, для того чтобы вести записи в режиме реального времени, как на обычной доске. Первое занятие оставило после себе ужасное впечатление, но уже на второй встрече со студентами я пришла к выводу, что работать можно, а к концу учебного года и вовсе не чувствовала разницы между очным и дистанционным преподаванием.

Я стала более тщательно работать над презентациями, потому что поняла, что онлайн-лекция без визуального сопровождения будет ребятам не понятна и не интересна. Я также не придерживалась чёткого разделения занятий на лекции и семинары. В течение одной встречи мы то работали со студентами вместе, то разбирали отдельные фрагменты темы, где за объяснение уже бралась я.

Плюсы:

  • В некоторой степени онлайн-занятия разрешают проблему с посещаемостью: подключиться к конференции явно проще, чем дойти до аудитории, поэтому у студентов почти всегда есть возможность присутствовать на паре, если, конечно, они сами этого желают. К тому же есть возможность записать занятие и посмотреть его, чтобы наверстать пропущенный материал.
  • Перед студентами всегда есть чёткая картинка с презентацией или текстовым файлом, где мы общими усилиями решаем задачу или делаем записи. А через чат можно дать прямую ссылку на нужный ресурс, а не надиктовывать название нужного документа или описывать маршрут перехода по вкладкам сайта.

Минусы:

  • У студентов неравные технические возможности: кто-то заходит в конференцию с компьютера или ноутбука, а кто-то – с телефона или планшета. Во втором случае не всегда удавалось в полной мере вовлечь ребят в учебный процесс, например, предложить им решить задачу через «демонстрацию экрана», как если бы они вышли к доске.
  • Все-таки очень не хватает живого общения со студентами.

На мой взгляд, на протяжении всего курса студенты сохраняли единый темп работы. Ребята, которые с первых пар проявляли готовность заниматься, добросовестно выполняли все предложенные им задания до самого последнего семинара. Я считаю, что на энтузиазме сознательной категории слушателей дистанционное обучение никак не сказалось. Однако я заметила, что с переходом на онлайн-пары работающие студенты стали больше посвящать себя работе. В ряде случаев такое совмещение приводило к тому, что в приоритете оказывалась именно работа, а не учёба.

Я рада возвращению в аудиторию, но в ближайшее время мне предстоит проводить занятия в смешанном режиме: иностранные студенты продолжат учиться дистанционно, пока не будут открыты границы. Наверное, я бы предпочла сохранить онлайн-занятия до полной нормализации учебного процесса, чтобы уравнять условия для ребят. В то же время смешанный формат, возможно, нисколько нам и не помешает.

Доцент Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Борис Мордвинцев:

– Поначалу дистанционное проведение занятий не вызывало особых тревог и сложностей. Однако в дальнейшем стало все более проявляться снижение уровня самостоятельной работы студентов, особенно это было заметно во время устных выступлений на семинарах, при тестировании, а также во время экзаменов. Часть студентов быстро сообразила, что во время ответов можно незаметно пользоваться различными гаджетами. С этим приходилось и приходится бороться.

Кроме того, «на удалении» весьма затрудняется привлечение к участию в обсуждении темы максимального числа студентов, а также снижается уровень воспитательного воздействия. Особенно, если кто-то готовится к другому семинару или, например, едет в метро. Однако, если оценивать в целом, то процесс адаптации к занятиям онлайн постепенно налаживался как со стороны студентов, так и со стороны преподавателя.

Конечно, пришлось менять подход к преподаванию. Я преподаю историю. Прежде всего, изменения относятся к семинарским занятиям – нужно было менять систему контроля и устного опроса. Что касается методик, то сохранялись те, которые были направлены на задания проблемно-поискового характера, для подготовки которых необходимо было использовать материалы, как лекций и учебников, так и дополнительных материалов и документов. Сохранились и методики, направленные на формирование навыков сопоставления однопорядковых явлений, на анализ, сопоставление и систематизирование исторических фактов, событий, процессов.

Приобрели большее значение методические приемы, направленные на внеаудиторное формирование интереса студентов к истории:  

  • виртуальные посещения выставок и музеев, как исторических, так и литературно-художественных; 
  • подготовка отчетов-эссе об этих экскурсиях, презентаций с использованием иллюстративных материалов и документов, широко представленных в интернете.

Данные методики, при дистанционном образовании, должны способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного ориентирования в историческом времени и пространстве, адаптации к конкретным историческим условиям и возможности альтернативно мыслить.

Минусы, которые я выявил для себя:

  • отсутствие непосредственного контакта со студентами и оценки непосредственной реакции всей группы;
  • затрудняется как индивидуальная работа, так и вовлечение в коллективное обсуждение большого числа студентов;
  • зачастую многие студенты (речь идет о 1-м курсе) «приходят» на семинар практически не подготовившись к занятиям, кроме тех, кто готовил доклад или сообщение, хотя тема заранее известна всем. Многие рассчитывают на то, что «незаметно для преподавателя» открыв первый попавший под руки интернет-ресурс (как правило Википедию), они как-нибудь выкрутятся.
    Это, конечно, снижает ценность семинара, так как вызывает у студентов затруднение в обобщении материала и выявлении причинно-следственных связей.
  • ослабление межличностного общения между студентами. Что снижает уровень социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Плюсы:

  • экономия времени, которое тратится на дорогу;
  • осознание необходимости самоорганизации и ответственности у ряда студентов;
  • возможность привлечения более широкого круга ведущих специалистов по отдельным темам курса.  

Разница не в начале пандемии и настоящем моменте. Разница в мотивации студента к обучению в целом. Те, кто поступили в Академию получить новые знания, умения, компетенции, в конце концов, высшее образование, были одинаково мотивированы весь семестр. Те же, кто пришли получить допуск к экзамену, а в конечном итоге «бумажку» об образовании, то у них уровень мотивации повышается с приближением сессии.  

В нынешних конкретно-исторических условиях я бы выбрал смешанный формат обучения с преобладанием очной формы.

Доцент кафедры иностранных языков ИБДА Вера Калинина:

– Вести занятия онлайн в самом начале было проще, так как мотивация студентов была иной, чем сейчас. Во-первых, все, или почти все, понимали вынужденность перехода на дистанционное обучение. Студенты знали преподавателей и уже в первом семестре привыкли к их требованиям. Все относились лояльно к ошибкам в использовании платформ и ресурсов — все одинаково на ходу учились. Отсутствие у студентов и преподавателей устройств связи не вызывало протестов — это была экстремальная ситуация. В новом учебном году все устали от ограничений, которые все же есть в онлайн обучении. А это отсутствие реального контакта, взаимопонимания (установление взаимопонимания онлайн гораздо трудозатратнее и требует долгого времени). Новые студенты не имели возможности привыкнуть к новым требованиям новых преподавателей. И, по-прежнему, многие не имеют технических возможностей для полноценной онлайн связи. При такой связи очень трудно проводить оценку академического прогресса.

В целом коммуникативный подход научения через практические речевые действия менять не пришлось. Однако, я была вынуждена отказаться от некоторых видов контроля за действиями студентов и результатами обучения. Пришлось перейти от очного устного контроля за результатами обучения во многих случаях к методам интерактивного онлайн тестирования, так как студенты стали пользоваться онлайн подсказками при устных ответах и возможностью взаимообмена ответами на письменных контрольных работах.

Плюсы дистанционного обучения: для обучения взрослых, мотивированных и дисциплинированных людей на заочном и очно-заочном обучении, а также в экстремальных условиях — погодных или эпидемиологических — это самый лучший способ.

Минусы дистанционного обучения: требует затрат на технологии, требует много усилий для достижения контакта и взаимопонимания, требует другой мотивации от студентов, нет возможности получить непосредственный мгновенный отклик обучаемого во время общения.

Моя общая оценка мотивации студентов к обучению в начале пандемии и сейчас — мотивация снижена, в начале первого семестра учебного года 2020-2021 она была снижена больше.

Большинство из нас могут встроиться в любой процесс обучения студентов, однако оффлайн обучение имеет свои ограничения и нивелирование этих недостатков не всегда зависит от преподавателя.  

Источники:
Часть 1
Часть 2



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок