16.03.2020

Не так давно Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы стал участником проекта BSIEM (Business and Social Impact in Emerging Markets - на рус. Социальный вклад бизнеса на развивающихся рынках) в рамках инициативы ООН по ответственному управленческому образованию.

О том, что такое ответственное управленческое образование, для чего ИБДА учувствует в этой программе и какое будущее у проекта, поговорили с Натальей Борисовной Янковской – заведующей кафедрой деловых коммуникаций и английского языка, куратором данной инициативы в Институте.

Судя по названию проект ответственного лидерства BSIEM объединил лишь развивающихся страны. Почему международное сообщество решило создать инициативу именно в этих странах, а не в наиболее развитых экономиках мира?

На сегодняшний день 4-5 миллиардов людей имеют годовой доход на душу населения ниже 1500 долларов США, более 70% этих людей проживает в развивающихся странах (то есть в течение 365 дней эти люди живут примерно на 110 тыс. руб.). При этом те продукты питания и предметы быта, которые они покупают, создают крупные международные транснациональные корпорации. Поэтому было принято решение создавать инициативы по поддержке тех, у кого столь низкая покупательная способность.

Например, одна из крупнейших FMCG-компаний Unilever генерирует более половины своих продаж на развивающихся рынках, причем большая часть этого поступает от развивающегося среднего класса. Признав свою ответственность за столь значительную часть населения мира, компания запустила фирменный продукт является Pureit - систему очистки воды, продаваемая в Индии, Африке и Латинской Америке. Это спасает жизни людей, но не приносит денег акционерам.

Таким образом, программа нацелена на решение проблем в развивающихся странах силами компаний, чьи центральные штабы, как правило, находится в развитых странах.

Как началась история совместного партнёрского проекта ИБДА РАНХиГС и ООН?

В 2008 году было подписано Соглашение с ООН о дальнейшем сотрудничестве в рамках программ ответственного управленческого образования. Фактически там прописаны первичные договорённости между университетами по созданию программ подготовки социально ответственных лидеров и преподавателей. Примечательно, что ИБДА стала первой и, фактически, единственной бизнес-школой в России, которая присоединилась к инициативе.

PRME Champions 2-year Cycle стартовал в 2014, в 2018 ИБДА выбрали участником этого проекта. PRME Champions (The Principles for Responsible Management Education – Чемпионы реализации принципов ответственного управленческого образования). Чемпионы, представители порядка 30 ведущих бизнес-школ со всего мира, в рамках двухлетнего цикла участвуют в виртуальных и очных сессиях, обмениваются опытом реализации принципов ответственного управленческого образования и достижения целей устойчивого развития ООН. Результатом цикла 2018 – 2019 станет «Проект рекомендаций для бизнес школ, которые заинтересованы в реализации принципов ответственного управленческого образования и достижения целей устойчивого развития ООН». То есть мы уже выступаем как эксперты по этому направлению. Насколько я знаю, ИБДА собирается подать документы на конкурсный отбор участников следующего цикла 2020 – 2021. Очень надеюсь, что нас опять выберут.

Расскажите подробнее, какие страны уже стали участниками проекта «Социальный вклад бизнеса на развивающихся рынках», и куда студенты нашей Академии смогут поехать на эту программу?

Участниками проекта стали Колумбия, Бразилия, Индия и Россия. ИБДА РАНХиГС при этом уже активно сотрудничает с университетами данных стран и на 2020 год будет ряд мероприятий в стенах нашего вуза. Один из первых результатов - в конце 2019 года студенты Академии в течение двух недель погружались в особенности национального бизнеса и опыт создания социально-ответственных проектов Колумбии и Бразилии В 2020 году у нас запланирована такая же программа обмена вместе с этими странами. Принимать зарубежных гостей наш Институт будет с 28 сентября по 2 октября 2020 года.

А в Латинской Америке студенты и преподаватели что изучали?

Цель программы – показать, как проблемы общества/города решаются с помощью бизнеса, институтов образования. В течение поездки студенты знакомились с актуальными для стран проблемами, изучали бизнес-практики их решения. Возможно, у кого-то возникнет альтернативной вариант решения существующих проблем Латинской Америки. Об этом узнаем уже по приезду участников! А главный результат поездки - социальные проекты студентов по решению социальных вопросов Бразилии и Колумбии.

Наталья Борисовна, насколько я знаю, в ИБДА РАНХиГС на постоянной основе происходит включение тем и проектов, связанных с ответственным лидерством, в учебную программу различных курсов. Расскажите чуть подробнее о текущих проектах.

Не так давно журналисты Financial Times нам задали схожий вопрос. Если говорить о бизнес-программе для предпринимателей, то среди наших выпускников есть примеры социально-ответственных предпринимателей. Например, выпускник программы EMBA Ибрагимов Глеб – Генеральный директор клининговой компании «Диана» - организует бесплатную стирку для малообеспеченных граждан. Это лишь один из примеров, когда наши выпускники делают свой бизнес ответственным.

Более важным направлением является работа с внедрением принципов устойчивого развития и социальной ответственности в контекст учебных дисциплин. Мы делаем проекты по подобным тематикам на занятиях по иностранным языкам, маркетингу, кросс-культурному менеджменту. На факультете международных отношений уже традиция – проводить летнюю «Школу Международника» для десятиклассников, где они разрабатывают проекты по решению задач устойчивого развития. Факультет международного бизнеса и делового администрирования ИБДА, студенты проходят там социальную практику под руководством опытных кураторов. Наша миссия – формирование нового поколения социально ответственной предпринимательской и управленческой элиты России и содействие развитию российского бизнес-образования. Поэтому мы активно содействуем включению принципов социальной ответственности в учебный процесс, выпускные работы и внеучебную деятельность. Сейчас нам важно систематизировать всю сложившуюся практику, работу в этом направлении и, проанализировав результаты, планировать дальнейшее продвижение.

Как вы думаете, какие страны будут в ближайшем горизонте следующими партнёрами нашего института в рамках данной программы?

На мой взгляд, стоит ждать в первой пятёрке претендентов страны Прибалтики. Поэтому надеемся, что в 2020 году список партнёров значительно пополнится!

Эксперт: Наталья Янковская (Заведующая кафедрой Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС)
Корреспондент: Павлушкова Ольга



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок