17.01.2020

В рамках Гайдаровского форума-2020 прошел открытый диалог «Мозг vs искусственный интеллект»

Лекцию открыл директор ИБДА Сергей Мясоедов. Он поделился историей из своей жизни. Когда он учился в Wharton School of the University of Pennsylvania в рамках программы переподготовки топ-менеджеров ТНК, то столкнулся с необходимостью читать по 800 страниц научного текста каждый день.

Он обратился к руководству программы и спросил, как это вообще возможно. Руководство программы посоветовало ему читать только те статьи и работы, которые понадобятся на следующий день, и посоветовало развивать «управленческую интуицию», необходимую топ-менеджерам.

После этого Сергей Мясоедов обратился к Татьяне Черниговской* и спросил: «Признает ли наука существование интуиции?»

Татьяна Черниговская ответила, что интуиция безусловно существует. И с ее точки зрения это одна из важнейших вещей, которая отличает человеческое сознание от искусственного интеллекта. AI не способен к «творческим озарениям», к научным открытиям. Она сослалась на Альберта Эйнштейна, который утверждал, что «интуиция – священный дар, а разум – покорный слуга».

Однако, по мнению Татьяны Черниговской, мы сейчас живем в очень сложную эпоху, когда изменения происходят с колоссальной скоростью. Она привела в пример частые обновления различных операционных систем, когда пользователь только привыкает к одному расположению кнопок, а оно меняется.

Татьяна Черниговская вспомнила про число Данбара - ограничение на количество социальных связей, которые может поддерживать человек. У обезьян Число Данбара составляет примерно 50 особей, у людей – 150. Но социальные сети вносят коррективы – у каждого из нас может быть более 500 друзей Вконтакте и нам нужно каким-то образом учиться поддерживать столько социальных связей.

В современном мире также размываются этические и юридические нормы. В качестве примера Татьяна Черниговская привела ситуацию, когда беспилотный автомобиль сбивает человека. Кто несет уголовную ответственность за произошедшее? Программист, разработчик или продавец в автосалоне?

Также в этом случае встает и этический вопрос – кого по протоколу беспилотник должен спасать в первую очередь? Пассажира, водителя или пешехода?

Еще одной особенностью нашей эпохи Татьяна Черниговская считает цифровой разрыв (также «цифровое неравенство», digital divide). Глобальная экономика подключает к всемирной паутине тех, кто может генерировать прибыль и отключает тех, кто ее не генерирует. Таким образом, первые получают еще большую ценность, а вторые – теряют.

В таком мире очень легко дезориентироваться, утратить ощущение реальности. Она отметила, что в качестве новой философской максимы сегодня предлагают использовать не знаменитую картезианскую формулу Cogito ergo sum (Я мыслю – значит, я существую), а Sentio ergo sum – «Я чувствую, а значит, я существую». Однако, если подумать над тем, какие реалистичные сенсорные эффекты создаются современными технологиями, то и эта максима остается под вопросом.

*Татьяна Черниговская - Заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, Заведующая Лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета.

Сергей Лебедев



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок