04.05.2018

О проблемах построения психологического климата в компаниях скоро можно будет забыть. Просто напросто потому, что сотрудники стали меньше общаться.

Прямые контакты сегодня замещают технологии. Это не противоречит меняющимся потребностям людей и при этом очень удобно для компаний и правительств. Ведь вместо того чтобы подпитывать друг друга энергией, люди «кормят» нейросети и дают пищу для самых разных манипуляций. 

Наличие эмоционального фона в компании не столь выгодно работодателям, как это может показаться со стороны. Он нестабилен, зависит от слишком многих переменных и совсем не обязательно приводит к повышению эффективности.

Знаменитый Хоторнский эксперимент, который был проведен в Америке в 20-ые–30-ые годы для того, чтобы найти связь между эффективностью труда сотрудников фабрики и  улучшением условий труда (в числе которых была организация перерывов), показал два интересных результата. С одной стороны, предсказуемо выяснилось, что вместе с ростом внимания работодателей к своим сотрудникам растет производительность их труда. С другой, стало ясно: как только сотрудники начинают между собой общаться, они говорят не только о «хорошем», но также с радостью обсуждают проблемы, источником которых является работодатель.

Прошло почти сто лет. За это время общество заметно изменилось. Если до электронного периода в истории человечества люди стремились контактировать друг с другом, то в последние годы потребность в физическом общении между людьми уходит на задний план. Стоит признать, что мы уже давно компенсируем недостаток общения в соцсетях и в кругу родных. О коммуникациях в прежней форме ностальгируют, пожалуй, только те, кто еще помнит о них.

На фоне этих изменений произошла очень интересная вещь: обезличивание современного общества сегодня все больше напоминает период индустриального подъема столетней давности — эпоху конвейерного производства, где человек являлся приложением к механизму. Тем самым «человеческим фактором», без которого не обойтись, но который, как ни крути, всегда был большой помехой для бесконечного повышения  производительности труда. И социальные перемены, которые мы переживаем сегодня, с каждым годом снимают эту проблему. Люди все меньше нуждаются в «человеческом». Даже во время деловых встреч, в театре, где угодно — они постоянно пользуются гаджетами. Это нормальная форма бытия, которая, не удивлюсь, распространяется и на минуты интимной близости. Человек все стремительнее уходит в электронный мир и виртуальную реальность, где сегодня протекает бо́льшая часть его жизни.

Признаки жизни

Недавно в одном из московских вузов на стене я заметила список студенческого совета, в котором кроме прочего были перечислены хобби студентов. Во многих случаях отдельным пунктом после «музыкантов» и «лыжников» стояло слово «геймер». Даже если не брать во внимание конкретно страсть к играм, можно констатировать, что тотальная геймификация в ее разных проявлениях все больше проникает в нашу жизнь: мы общаемся с помощью масок, аватарок, своих «представителей», субличностей; у нас тысячи «друзей», а не трое, как раньше — и никого это особенно не тревожит. Этот мир («богатый и разнообразный») постоянно находится в нашем кармане и даже, если это не запрещено, перемещается вместе с нами на работу. Таким образом человек ни на секунду не остается в одиночестве и не испытывает дискомфорта от отсутствия общения с коллегами.

Подобная автономность устраивает не только его, но и работодателя. Можно долго сетовать на то, что человечество себя обедняет, и что на фоне таких изменений разворачивается настоящая трагедия. Впрочем, что тут особенного? В конце концов, в истории человечества уже были периоды, когда люди жили довольно обособленно. Еще совсем недавно людей вообще было немного, поселения были разделены большими расстояниями, и даже поездка в большой город на ярмарку воспринималась как яркое событие, о котором слагались семейные легенды. О дефиците общения в те времена и не думали. Никто даже не знал, что общения может быть много.

Как правило, оно ограничивалось домашним кругом. Что же касается друзей, в большом количестве культур они всегда находились на заднем плане.

Такое положение вещей современным компаниям только на руку — если, конечно же, виртуальная жизнь человека не влияет на процессы, репутацию компании, а сам сотрудник, отвлекаясь на свои дела, не совершает ошибки. Но это далеко не всё! Благодаря технологиям компании с каждым годом получают возможность все больше знать о своих людях.

Мир контролеров

Какую цель преследуют компании всего мира? В идеале — они хотели бы заместить собой весь остальной мир. Для достижения такой цели компании нуждаются в контроле за человеком. Они желают знать о нем если не все, то по крайней мере то, что касается самой компании.

Чем больше корпорации позиционируют себя как демократические системы, тем больше они нуждаются в дублирующих коммуникационных каналах, которые позволяют понять, что происходит в среде на самом деле. Если в жесткой авторитарной среде, где контроль стоит во главе угла, неугодные сразу увольняются, а остальным вполне достаточно демонстрировать лояльность, в свободных системах управляющий не может полностью влиять на поведение сотрудников, какой бы формат лидерства он не выбрал. По сути, мы «приглашаем» людей жить в компанию. Причем людей очень разных. В том числе с чужими ценностями, автономных, зачастую мыслящих и думающих. Таких невозможно контролировать извне — только изнутри. И прежде всего посредством коммуникаций, которые совершает человек (традиционные замеры лояльности и других критериев не составят здесь конкуренции). А посему давайте не будем удивляться, когда в какой-то момент обнаружим, что помимо «большого брата» из интернета в пул наблюдающих за нами добавятся его младшие родственники в виде корпоративных систем слежения.

Признаки нарастания этого тренда появляются постоянно. Один из самых явных симптомов — запрет на использование в рабочее время личных телефонов. Компании объясняют свои требования технологическими причинами, однако на деле это означает, что телефонные разговоры (в том числе с домашними) прослушиваются.

Электронные платформы (прежде всего у крупных компаний), способные накапливать большой объем информации, позволяют строить бесконечную галерею психологических портретов сотрудников. 

Программа, обрабатывающая данные пользователей, позволяла получить настолько точные характеристики, что могла  предсказать поведение людей в различных ситуациях. Такие инструменты нужны не только политикам и правительствам всех стран. В не меньшей степени они — желанная цель всех корпораций, которые всегда мечтали прогнозировать и программировать поведение  человека. И компании, безусловно, постепенно к этому идут — независимо от исповедуемых ценностей. Да, на поверхности мы можем видеть различные атрибуты свободы (самокаты в офисе, отсутствие дресс-кода и так далее); сотрудников призывают: «Летайте, творите, живите!». Однако работодатели будут спать спокойно: «чипированные» курицы (а как можно заметить, чипы, вращенные в человеческий организм, экспериментально уже применяются в некоторых западных компаниях) никогда не уйдут с птичьего двора. Они всегда будут в зоне досягаемости «пульта».

Впрочем, чипы — все-таки дело будущего. Пока компании вполне могут обойтись другими способами контроля: корпоративные телефоны, интернет и биометрия позволяют в любой момент времени понимать, что делает сотрудник.

Тишь да гладь

Любопытно, но неожиданно мы получили аналог рабовладельческого строя и крепостного права, который пришел откуда не ждали — вместе с новыми технологиями. Если в прежние времена проблему контроля решали с помощью грубой физической силы (раба просто напросто приковывали к рабочему месту или орудию труда), то современные разработки сделали все, чтобы сотрудники не обращали большого внимания на свою «привязанность» к работодателю.

Таким образом, мы возвращаемся в самое начало развития социотехнических систем, только теперь люди становятся приложением не конвейерного, а роботизированного производства. Именно поэтому все чаще в ряду требований к персоналу мы слышим об «алгоритмичном мышлении», «дисциплинированности», «быстроте принятия решений» и др. В таких условиях замещение обычных человеческих проявлений технологическими решениями крайне выгоды бизнесу. Тем более что сами сотрудники уже согласились с таким форматом жизни. Люди добровольно отказываются от «человеческого», они вовсю осваивают роль киборгов и полуавтоматов, и никто не собирается их с этой иглы снимать. Зачем? Для того чтобы мир стал совсем идеальным, остается только усовершенствовать технологии дополненной реальности.

Известно, что человека нельзя кормить одним лишь сладким кефиром. Если в коллективе тишь да гладь, жди: скоро появятся психопаты. Для компаний идеальный психологический климат и ровные отношения — всегда палка о двух концах. Избыток комфорта всегда оборачивается скрытой агрессией. В разные времена компании решали эту проблему по-разному.

Сначала мудрые японцы устанавливали в офисах чучела для битья. Затем мудрые  американцы взялись за тренинги и корпоративы. Потом мудрые европейцы начали практиковать коучинг и заниматься вопросами контроля управления человеческими эмоциями. Иными словами, мир всегда ломал голову над тем, как нивелировать избыток человеческих чувств. Все эти вопросы с лихвой решает виртуальное пространство, способное сымитировать эмоции, которые очень сложно получить в обычной жизни.

Не хватает агрессии? Зашел в виртуальную среду, раскрошил «врагов» и вернулся, довольный и счастливый. Хотел печали, трепетности, сантиментов — пожалуйста! Есть также программы, способные оживить воспоминания, а следом появится софт, реализующий мечты. В обычной жизни ничто не дается настолько легко, а потому люди никогда не откажутся от новых возможностей. Когда-нибудь прогресс достигнет таких «высот», что люди будут не только ходить в шлемах, но даже спать в них. И такой сценарий развития также выгоден властьимущим: не будет ни революций, ни других угроз, ведь в мире биороботов никаких конфликтов быть не может. Таким образом, мир неизменно движется к своей давней мечте, о которой предупреждали многие писатели-фантасты. Согласно законам нового мира, сверху будет идиллия и красота, а внизу — несвобода и тоталитаризм.

Матрица-3

Очень многие эксперты не устают говорить о том, что уделом человека, вокруг которого будут работать трудолюбивые роботы, останется творчество. Однако мы не можем предположить, до какого момента в этом будет необходимость. Свобода мысли и полет фантазии нужны до тех пор, пока мир развивается. В момент, когда с помощью творцов он обретет свою законченную форму, потребность в них тоже исчезнет.

Поэтому сценарий культового фильма «Матрица» уже не кажется таким уж фантастичным. Фактически нам весьма точно показали тот самый предел развития человечества, к которому естественным образом стремится мир: не исключено, что когда-нибудь человек будет нужен только как источник энергии (чего добру пропадать). И я не вижу особых причин, которые могли бы препятствовать такому развитию событий, в условиях того, что все механизмы управления всегда стремятся к тоталитарности. Сложно только сказать, когда именно это произойдет: темпы развития могут быть разными, а вероятные катаклизмы способны отложить такой сценарий на неопределенный срок.

Зато почти с уверенностью можно утверждать, что при таком развитии событий человечество исчезнет. Если роботы научатся самовоспроизводиться, «покой» может быть вечным.

Говорить о том, что все возвращается на круги своя, в нашем случае я бы не стала. В настоящий момент на планете происходит очередной этап глобального вымирания видов, а как показывает история Земли, «оттуда» никто не возвращается. По крайней мере, динозаврам не удалось воскреснуть до сих пор.

В последнее время эксперты также много говорят о необходимости возрождения гуманитарных наук — ради спасения человечества. Однако и это всего лишь рефлексия немногих думающих людей, которые отдают себе отчет в происходящем. На фоне возрастающей потребности в технарях, гуманитарные науки будут все больше уходить в тень (особенно в России, где гуманитарное образование давно находится в явном упадке). При этом технологические прорывы будут все больше компенсировать ее деградацию. 

Зачем учить языки, если все сделает программа? Зачем заниматься живописью, если это под силу новым алгоритмам? Культ «жвачки», которую с такой готовностью нам предлагает наиболее суггестивное СМИ — телевидение, поможет забыть о существовании самой потребности в великих достижениях. И Россия в этом смысле также находится на «особом положении». Если Восток всегда был верен традициям (и в этом находил источник  самосохранения), а Запад активно развивает креативную зону, поддерживая некоммерческие проекты с помощью развитой системы грантов, наша страна становится все более уязвимой.

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок