15.12.2017

Налоговая амнистия не обнуляет обязательства, она приводит в порядок баланс налогов и сборов, косвенно авансируя бизнес на будущее.

Президент России Владимир Путин предложил масштабную амнистию должников, она может затронуть 42 млн человек, которые имеют долги на сумму около 41 млрд рублей. «Ведомости» пишут, что речь идет о списании долгов по имущественным налогам и пени, накопленным на 1 января 2015 года. Еще 15 млрд рублей долгов необходимо простить почти 3 млн индивидуальных предпринимателей.

Налоговые амнистии — это очень часто действенный экономический инструмент, в первую очередь призванный повысить впоследствии дисциплину уплаты и собираемости налогов. На мой взгляд, налоговые амнистии могут объявляться по нескольким причинам.

Во-первых, высокие административные затраты государства-регулятора по собираемости микродолгов. В данном аспекте амнистия — разумная мера прощения микродолгов в целях предотвращения еще больших затрат системы по их взысканию. Расчеты эффективности часто показывают, что лучше простить, чем взыскивать.

Во-вторых, амнистия — очень позитивно влияет на колеблющихся налогоплательщиков, которые находятся в промежуточном состоянии «платить-не платить», по моему наблюдению, налоговые амнистии влияют на решение граждан платить налоги. Тем самым собираемость налогов увеличивается на 15-20% в год.

В-третьих, налоговая амнистия носит очень стратегический, действенный и экономический характер для предпринимателей, которые имеют возможность списать свои задолженности в пользу использования данного оборотного капитала в реинвестиции и модернизацию в основные средства, в свои программы развития бизнеса, не прибегая при этом к излишнему кредитованию. В данном аспекте налоговая амнистия и налоговые каникулы — это инвестиции государства в развитие предпринимательской активности, малого и среднего бизнеса, доля которого еще очень мала в экономике страны. Задача регулятора как раз уловить и четко прочувствовать их экономический аспект для бизнеса.

В-четвертых, налоговые амнистии поддерживают ранее принятые законы в обеспечении собираемости бюджета, и отдельно их рассматривать нельзя. Например, налоговая амнистия вкупе с действием антиофшорного закона о контролируемых иностранных компаниях помогут предотвратить отток валютного капитала из страны, а по некоторым проектам и программ вернуть интерес российских предпринимателей, ведущих зарубежный бизнес, к экономике России.

С мира по нитке

Хочу заметить, что налоговая нагрузка в России — не самая большая по сравнению с зарубежными аналогами, чтобы применять амнистию как регулярную и обыденную меру. В категорию неплательщиков зачастую попадают автомобилисты, это как раз показывает интересную ситуацию не только с самим транспортным налогом, а с дисциплиной самого налогоплательщика. Чем меньше сумма взыскания, тем больше рисков, связанных с уплатой микроналога. Мы видим картину такой: большое количество физических лиц имеет небольшие суммы к погашению. Нельзя однозначно сказать, что это — национальная культура и уровень дисциплины наших налогоплательщиков. Сами факты неуплаты могут иметь множество причин — от технических сбоев в системе администрирования и взыскания до отсутствия денежных средств у налогоплательщика в тот период, когда он платит налоги.

То, что сегодня президент предложил рассмотреть возможность налоговых амнистий для ИП, — очень интересный, поворотный и знаковый момент. Такое предложение впервые звучит в подобной редакции. Я бы не связывал это в чистом виде с предвыборными решениями, это, скорее, осознанная необходимость и дополнительная возможность для бизнеса. Дело в том, что в России наблюдается стойкий рост числа регистрации новых ИП с 2015 года.

Почему число ИП растет, хотя многие эксперты говорят о трудностях малого бизнеса? Большая часть граждан принимает решение уйти в предпринимательство из корпоративной среды по разным причинам — от невозможности найти работу по найму до усталости от корпоративного бизнеса и его законов. Некоторые открывают ИП, чтобы легально оформить свою самозанятость или перейти от формы ООО к ИП с целью оптимизации своей налоговой нагрузки при небольших объемах бизнеса. Все это привело к тому, что ИП регистрируется действительно значительное количество, и многие из них имеют долги по даже небольшим налогам.

Важно помнить, что амнистия не обнуляет обязательства, амнистия приводит в порядок баланс налогов и сборов, косвенно авансируя бизнес на будущее. Для тех, кто попадет под действие этой инициативы президента, важно помнить, что амнистия не общая, она адресная. И если бизнес, получив ее, тем не менее не собирается платить налоги и не платит их впоследствии, к нему будут применены все установленные законом административные меры.

Амнистия по судебному решению, как мне кажется, не будет реализована, так как очень сложно реализовать административно механизм отмены вступившего в законную силу решения, тем более создавая негативные прецеденты с решениями суда. Скорее всего, решения по взысканию налогов судебными органами останутся в силе. 

Программа амнистии, на мой взгляд, должна учесть очень конкретные критерии, например, отсутствие просроченной задолженности по долгам прошлых лет или совпадение фактической деятельности юридического лица с его уставной деятельностью. Также было бы уместно обосновывать убытки ИП не только несовершенством налоговой системы, но и конъюнктурой рынка. Точные критерии пока не известны, но можно предположить, что параметры программы налоговой амнистии были проработаны еще при подготовке к большой пресс-конференции Владимира Путина.

Я не советовал бы гражданам ждать амнистии, а все же погашать уже имеющуюся задолженность. Тем более, что если все остановятся и будут ждать новостей, ситуация может усугубиться, при том, что многие должники — как ИП, так и физлица — могут и не попасть под амнистирование. 

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок