21.02.2017

Как малый и средний бизнесу может увеличить долю в экономике страны

Современные тенденции развития экономики — это акцент на развитие малого и среднего бизнеса. В современной России этот вопрос уже не требует разъяснения. Однако сейчас доля малого и среднего бизнеса (МСБ) очень мала — менее 10% в ВВП страны, хотя именно малый бизнес и есть основа для создания самозанятости, рабочих мест, управления розничной инфляцией и самое главное — для развития в стране предпринимательской среды для новых прорывных технологий и новых продуктов.

Зачастую малый и средний бизнес сталкивается с  проблемой роста на ранних стадиях своего развития. В России 9 из 10 молодых предпринимателей жалуются на то, что результаты их стартапов в виде товаров и услуг никому не нужны. Крупные сети, дистрибуторы и иные товаропроводящие каналы отказываются от работы с малыми предпринимателями как с неперспективными и не знакомыми рынку.

Как развернуть эту ситуацию, помочь таким важным субъектам экономики как малый и средний бизнес увеличить свою долю в экономике России? Пора переходить от теории к практике, рекомендации должны иметь прикладной характер.

Первым предложением может стать внедрение в практику так называемого «налогового дисконта», который получают (например в Западной Европе) крупные компании, имеющие в своем товарообороте долю МСБ. При этом налоговый дисконт напрямую зависит от этой доли. Если, например, доля малого бизнеса в товарообороте средней сети Cash & Carry в Германии 30%, то на эту часть компания получает право снизить налоговые платежи по прибыли в бюджет. Это мотивирует сеть работать с малыми предпринимателями. При этом государство собирает больше налогов, за счет того, что участников коммерческого оборота становится больше. Этот эффект называется эффектом «налоговой диффузии».

Многие банки  боятся кредитовать бизнес, но охотно дают бизнесменам потребительские кредиты. Предприниматели не рискуют расширяться как раз из-за страха потерять свою недвижимость и другое имущество. Необходимо решить эту проблему.

Поэтому вторым действием должно стать ощутимое содействие со стороны как государства, так и крупного бизнеса в финансировании и субсидировании процентных кредитных ставок. Необходимо позволить начинающим малым и средним предпринимателям отдавать в качестве обеспечения по кредиту не свое личное имущество, а будущие денежные потоки. Это погранично с понятием венчура. Хорошо, если банки начнут в рамках своих субподразделений развивать эту нишу.

Третьим пунктом должна стать помощь государства в регистрации и защите интеллектуальных и иных прав бизнеса. В первую очередь речь о законодательной помощи, четко и ясно определяющей права малого предпринимателя на объект своего интеллектуального труда — патенты, ноухау, торговые марки и так далее. Принятие в  новой версии закона о защите интеллектуальных прав с одной стороны повысит уверенность в закреплении прав и сохранности интеллектуальных активов, а с другой — посодействует прекращению регистрации «не финансовых офшоров». Сейчас это распространенная практика: предприниматели регистрируют авторские права за границей, чтобы защитить свои нематериальные активы.

Четвертое действие — содейстивие государства допуску МСБ к участию в государственных закупках и тендерах. По объективнымпричинам не многие субъекты малого предпринимательства могут справиться с размерами и сложностью государственных заданий.

Но равноправный доступ к госзаказу можно создать, если уточнить сферы, в которых малый бизнес будет приоритетным исполнителем. Даже в мировой практике принято приглашать только субъекты малого бизнеса для оказания услуг в сфере кейтеринга, пошива одежды и так далее

И, наконец, пятое действие — образовательного толка. Еще 30 лет назад в нашей стране под словом «предпринимательство» понималась противозаконная деятельность, за которую можно было получить срок. Инерционность мышления есть и сейчас. На мой взгляд, правильным было бы внедрять в образовательную среду школ старших классов предметы по финансовой грамотности, истории предпринимательства, рассказывать о школах бизнеса, основанных на лучшем мировом опыте.

Пополнение образовательных программ курсами по предпринимательству, уверен, повысит процент выпускников вузов, которые будут не только уходить на ближайшую десятилетку после выпуска в стабильную корпоративную среду крупных компаний, но и будут способны создать свое дело. Для этого будущие бизнесмены должны уметь создавать идеи, разрабатывать бизнес-планы, регистрировать компанию, организовывать бизнес-окружение, работать в конкурентной среде.

Эмиль Мартиросян, Доцент ИБДА РАНХиГС

Источник: http://www.forbes.ru/biznes/339373-pyat-deystviy-gosudarstva-kotorye-spasut-malyy-biznes-v-rossii 






Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок