22.01.2009

"Две тактики бизнеса в условиях кризиса". Статья декана ФСУ ИБДА РАНХиГС А.Н. Чеканского

Гуру менеджмента, всемирно известный Ицхак Адизес, выступая в октябре перед слушателями и выпускниками программ МВА и Executive МВА Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА АНХ) рассказал весьма актуальный анекдот.

Два охотника промахнулись, стреляя во льва. Лев бросился на них, и один из охотников стал сбрасывать тяжелую обувь, явно намереваясь бежать. «Неужели ты надеешься обогнать льва», – спрашивает его товарищ по несчастью. «Нет, – отвечает тот, – я надеюсь всего лишь обогнать тебя».

Анекдот прекрасно иллюстрирует две диаметрально противоположных тактики поведения в период кризиса. Первая – уйти от кризиса, отсидеться, порезать «косты», порубить все проекты, не дающие немедленной отдачи, и за счет накопленного за годы подъема жирка пережить лихолетье. Это очень распространенная тактика, и если лев не голоден, читай, кризис не глубок, то она вполне может быть успешной.

Но нынче не тот случай. И не только эксперты предвещают глубокий и продолжительный экономический спад.

Все деловое сообщество чувствует приближение грозы, понимая, что молния бьет сильнее всего по слабым, сырьевым экономикам. Гибель значительного числа компаний неизбежна. И погибнут, прежде всего, те, кто хочет просто укрыться от кризиса. Вторая тактика – обогнать конкурентов. Уйти, оторваться от тех, кого накроет кризис. Не просто порезать бюджет, а перегруппировать ресурсы, сконцентрировав их на главных направлениях прорыва.

Очевидно, вторая тактика выглядит более привлекательно. Но как реализовать ее на практике?

Российские менеджеры имеют хороший опыт управления в условиях экономического подъема. И абсолютно никакого опыта управления в период циклических кризисов.

Экономический кризис 1991-1998 годов был связан с крушением командной экономики, и для отдельных коммерческих предприятий являлся этапом не кризиса, а становления и быстрого развития. Лишь под занавес этого этапа дефолт и девальвация рубля повергли бизнес в шоковое состояние. Но шок был очень непродолжителен и неглубок, он не сопровождался массовым сокращением совокупного спроса и инвестиционной активности. Его уроки явно недостаточны для овладения опытом управления компаниями в период кризиса перепроизводства.

А в зарубежных странах такой опыт есть. История аналогичных циклических колебаний насчитывает уже более 180 лет. И было бы неразумно не попытаться использовать этот опыт. Учиться на собственных ошибках можно в период подъема, ограничиваться этим в период кризиса очень опасно.

Три года назад научным руководителем программ МВА и ЕМВА ИБДА стал Ицхак Адизес. Во многом благодаря его влиянию и предвидению глобальных изменений в мировой экономике начался процесс серьезного редизайна учебных программ.

Было признано, что одним из серьезных недостатков российского бизнес-образования является недифференцированный подход к оценке возможностей использования управленческих технологий, попытки сформировать у слушателей управленческие навыки без учета изменений микро-и макроэкономической ситуации.

Между тем, на разных стадиях жизненного цикла корпорации, равно как и на разных стадиях экономического цикла должны применяться различные управленческие технологии, разные их наборы.

Те методы управленческой деятельности, которые эффективны на стадии подъема, могут оказаться губительными в периоды кризисов, и наоборот. Создать учебные программы, учитывающие циклические особенности управленческой деятельности, оказалось не просто. Для этого шестеро ведущих профессоров ИБДА, преподающих ключевые курсы (Тигран Арутюнян и Александр Ляско – стратегия, Елена Харламова – лидерство, Галина Соколова и Таймураз Вашакмадзе – финансы, Александра Кочеткова – антикризисное управление, организационное поведение и управление персоналом) прошли специальную переподготовку в Гарвардской школе бизнеса. Руководители программ Ашот Сеферян и Вероника Коцоева изучали опыт ведущих школ бизнеса мира на стажировках в Роттердаме (RSM), школах бизнеса Кембриджа и Даремского университета.

Проект оказался весьма успешным. Наши программы теперь заточены на решение самых злободневных проблем. Как вести себя в период кризисного падения производства, что делать после достижения дна и перехода к возможно продолжительному периоду экономической стагнации, как уловить первые признаки начинающегося подъема и вовремя изменить свою тактику.

Наверное, кризис – не лучшее время для учебы.

И дел на работе невпроворот, и голова забита другими проблемами, и денег на обучение персонала у компании нет. Но это отнюдь не означает, что нужно откладывать обучение на лучшие времена. Так времен этих можно и не дождаться. Просто подход к управлению знаниями тоже должен учитывать экономическую цикличность. В периоды подъема и финансового благополучия обучай команду своих сотрудников. В периоды спада сконцентрируй ограниченные финансовые ресурсы на обучении и повышении квалификации высших управленческих кадров.

Для топ-менеджеров создаются специальные программы класса Executive МВА. Свою программу «Стратегическое управление», исторически первую в России программу Executive МВА, ИБДА проводит с 2002 года. До сих пор эта программа проводилась в формате вечерних занятий и в модульном формате, предполагающем проведение нескольких 10-дневных учебных сессий в год. Теперь наряду с этим мы предлагаем новый формат программы Executive МВА. Короткие трехдневные сессии (пятница суббота, воскресенье) один раз в месяц. Москвичам это позволит избежать изнурительных пробок и необходимости, бросив дела, мчаться на учебу по вечерам. Тем, кто живет в регионах, это дает возможность учиться без отрыва от оперативного управления бизнесом, что немаловажно особенно, в период кризиса.




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок