10.02.2009

Одно из условий эффективности МВА-образования — доверие слушателя к бизнес-школе.

Если уж вы пришли учиться, доверьтесь преподавателю. Это как визит к доктору. Каким бы толковым ни был врач, но, если пациент не верит ему, не готов рассказать, что и где болит, не следует его советам, никакое дорогостоящее лечение не поможет.

Как показывают мировые исследования, в кризисные времена спрос на образование растет. Эту тенденцию подтверждает и опыт российских бизнес-школ. Во времена дефолта 1998 г. спрос на программы МВА резко вырос, отмечает в интервью «ФП» зам. декана факультета стратегического управления, директор программы МВА Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства (ИБДА АНХ) при Правительстве РФ Вероника Коцоева.

— Какие причины побуждают людей получать бизнес-образование?

— Я бы выделила две основные категории.

Первая объединяет формальные причины: люди поступают в бизнес-школу, чтобы «поухаживать» за своим резюме. При поиске работы диплом МВА действительно может стать некоторым преимуществом кандидата при прочих равных качествах претендентов на вакансию. Наличие степени МВА часто является необходимым формальным условием занятия определенных должностей. Это характерно, в частности, для представительств иностранных компаний. 

Вторая категория, более распространенная, связана с внутренней мотивацией: человек приходит на программу, потому что нуждается в знаниях. В последние годы российский рынок активно развивался, шел интенсивный набор персонала, часть людей сделала заметный карьерный рывок вверх, заняв менеджерские позиции. Причем многие не имели базового экономического или управленческого образования. Такая картина, в частности, характерна для фармрынка, где большинство менеджеров — это специалисты с медицинским образованием. На определенном этапе они понимают — наработанного опыта, деловой интуиции уже мало. Они чувствуют потребность в систематизации знаний, обобщении и осмыслении собственного опыта. И эти задачи можно решить, проходя обучение на программе МВА. Кроме того, МВА дает возможность общения и обмена опытом с коллегами из других компаний. На работе человек не всегда готов свободно обсуждать волнующие его проблемы, потому что коллеги — либо конкуренты, либо подчиненные, либо начальство. На занятиях в кругу себе подобных можно вести открытый обмен мнениями по любой теме. Решение поступить на программу МВА нередко мотивировано и желанием получить дополнительный импульс к развитию личности. Человек понимает, что «пробуксовывывает». С виду вроде бы все хорошо — компания развивается, карьерный рост есть. А на деле — человек находится в застое. В этом случае самое время задуматься об учебе. Любая учеба — это гимнастика для ума. Как только человек начинает учиться, он по-иному видит мир — возникают неожиданные идеи, нестандартные решения.

— Кризис как-то повлиял на мотивацию тех, кто поступает в бизнес-школы?

— Замечено, что в периоды экономической нестабильности расходы населения на образование растут. Люди экономят на ресторанах, косметике, одежде, развлечениях. Но на образование тратят куда больше, чем даже в период стабильности. Это подтверждают, в частности, данные исследования, проведенного компанией McKinsey&Co в США. Об этом говорит и наш опыт. ИБДА АНХ является одной из старейших в России бизнес-школ — в этом году нам исполняется 20 лет, как, впрочем, и всему российскому бизнес-образованию. Мы пережили кризис 1998 г. и наблюдали в тот период всплеск интереса к бизнес-образованию. Хотя по своей природе кризис 1998 г. и нынешний — существенно различны, но можно сказать, что в кризисные периоды люди стремятся минимизировать риски и вкладывать свои средства в надежные источники будущего благополучия. МВА — это фактор устойчивости менеджера на рынке труда. Инвестиции в профессиональное развитие расширяют возможности человека — чем лучше образование, тем больше конкурентных преимуществ, тем выше шансы преуспеть в карьере. Качественные программы МВА стоят дорого и в дальнейшем будут только дорожать. И многие вполне разумно считают инвестиции в собственное образование надежным способом сохранения и преумножения имеющихся средств.

— От каких факторов зависит эффективность вложений в бизнес-образование?

— Во-первых, от преподавательского состава. Соответственно, выбор бизнесшколы, стоимость обучения играет здесь ключевую роль. Вторым немаловажным фактором является состав слушателей. Если в группе будут люди с разным уровнем управленческого мышления, опыта, статуса, то общаться на профессиональные темы им будет неинтересно. В связи с этим важно заранее выяснить, как проводится прием слушателей, каковы критерии формирования групп. На программе МВА происходит взаимное обогащение знаниями через общение с коллегами. Поэтому очень важен еще один фактор — готовность человека не только «брать», но и «давать»: делиться собственным опытом, активно участвовать в обсуждении проблем и т.д. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь».

— Не секрет, что некоторые слушатели, поступив в бизнес-школу и проучившись несколько месяцев, испытывают разочарование, не выдерживают нагрузок. Как готовить себя к учебе, чтобы потом не было «мучительно больно»?

— Разочарования — суть нереализованные ожидания. Когда ждешь, что дадут клубничное мороженое, а получаешь шоколадное, это тоже разочарование. Ожидания от обучения должны быть адекватными. Первое, что надо решить: зачем вам МВА. Если идти на программу с настроением беззаботно провести время и получить заветные «корочки», то в серьезную школу лучше не поступать. Во-вторых, нельзя ожидать ни от одной программы МВА, что из вас сделают «звезду» — дадут готовые рецепты, следуя которым, вы станете невероятно успешным. Кроме того, не стоит думать, что МВА — это консалтинг. Если нужны консалтинговые услуги, разумнее обратиться в соответствующую фирму, и консультанты разберутся с вашей проблемой. Ожидать, что за вас эту работу сделают на программе МВА, не стоит.

— Каковы принципы отбора слушателей на программу МВА в ИБДА?

— В отличие от многих других школ, у нас проводится жесткий конкурсный отбор. Цель его — сформировать однородные по своему составу группы слушателей. Набор ведется на программу МВА сроком обучения в два года (для тех, кто не имеет базового экономического/управленческого образования) и на МВА с сокращенным курсом обучения длительностью в 15 месяцев (для тех, кто такое образование уже имеет). Программы проводятся в двух форматах — модульном и вечернем. Требования к кандидатам: не менее чем двухлетний стаж работы; пакет документов, включающих, в частности, эссе на заданную тему (домашняя работа), анкету и рекомендательное письмо. Кроме того, проводятся выборочные собеседования. Затем абитуриентам предстоит вступительный экзамен. Для не имеющих профильного базового образования в качестве экзамена предлагается письменный анализ кейсов. Цель — выяснить уровень управленческого мышления. Те, кто имеет высшее управленческое или экономическое образование и поступает на сокращенную программу, на вступительном экзамене проходят письменное тестирование, цель которого — оценить уровень базовых профильных знаний, полученных в вузе.

— Расскажите о содержании программы, формате, преподавательском составе.

— Наша программа аккредитована Международной ассоциацией программ МВА (Association of MBAs). Ориентирована на менеджеров высшего и среднего звена и на всех, кто заинтересован в повышении управленческой квалификации. Имеет специализации:

— маркетинг и управление продажами;

— управление персоналом;

— управление стоимостью компании;

— предпринимательство и управление компанией.

Кроме того, слушателям предлагаются курсы по выбору: например, стресс-менеджмент, риск-менеджмент, реструктуризация компании, бизнес-коучинг. Тематика курсов постоянно обновляется. В зависимости от режима работы и места жительства слушатели могут выбрать наиболее удобный для себя формат обучения: вечерний (3 раза в неделю после работы и 2 субботы в месяц) или модульный (5 очных сессий по 12 учебных дней, шестая короткая — защита диплома; занятия с 9.00 до 18.00). Больших поточных лекций в традиционном понимании у нас не бывает. Исключение представляют случаи, когда в школу приезжают такие гуру менеджмента, как, например, Ицхак Адизес — выдающийся ученый, автор множества научных трудов по теории и практике управления, научный консультант программ MBA ИБДА. Занятия — это всегда своеобразный диалог группы с преподавателем. Все курсы сочетают различные формы обучения: групповые дискуссии, деловые игры и компьютерные симуляции. Например, большая часть курса «Принятие управленческих решений» проходит на основе компьютерной симуляции. Еще один формат занятий — мастер-классы, которые проводят авторитетные представители российского бизнеса. Среди них — исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко, вице-президент представительства компании Oracle в СНГ Борис Щербаков, главный редактор журнала Harvard Business Review в России Елена Евграфова, председатель Совета директоров компании «МИЭЛЬ» Григорий Куликов и многие другие.

— Какие коррективы вносит в учебные программы кризис?

— Такие курсы, как антикризисное управление, конфликтология, стресс-менеджмент, входят в учебные программы не один год. Из недавно появившихся можно вспомнить «Антикризисный PR», «Рискменеджмент» и др. На страницах нашего сайта мы организовали открытый дискуссионный клуб «Эффективный менеджмент в условиях кризиса». Разумеется, все наши преподаватели так или иначе затрагивают на занятиях тему кризиса. Того требуют реалии бизнес-среды, да и сами слушатели задают немало вопросов на эту тему. Вообще в основу нашей программы МВА положена идея концепции жизненного цикла компании, разработанной Ицхаком Адизесом. Суть ее в том, что на разных стадиях развития компании нужны разные инструменты и технологии управления: то, что годится на раннем этапе, может быть совершенно неэффективным в период зрелости. Даже в условиях стабильности внешней бизнессреды в компании может случиться кризисная ситуация просто потому, что она переросла некий управленческий уровень. Идея управления изменениями, адаптации к меняющимся условиям среды — это та связующая нить, которой охвачено содержание всей программы.

— Ценность любой МВА — ее связь с реальным бизнесом. Как реализуется эта связь на вашей программе?

— Во-первых, все наши слушатели — это представители реального бизнеса. В процессе обучения они обмениваются практическим опытом. Во-вторых, значительная часть наших преподавателей — это люди, которые работают в бизнесе: руководители компаний, предприниматели, консультанты, а если говорить о людях, которые ведут курсы по специализациям или по выбору, то таких вообще большинство. Связь с реальным бизнесом осуществляется и через корпоративные программы МВА, которые заказывают компании. Некоторые компании, например «КамАЗ», «ЭКОНИКА», DoorHan и многие другие, на протяжении нескольких лет присылают учиться на нашу программу своих сотрудников, справедливо полагая, что единая alma mater дает дополнительный командообразующий эффект.

— Обучаются ли на программе представители фарминдустрии?

— Да, наша программа МВА пользуется популярностью среди участников фармрынка. На каждом курсе учатся минимум по дватри представителя фармотрасли. Как правило, по первому образованию это врачи, провизоры, биохимики, поэтому выбирают они двухгодичную МВА. Но есть и те, кто успел получить второе высшее образование в области менеджмента или экономики. Они предпочитают МВА продолжительностью в 15 месяцев. На программе прошли или проходят обучение сотрудники ЗАО «Байер», ООО «Johnson&Johnson», ОАО «Отечественные лекарства», ЗАО «Фармацевтическая компания ЭКОМИР», ЗАО «СИА Интернейшнл» и др. Набор на программу происходит два раза в год: вечерняя стартует в сентябре и феврале, модульная — в октябре-ноябре и апреле. Так что добро пожаловать!

Беседовала Наталья Маскина




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок