03.03.2009

"Цель одна - пути разные!". Интервью декана факультета международного бизнеса и делового администрирования И.В.Колесниковой

Чем один вуз отличается от другого? В условиях предоставления практически каждым «джентльменского набора» в виде отсрочки от армии, нескольких бюджетных мест, государственного образовательного стандарта в процессе обучения и государственного диплома на выходе? Цель у вузов тоже одна. Это подготовка вчерашних школьников к взрослой жизни и профессиональной деятельности. Вчерашние школьники, к слову, хотя и уникальны по природе, но в качестве абитуриентов приносят в разные вузы вполне стандартный набор проблем, обусловленных бесконечным реформированием средней школы.

Почему же тогда варьируются результаты образовательной деятельности вузов, обеспечивая одним выпускникам яркую, динамичную карьеру, а другим – незавидную участь заниматься «чем придется»? Ответ достаточно очевиден. Причины различий следует искать в тех средствах, которые в рамках той или иной педагогической парадигмы использует конкретный вуз. Именно от организации средств и методов обучения зависит, насколько обогащенным будет возвращен обществу тот ресурс, который вуз принимает от общества в статусе «вчерашних школьников». Платный характер обучения играет не последнюю роль в этом процессе. 

Степень «обогащенности» – профессиональной дееспособности выпускников – оценивается обществом в форме их востребованности и вполне определенно измеряется количественно – зарплатами, бонусами, карьерами. Все вместе обеспечивает репутацию вуза его в конечном счете, престижность или непрестижность.

В этом году ИБДА АНХ отмечает свое 20-летие. Совсем немного на фоне столпов отечественного образования! Но уже после первых своих выпусков ИБДА завоевал репутацию вуза престижного. Наши выпускники работают практически во всех отраслях экономики, во всех функциональных подсистемах современного бизнеса (финансы, маркетинг, HR, продажи, производство, реклама и т.д.). Работают все. Причем начинают, как правило, еще до получения диплома. Большинству удается выстраивать свои карьеры на уровне мировых стандартов, с соответствующей динамикой зарплаты и статуса.

30% магистрантов, принятых нами в этом году в магистратуру (которой всего лишь 4-й год!) – выпускники таких вузов, как МГУ, МГИМО(У), МАИ, МЭСИ, ВШЭ. Тоже показатель!

Как нам это удается?

В методическом арсенале программы высшего образования и на бакалавриате, и на магистерском уровне четко прослеживаются три основных тренда:

1. акцент на потребительскую ценность знания;

2. установка на раннюю интеграцию в экономическую жизнь страны и мира;

3. понимание личностного развития как основы для развития профессионального.

Прокомментирую. Даже 100-процентное запоминание всех «дидактических единиц» учебной программы не приводит к заветной цели – достижению высокого профессионализма. «Многознание уму не научает». Уму научает умение эти знания использовать. С другой стороны, ошибочно при этом считать, что практическое применение имеют только предельно конкретные дисциплины. Предельная конкретность – это уже рецептура. А рецептура бесплодна в меняющемся мире. Задача состоит в научении составлять «рецепты», адекватные всякий раз уникальной ситуации. А это требует развития УМОзрения, позволяющего видеть суть вещей, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, то есть абстрактного, ассоциативного мышления. Интеллекта, одним словом. Без развития интеллекта разговоры о прикладном образовании – всего лишь рекламный трюк. Интеллект и конкретика наилучшим образом соединяются в проектной деятельности студентов.

Наши студенты уже к концу 2-го курса готовы решать абсолютно реальные практические задачи, поставленные действующими игроками современного бизнеса. Хотя, конечно, после «разбора полетов», после обязательной летней стажировки, после защиты отчета о практике и череды учебных проектов на 3-м курсе они делают это гораздо лучше. Стажировка после 3-го курса для многих ребят не ограничивается летним периодом. Студенты хотят работать! И компании их с удовольствием берут!

Магистранты «проектируют» на более высоком уровне. Организация занятий позволяет им сочетать учебу с работой. Помимо частных проектов по отдельным учебным дисциплинам магистранты выполняют три глобальных проекта. Два индивидуальных – разработка маркетинговой стратегии для реальной организации (как правило, той, в которой они работают) и подготовка учебного курса по специфике менеджмента в выбранной магистрантом отрасли (курс читается студентам бакалавриата).

Третий проект – групповой – относится к области консалтинга. Этот проект выполняется под руководством главы одной из консалтинговых компаний. В этом – одна из особенностей нашей магистратуры: когда в качестве преподавателей выступают люди, которые не только знают, но и делают то, чему учат.

Специфика обучения в ИБДА в значительной степени обусловлена его международной составляющей, которая обеспечивает реальную «конвертируемость» выпускников ИБДА.

Институт был интегрирован в европейское образовательное пространство с самого начала своего существования. Он стал первым в России вузом, реализующим программу «Двойной диплом». В числе стран – партнеров ИБДА – Голландия, Великобритания, Франция, Германия, США и Испания. Если «Двойной диплом» на бакалавриате это наши студенты за рубежом, то на магистерском уровне – это еще и зарубежные студенты у нас. ИБДА является членом международного альянса IBSA наряду с университетами Вестминстера, Бремена, Марселя, Валенсии и Северной Каролины. Это означает обучение по действительным первоисточникам, преподавание на английском, обмен преподавателями и, разумеется, студентами. За три полных года существования магистратуры четверть всех магистрантов вышли из наших стен с двумя дипломами о присвоении степени магистра – государственным российским дипломом АНХ и дипломом одного из вузов-партнеров. А бакалавров с двумя дипломами уже больше сотни.

Понятно, что это невозможно без серьезнейшей языковой подготовки. 12–15 часов иностранного языка в неделю (английский плюс – со 2-го курса – второй язык по выбору студента) – неплохая основа для освоения мирового пространства.

Однако качество образования зависит не только от того «что дают», но и по большей части «как берут». А это уже вопрос личностного развития. 

Обычно в этой связи упоминается студенческая жизнь: КВНы, капустники, дебаты, конференции и т.п. Все это важно, и все это у нас есть, как и различные тренинги, включая курсы актерского мастерства.

Но главное мы научились мотивировать человека к развитию его личности тоже. Мы поняли, что надо всего лишь поставить перед ним грамотную цель и ограничить его ресурсы. В результате наше образование получается как бы с запасом прочности, «на вырост». Потому и кризис не страшит, а пробуждает творческие силы. В этом можно убедиться на любом Дне открытых дверей, пообщавшись со студентами.




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок