02.12.2009

В российской высшей школе сложилась патерналистская система: задача вуза заключается в том, чтобы обеспечить посещаемость лекций, на которых нужно запомнить огромное количество чужой мудрости

— Сергей Павлович, Россия присоединилась к Болонскому процессу еще в 2003 году, однако до сих пор дискуссия не утихает: насколько эффективна двухуровневая система?

— Я не понимаю сути этой дискуссии. Реформа давно назрела — она делает систему высшего образования в России понятной для Европы и США. Если мы хотим, чтобы наши выпускники не находились на замкнутом рынке труда и могли на равных конкурировать с выпускниками зарубежных университетов, мы должны перейти на двухуровневую систему. Она не только повышает эффективность обучения, но и экономит значительные средства. По статистике, 65% выпускников российской высшей школы на протяжении последних десятилетий не работают по специальности. Только вдумайтесь! Огромные финансовые затраты и трудозатраты преподавателей уходят в никуда.

Наши ребята в 17-18 лет, поступив в вуз, еще зачастую не в состоянии окончательно определиться с будущей профессией. А двухуровневая система дает им возможность, отучившись четыре года, поработать, оглядеться и принять взвешенное, взрослое, а не подсказанное родителями решение о том, чем именно они хотят заниматься в будущем.

Возможно, им нужна вторая ступень высшего образования, ориентированная на науку, педагогику, аналитику и консалтинг, и они пойдут в магистратуру. Может быть, они вообще хотят в магистратуре скорректировать выбор профессии: допустим, молодой человек неожиданно понимает, что работа дипломатом не соответствует его жизненному предназначению — он хочет быть дизайнером. Кому-то же вполне будет достаточно бакалавриата, но через пять-шесть лет человек с дипломом бакалавра, минуя магистратуру, поступит сразу на программу МВА (мастер делового администрирования). Степень МВА в отличие от магистратуры не стремится развивать аналитические, исследовательские и педагогические качества — MBA рассчитана на тех, у кого уже есть опыт работы, чтобы этот опыт структурировать и помочь сделать карьерный скачок.

— Но говорят, что бакалавр — это недоучившийся специалист: чему можно научить за 4 года?

— Тот, кто не способен ничему научить за 4 года, не сможет это сделать и за 5 лет. Одна реформа тянет за собой другую: невозможно перейти на двухуровневую систему обучения без переподготовки профессорско-преподавательского состава. Сегодня неумение грамотно работать методически, использовать возможности Интернета и телекоммуникаций, делать акцент на проектной (самостоятельной) работе студентов зачастую прикрывается рассуждениями о том, что на обучение отводится мало времени. Мы боимся, что отказ от традиционной модели обучения и сокращение количества аудиторных и лекционных часов, когда идет просто транслирование информации, немедленно скажется на качестве образования. С этим можно согласиться только в том случае, если мы полагаем, что наши преподаватели не имеют нормальной педагогической квалификации и не способны работать по-другому.

В бакалавриате молодой человек получает базовое высшее образование. Задача вуза — за 4 года дать базовую терминологию и основные понятия и — что самое главное — научить учиться самостоятельно. С этими знаниями и навыками студенты уже могут пойти в большую жизнь и начать работать либо продолжить образование по тому же или другому направлению.

Чтобы сделать знания инструментальными, чтобы научиться мыслить самостоятельно, программы бакалаврского уровня надо перевести на рельсы проектного обучения. Эта необходимость обусловлена требованиями научно-технической революции. Каждые 5 лет происходит удвоение информации, и стремиться, как и прежде, транслировать ее через лекции, заставляя студентов запоминать и зазубривать, — это путь в тупик. Допустим, вы инженер, и вам нужно подготовить проект о тепловых компрессорах для авиации. В вузе вас должны научить, как с помощью поисковых систем Интернета найти литературу, электронные библиотеки, специалистов, у которых можно проконсультироваться. Дать достаточно знаний, чтобы структурировать информацию, провести ее анализ, подготовить выводы. И на основе полученной информации и анализа быть готовым к реализации проекта.

— А в чем заключается задача магистратуры?

— Обычно предполагается, что двухгодичная магистратура должна развить навыки проектной и научно-исследовательской работы, дать базовые навыки педагогической деятельности и подготовки учебных курсов. Мы считаем, что этого недостаточно. Но при такой подготовке выпускник магистратуры — это недоученный аспирант. Профессора, создававшие российский стандарт магистратуры, не задумывались о потребностях рынка. В результате наша магистратура «застряла» между бакалавриатом и аспирантурой, не имея своего лица.

Чтобы магистратура была рыночно востребованной, ее выпускники должны быть в состоянии делать что-то нужное для реальной экономики. Возьмем в качестве примера магистратуру по менеджменту. Мы понимаем, что после магистратуры молодые люди зачастую не смогут стать самостоятельными менеджерами, поскольку у них или нет опыта практической работы, или он крайне ограничен. При этом они вынуждены находиться на учебной скамье еще в течение двух лет, и если этот период они не будут работать, то проиграют в рыночном соревновании тем, кто сразу после окончания бакалавриата пойдет работать (при условии, что бакалаврская программа была сильной).

Поэтому в магистратуре по менеджменту ряда ведущих вузов России, наряду с формированием навыков в области научной и педагогической деятельности, ставится задача развития у студентов потенциала будущих консультантов. Мы считаем, что это правильно. Вероятность того, что выпускник магистратуры сразу же станет менеджером-управленцем невелика. У него еще нет достаточного практического опыта работы с людьми. Однако магистры менеджмента могут пойти работать либо в консалтинговую компанию, где их профессиональные знания и навыки окажутся востребованными, либо работать помощником или аналитиком при руководителе крупной компании. Во все времена люди, способные справиться с такой работой, были в дефиците.

В обучение на магистерской программе должен быть добавлен раздел, связанный с методологией и практикой консалтинговой деятельности, а также дисциплины по личностному развитию, которые учат работать в команде, брать на себя ответственность и т.п. Именно поэтому в Институте бизнеса и делового администрирования за два года работы магистранты готовят четыре самостоятельных проекта — три индивидуальных (включая подготовку магистерской диссертации) и один групповой. Мы стремимся, чтобы в основе проектов лежали не оторванные от жизни абстрактные исследования, а проблемы, исследование которых поручено нам предприятиями с учетом их интересов и реальных потребностей.

— Традиционно считалось, что студентам нужны, прежде всего, знания…

— По словам руководителей HR-служб ведущих российских компаний, которые постоянно сталкиваются с тысячами молодых специалистов, основная проблема выпускников вузов сегодня состоит отнюдь не в том, что их уровень профессиональной подготовки недостаточен. Гораздо хуже другое: даже по окончании вуза они нередко не могут преодолеть инфантилизм, стать инициативными и по-взрослому ответственными людьми. Российская (а прежде советская) высшая школа всегда тяготела к патернализму: занималась не только и не столько образованием, сколько воспитанием; относилась к студентам, как к детям; стремилась контролировать не знания, а процесс их получения (посещения, опоздания, конспектирование, зазубривание чужой мудрости и т.п.). В результате студенты приходят в большую жизнь абсолютно к ней неготовыми, лишенными всяческой инициативы. И компаниям приходится в течение полутора-двух лет заниматься личностным развитием молодых специалистов, чтобы они начали понимать: если им что-то поручают, нужно брать ответственность на себя и быть готовым отвечать за дело, что не все, написанное на бумаге, в жизни «работает».

Только в ряде ведущих вузов предметы, связанные с личностным развитием студентов, занимают достойное место. Мы убеждены, что эти дисциплины должны изучаться не только в магистратуре, но уже на уровне бакалавриата.

— Считается, что переход на двухуровневую систему расширяет возможности наших студентов по обучению за границей: можно получить магистерский диплом и российского, и зарубежного вуза. Готовы ли и вузы, и студенты воспользоваться этой возможностью?

— К сожалению, пока в России только полтора-два десятка ведущих вузов входят в евро-американскую «карусель» двойных дипломов, когда студенты имеют возможность учиться в разных странах. Институт бизнеса и делового администрирования реализует совместные образовательные программы с 1993 года. Сегодня мы являемся членом консорциума IBSA (International Business School Alliance), в который входят магистратуры бизнес-школ несколько ведущих европейских университетов. Это Европейский средиземноморский университет во Франции (бывший Марсельский университет), Бременский университет в Германии, университет Валенсии в Испании, Вестминстерский университет в Великобритании и Уилмингтонский университет в США. С аналогичным консорциумом IBSEN, состоящим из 15 университетов, наш институт уже 10 лет сотрудничает при подготовке бакалавров. Зарубежные дипломы — наряду с российскими — получили уже несколько сотен наших студентов, что обеспечило им неоспоримые преимущества при устройстве на работу. Мы наблюдаем, что эти ребята более успешны в карьерном плане и готовы адаптироваться к любой деловой среде — они видят, что подходы к обучению разные, используют достоинства каждой системы.

Было бы неплохо, если бы и традиционные российские вузы активнее включались в программы «двойных дипломов». Ведь это делает наших выпускников существенно более конкурентоспособными на международном рынке труда. Однако «двойные дипломы» означают необходимость выстраивать магистерскую программу не только в соответствии с российским государственным стандартом, но и в соответствии со стандартами европейского образовательного пространства, порой существенно более жесткими. Они обусловливают необходимость учиться работать по проектному методу. Важной становится способность преподавать не только на русском, а и на английском языке. А все это сложно. Куда легче в привычном ритме и с умным видом читать из года в год одни и те же лекции по старым конспектам и гордиться тем, что принадлежишь к профессуре, которая ковалась еще в советской высшей школе.

— Чем еще привлекательны зарубежные университеты? Что они дают своим выпускникам, если говорить именно о результатах образования?

— Самостоятельность мышления, ответственность, инициативность. Причем эти качества формируются не только благодаря изучению неких дисциплин, но и благодаря самой организации учебного процесса. В рамках обучения на бакалаврских и магистерских программах за рубежом количество аудиторных часов невелико. К примеру, на магистерских программах оно приблизительно в два раза меньше, чем у нас, а по бакалаврским программам — в четыре-пять раз. Наши студенты бакалавриата, которые приезжают на учебу в Англию, обнаруживают, что им предлагается лишь 6-8 аудиторных часов в неделю. А все остальное — самостоятельная работа над проектами.

Причем никто никого не подгоняет и не заставляет учиться. К вам относятся, как к взрослому человеку, который знает, что ему надо, и способен ответить за свои поступки. У вас есть проект, ресурсы для его выполнения: Интернет, книги, закрепленные преподаватели-консультанты. Но если вы сами не придете к преподавателю в течение семестра, он о вас даже не вспомнит. Если вы «завалите» экзамен, университет спокойно возьмет с вас деньги по второму разу и, если вы не готовы учиться самостоятельно, предоставит вам возможность «завалить» его снова. Мы обращали внимание, что большинство наших студентов возвращается из-за рубежа существенно повзрослевшими, более мотивированными к учебе.

Беседовала Елена Кузнецова

Источник: http://ecsocman.hse.ru/




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок