17.05.2010

Считается, что в магистратуру идут юнцы без опыта работы, но бизнес-школы ломают это правило.

Теперь менеджеры со стажем получают второе высшее образование в формате «магистратуры для взрослых» за одной партой с MBA. Далеко ли бизнес-школы ушли от вузов и чем слушатель магистратуры отличается от студента MBA, E-xecutive выясняет у Александра Чеканского.

Россияне охотно получают второе высшее образование. Люди возвращаются в учебные аудитории, чтобы возместить плохое качество первого вуза, или ощущают, что второй диплом значительно повысит их заработки и должность. Бизнес-школы чувствуют настроения рынка и запускают свои программы второго высшего образования — «магистратуры для взрослых».

Чем подобная магистратура отличается от программ MBA, кто туда поступает и зачем, рассказывает декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ Александр Чеканский.

E-xecutive: Вы называете свою магистратуру — «для взрослых». В чем выражается эта взрослость?

Александр Чеканский: Для начала надо понять, что такое нынешняя магистратура в нашей стране. Раньше российское высшее образование представляло собой специалитет: студенты пять лет учились в вузах и получали квалификации. В 2003 году Россия поставила свою подпись под Болонским соглашением, и наше высшее образование постепенно двинулось в сторону двухступенчатой системы: первая ступень — четырехлетний бакалавриат, вторая — двухгодичная магистратура. После окончания бакалавриата выпускники либо идут работать, либо продолжают обучение уже в магистратуре. Соответственно, учатся в такой магистратуре двадцатилетние молодые люди без опыта работы. Вот эта магистратура, если можно так выразиться, «юношеская».

Магистратура бизнес-школы принципиально иная. Туда поступают те, кто поработал в бизнесе после окончания вуза и успел получить управленческий опыт. Это взрослые люди, поэтому и магистратура называется «для взрослых». Технологии обучения тоже другие, потому что учить молодежь и опытного управленца — это разные задачи. «Взрослая магистратура» обобщает и систематизирует опыт слушателя, особое внимание уделяется технологиям обмена опытом между слушателями. Это бизнес-кейсы, дискуссии, мозговые штурмы, семинары.

E-xecutive: Вы сейчас описываете программы MBA…

А.Ч.: MBA и магистратура для взрослых во многом схожи. На магистерских программах работают те же преподаватели-практики, что и на MBA. Все занятия точно так же направлены на то, чтобы человек овладел работающими технологиями. Но длятся магистерские программы дольше. У нас, например, дольше на пять месяцев. За эти дополнительные месяцы человек успевает получить больше теории. То есть практики столько же, как на MBA, но теория тут глубже и более фундаментальна. По сути, магистерские программы бизнес-школы — это второе высшее образование, но оно ориентируется на практику, и это сближает магистерские программы с MBA.

E-xecutive: Чем отличается слушатель «магистратуры для взрослых» от слушателя MBA?

А.Ч.: У них гораздо больше общих черт, чем различий. Что у них общего? Они все взрослые люди, средний возраст 30-31 год. Все уже имеют управленческий опыт и совмещают работу в бизнесе с учебой. Они все амбициозны и стремятся построить карьеру. Найти отличия гораздо труднее, но они есть, я их чувствую, когда общаюсь со слушателями.

Если попытаться выразить словами: есть люди, которые по жизни более легкие, быстрые, они стремятся скорее освоить современные управленческие технологии, тут же их применить, и за счет этого совершить карьерный рывок — вот это все про слушателя MBA. Слушатели магистратуры — это более основательные люди. Помните, как у Бориса Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины…»

Вот это про слушателей взрослой магистратуры. Они хотят не только освоить практические технологии эффективного управления, но и понять, где эти технологии берут начало. Понять теоретические основы этих технологий. На программе они работают более серьезно, делают больше домашних заданий. Но зато они получают фундаментальное образование, которое позволяет не только применять полученные знания, но и самому формировать новые управленческие технологии, адаптированные к особенностям конкретного бизнеса.

E-xecutive: Российское образование и так отличается излишней академичностью. А вы говорите о программах, где еще больше теории.

А.Ч.: На MBA теория — это «служанка» практики. Там теория нужна ровно в том количестве, чтобы хватило для понимания, как работают управленческие модели на практике. И все! Магистерская программа преследует другие цели — ее слушатели разбираются, откуда взялась технология, как она обосновывается. А для этого нужна теория. Это же второе высшее образование, а оно всегда отличалось от программ MBA тем, что там требуется больше теории.

Вообще, степень академичности программы зависит от преподавателя. Излишняя академичность возникает тогда, когда преподаватель не знает практики. Любая бизнес-школа стремится найти преподавателя, который имеет опыт работы в бизнесе и может передать свои знания другим людям на доступном языке. Это сложная задача, потому что многие даже гениальные управленцы, принимающие эффективные новаторские решения в своих компаниях, не способны внятно рассказать о своем опыте в аудитории.

E-xecutive: Ваша бизнес-школа одной из первых получила европейскую аккредитацию EPAS для магистерских программ. Для школы выгода понятна: люди охотнее идут на программы со «знаком качества». А что эта аккредитация дает учащимся и выпускникам?

А.Ч.: Позволю себе чуть вас поправить. Не одной из первых, а первая в России. И пока наша магистратура — единственная российская магистратура, которая имеет аккредитацию EPAS.

А если отвечать по существу вопроса, то я бы выделил два момента. Во-первых, когда человек идет на учебу, он платит немалые деньги — это инвестиции в человеческий капитал. А любой инвестор всегда рискует потерять или недополучить свой доход. Чем меньше риск, тем лучше для инвестора. Так вот аккредитация гарантирует определенное качество и снижает риски вложений. А риски, конечно, существуют. В посредственных вузах не только деньги потеряешь, но и время, зря потраченное на посещение занятий.

Во-вторых, наличие аккредитации повышает статус диплома в глазах работодателя. Конечно, в первую очередь в глазах иностранных работодателей. Но сейчас и многие российские директора по персоналу начинают понимать, что серьезная международная аккредитация так просто не дается.

E-xecutive: Что бизнес-школа должна сделать, чтобы получить аккредитацию?

А.Ч.: Самое главное, чтобы магистерская программа по качеству соответствовала аналогичным программа лучших европейский бизнес-школ и университетов.

А если брать техническую сторону вопроса, то нужно подготовить самоотчет, страниц примерно на 500. Только вопросник, который присылает Европейская ассоциация для подготовки самоотчета, занимает более двух десятков страниц. Создается комиссия — четыре-пять человек; в основном это руководители зарубежных школ бизнеса. Каждый член комиссии получает часть этого самоотчета, изучает его. Потом вся комиссия приезжает в Россию и беседует с администрацией школы. Иностранцы задают вопросы, выясняя насколько самоотчет школы соответствует действительности. Затем комиссия беседует со студентами, потом с преподавателями и выпускниками. Комиссия работает несколько дней. И только после такой всесторонней проверки может быть вынесен вердикт об аккредитации.

При этом аккредитационная комиссии формирует пакет замечаний и рекомендаций, которые необходимо учесть. О чем аккредитованная бизнес-школа должна обязательно отчитаться. Сама процедура аккредитации помогает выявить недостатки программы, резервы для ее улучшения и в конечном счете способствует повышению ее качества.

E-xecutive: «Взрослая магистратура» пользуется спросом?

А.Ч.: Второе высшее образование по менеджменту сейчас весьма популярно. Осталось только донести до общественного мнения тот факт, что отныне второе высшее образование будет осуществляться в форме магистерской подготовки; что магистратура это не только вторая ступень высшего образования для юных выпускников бакалавриата. Магистратура в школе бизнеса это форма второго высшего образования для взрослых людей с опытом работы в бизнесе.

Беседовал Александр Шенаев, E-xecutive

Источник:  http://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1300640-biznes-shkoly-zabiraut-sebe-vtoroe-vysshee

 




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок