03.08.2010

"Кто и как преподаёт на МВА". Интервью преподавателя ИБДА РАНХиГС И.В. Колтунова

(опубликовано в журнале «Управление персоналом», август 2010, № 16)

Маркетинговое агентство журнала «Управление персоналом» уже два месяца проводит новое исследование КТО И КАК ПРЕПОДАЁТ НА МВА?

Цель исследования – выявить лучшие бизнес-школы по такому критерию как количество и уровень преподавателей-бизнесменов.

Первые несколько бизнес-школ, предоставивших нам списки таких спикеров, нас не разочаровали – это 25-30 интересных и нередко весьма известных бизнесменов, топ-менеджеров узнаваемых на рынке компаний, владельцев консалтинговых фирм.

С этого номера мы начинаем серию публикаций с преподавателями-практиками с целью предоставления читателям большей информации о дополнительном бизнес-образовании в России, что, надеемся, поможет вам делать более взвешенные выводы и принимать верные решения.

Игорь Владимирович Колтунов

кандидат экономических наук, доцент, преподаватель ИБДА, директор Консалтинговой фирмы «Колтунов и партнёры», член Ассоциации Независимых Директоров, президент Нижегородской гильдии профессиональных консультантов, член Комитета по исследованию проблем конкуренции при Торгово-промышленной палате Нижегородской области

Что Вам даёт практика преподавания на МВА?

Есть такой очень старый анекдот. Профессор объясняет студентам теорему. Один раз объяснил – не понимают. Второй раз объяснил – не понимают. Третий раз объяснил – сам понял. А студенты не понимают…

Преподавание по программе МВА неизбежно заставляет меня укладывать все знания в систему, постоянно держать себя в тонусе. Ведь ученики-бизнесмены некомпетентности не прощают. Я стал замечать, что в последнее время очень часто, когда клиенты приходят на консультацию, я заглядываю не в справочники или в «КонсультантПлюс», а в своё пособие по курсу «Корпоративное управление». Это пособие я перерабатываю по нескольку раз в год: перед каждым «выходом на сцену». Второе важное преимущество преподавания на МВА заключается в том, что часть учеников потом становятся клиентами нашей консалтинговой фирмы. Преподавание в бизнес-школах помогает продвигаться и лидировать на рынке консалтинговых услуг.

Чему особенно стоит учить слушателей?

В замечательном советском фильме «Офицеры» командир пограничной заставы, бывший офицер царской армии Георгий Петрович, отчитывая молодого и горячего командира взвода Ивана Вараву, говорит: «Командир должен думать, а не просто шашкой махать…». Этот подход в полной мере относится к подготовке специалистов по программе МВА.

Предпринимателям надо развивать и защищать свой бизнес. Для этого они должны учиться нестандартно мыслить, находить оригинальные решения. Простой пример: многие бизнесмены, являясь совладельцами в обществах с ограниченной ответственностью, не знают, что в этой организационно-правовой форме возможно голосование и выплата дохода непропорционально долям участников в уставном капитале. Вообще для многих полной неожиданностью является наличие в корпоративном законодательстве так называемых диспозитивных норм, позволяющих субъектам правоотношений самим выбирать самые разнообразные варианты поведения в рамках тех границ, которые установлены законом.

Читая курс «Корпоративное управление», а также два спецкурса «Особенности корпоративного управления в обществах с ограниченной ответственностью» и «Корпоративные конфликты и безопасность бизнеса», я всегда пытаюсь показать слушателям многовариантность развития событий. Выбрать правильный вариант – это и есть высший пилотаж в бизнесе. Сделать это должен собственник, а помочь ему может хороший консультант.

Чему их стоит переучивать?

«Маститых» бизнесменов, которые уже многого добились в жизни и в бизнесе, которые считают, что они всегда правы, нужно отучать от привычек и стереотипов. Стандартные варианты поведения вполне допустимы в условиях спокойно растущей экономики. Но они абсолютно не работают в кризисных ситуациях. Перешагнуть через себя бывает очень сложно, но необходимо. Задача преподавателя в бизнес-школе – помочь это сделать, причём помочь очень тактично.

Молодых и резвых предпринимателей, да простят они меня за такое определение, следует наоборот отучать от анархизма и приучать к системности и порядку. У них очень развит правовой нигилизм, который может в любой момент привести к непоправимым последствиям, к потере всего бизнеса. Начинающим предпринимателям следует учиться системно мыслить, увязывать в единое целое знания, полученные различным путём: как на практике, так и при обучении по программе МВА.

Расскажите наиболее интересные и важные примеры обучения из Вашего опыта.

Огромный интерес у слушателей всегда вызывают вопросы реструктуризации бизнеса, выделения отдельных подразделений в самостоятельные бизнес-единицы, создания холдинговой структуры и организации управления в группе компаний. По такому пути идут сейчас многие акционерные общества, созданные в 90-е годы путём приватизации крупных и средних советских предприятий.

Особая песня – это оптимизация налогообложения при построении подобных «хитрых» корпоративных схем. Если в результате преобразований фискальная нагрузка на бизнес уменьшается, налоговые органы очень любят выискивать нарушения и доначислять якобы неуплаченные налоги. По этим вопросам существует уже обширная арбитражная практика. Один из наших клиентов (хорошо известное в нижегородском регионе ОАО) вынужден был дойти до Высшего арбитражного суда. Дело они выиграли: корпоративная схема, разработанная нашей фирмой и сопровождавшаяся оптимизацией налогообложения, оказалась прочной. Сейчас рассказываю о ней на занятиях в бизнес-школах.

Всегда «на ура» проходят семинары по проблемам корпоративных конфликтов и защиты от рейдерских захватов. На живых примерах из собственной практики пытаюсь убедить слушателей, что превентивные меры, профилактика в сфере корпоративной безопасности обходятся гораздо дешевле, чем защита от уже начавшегося нападения «агрессоров».

Выпускников МВА не все работодатели приветствуют. Почему? Как это изменить?

Я бы назвал две причины. Во-первых, у нас в России до сих пор ещё существуют очень слабые бизнес-школы. Фактически они за деньги выдают дипломы об окончании программы МВА. Знания у выпускников таких учебных заведений нулевые. А дипломы все получают одинаковые. У нас в Нижнем Новгороде пять вузов реализуют программу МВА. Из них в двух – МВА высокого качества, а в трёх – откровенно слабая. Аналогичная ситуация в Москве и в других городах. Косвенным показателем качества подготовки специалистов является цена обучения. Надо помнить: хорошее дешёвым никогда не бывает. А выбирать бизнес-школу надо не по набору дисциплин (он везде примерно одинаковый) и не по месту расположения (ближе ездить на занятия), а по преподавательскому составу. 

Вторая причина – наша российская ментальность. Недаром у нас говорят: я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак. Генеральный директор, не имеющий диплома МВА, зачастую неохотно принимает к себе на работу заместителями и руководителями подразделений обладателей такого диплома. А вдруг они окажутся умнее меня? И чем всё это может кончиться? Выход здесь один: руководителям бизнес-школ надо в первую очередь привлекать на обучение по программе МВА собственников бизнеса и высших менеджеров. Так, например, ректор нижегородской бизнес-школы «Green City» постоянно сам встречается с руководителями и собственниками бизнеса, презентует свои программы. По-видимому, целесообразно также в общем наборе программ МВА увеличивать долю Executive MBA, ориентированную на высший командный состав.

Пёстрая картина слушателей. Что бы Вы выделили в них общее?

Если в обычный ВУЗ идут по самым разнообразным причинам (получить образование, спрятаться от армии, родители послали, можно удачнее выйти замуж, ещё пять лет можно не работать и др.), то в бизнес-школе аудитория, как правило, одинаково мотивирована. Сюда идут за конкретными знаниями, чтобы, используя их, легче было продвигаться по служебной лестнице или развивать свой собственный бизнес.

Ни в одной из бизнес-школ (я в настоящее время преподаю в пяти учебных заведениях Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Ульяновска) я не сталкивался с аудиторией, в которой спали бы на занятиях, читали журнал, слушали музыку. Даже по мобильным телефонам разговаривают редко (и то, как правило, извиняются и выходят в коридор). Весной этого года в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в одной из групп у меня попросили разрешения и записали весь мой курс на видео.

Ректор СКОЛКОВО на конференции журнала «Эксперт» сказал, что вузы умудрились за 20 лет не повернуться даже боком к бизнесу в своих программах обучения. Как Вы думаете, почему (или не согласны) и как это изменить?

С профессором А.Е.Волковым я согласен лишь частично. Его утверждение справедливо лишь по отношению к классическим вузам. Студентов у нас, к сожалению, учат по старинке. Но это легко объяснимо: какое качество преподавания вы хотите получить от доцента, имеющего государственную заработную плату в 9 000 рублей? Охранник на любом серьёзном объекте получает больше. По-моему, уже все забыли, что согласно первому Указу Президента РФ Б.Н.Ельцина средняя заработная плата преподавателей высших учебных заведений должна быть в два раза выше, чем средняя заработная плата в промышленности России. Пока государство не изменит подход к вузам, всё останется по-старому. Сейчас в большинстве серьёзных вузов увеличили государственное финансирование на приобретение современного оборудования. А о преподавателях по-прежнему не вспоминают.

В бизнес-школах ситуация принципиально иная. У нас есть блестящие школы с разнообразным набором образовательных программ и отличным преподавательским составом. Поскольку обучение в этих школах осуществляется на коммерческой основе, руководство имеет возможность привлекать высококлассных специалистов. Я с удовольствием сотрудничаю с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ и с Высшей школой экономики. Могу о них сказать только хорошее.

Что касается Московской школы управления СКОЛКОВО, то я недавно был удивлён их подходом к бизнес-образованию. В июне этого года на имя ректора, д.т.н., профессора А.Е.Волкова я направил письмо с предложением о сотрудничестве. Получил ответ за подписью Анны (без указания фамилии и должности), в котором говорилось, что преподавание всех дисциплин в СКОЛКОВО ведётся исключительно на английском языке, и мне предлагалось выслать на английском языке своё резюме и сопроводительную документацию. Мне бы очень хотелось понять, как можно реализовывать крупнейший национальный проект на языке другого государства …

Кто из Ваших коллег преподавателей-практиков Вам импонирует более всего и почему?

Я знаю много блестящих специалистов, преподающих в различных учебных заведениях по программе МВА. Как правило, их всех объединяет одно: они прошли классическую вузовскую школу, преподавали студентам, защитили серьёзные диссертации, а сейчас занимаются практическим бизнесом (чаще всего консалтинговым). Такие «играющие тренеры» отлично знают свой предмет (поскольку занимаются этими проблемами на практике) и умеют доходчиво и просто объяснить всё своим слушателям (поскольку владеют в совершенстве методикой преподавания).

Бизнес-школы, придающие большое значение подбору преподавательского состава, как правило, активно обмениваются кадрами. Достаточно зайти на сайты этих учебных заведений, и вы увидите там фотографии одних и тех же известных на всю Россию специалистов.

Расскажите о своём бизнесе и реальных проблемах, которые Вам приходилось преодолевать.

Я директор и совладелец небольшой семейной консалтинговой фирмы. Немцы говорят «Klein, aber mein». Это чисто интеллектуальный бизнес. Его характерной особенностью является достаточно эксклюзивный характер оказываемых услуг. Основных направлений два. Первое – корпоративное управление и корпоративная безопасность бизнеса. Это направление курирую я. Второе – лингвистические экспертизы и лингвистическая безопасность. Группой экспертов руководит моя жена – Елизавета Аркадьевна Колтунова, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета ННГУ им. Н.И.Лобачевского, профессор Международной славянской академии, действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам – ГЛЭДИС.

Для того, чтобы получить грамотную услугу по корпоративному управлению и корпоративной безопасности, клиент – собственник бизнеса должен посвятить меня в святая святых, в свою «внутреннюю кухню». Я всегда говорю: «Со мной – как с врачом – надо раздеваться догола». Клиенту это страшно: а вдруг информация уйдёт конкурентам или силовикам? Очевидно, что продвигать такие консалтинговые услуги на рынке невозможно теми же рекламными способами, какими продвигаются обычные товары или услуги (продукты питания, бытовая техника, автомобили, строительные услуги и др.). Моими клиентами, как правило, становятся либо мои бывшие ученики, либо срабатывает сетевой маркетинг: один клиент рекомендует меня другому.

Поэтому я много езжу по стране, преподаю в бизнес-школах, выступаю на конференциях, семинарах, форумах, общаюсь с объединениями предпринимателей. В последнее время начал налаживать контакты с представителями ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия).

Моя жена часто выступает перед адвокатами, судьями арбитражного суда, встречается с предпринимателями и журналистами, рассказывает им о проблемах лингвистической безопасности и о роли лингвистической экспертизы в судопроизводстве.

Чему «научил» кризис – Вас, Ваших коллег, слушателей?

В первый момент все мои клиенты начали лихорадочно искать деньги. Мне говорили: «Игорь Владимирович, Вы хороший консультант, но сейчас не до корпоративного управления, помогли бы лучше достать дешёвый кредит…». Реализация в нашей фирме упала примерно в 1,5 раза. Однако через некоторое время большинство грамотных бизнесменов поняли, что деньги – это не главное. Важнейшей задачей в период кризиса является оптимизация бизнеса, причём оптимизация всесторонняя: оптимизация финансовых потоков, работы с персоналом, сферы IT, общего и стратегического менеджмента, корпоративного управления и др.

Когда прошёл первый шок, бизнес стал активнее обращаться к консалтинговым услугам. У нас появились новые московские клиенты, клиенты из Владивостока и Краснодара. Когда я писал эту статью, позвонили из Челябинска: просят помочь грамотно объединить бизнесы. В последние полгода значительно возрос спрос на лингвистические и комплексные лингво-психологические, политологические и культурологические экспертизы, а также на внесудебные лингвистические исследования: звонят из самых разных городов России.

И такая ситуация не только в нашей фирме. У большинства членов Нижегородской гильдии профессиональных консультантов весной этого года реализация услуг превысила докризисный уровень. Причём обращаются не только представители нижегородского, но и других регионов.

Ваши советы читателям нашего журнала.

Успешный бизнесмен – это, прежде всего, здоровый бизнесмен. Можно купить целый бизнес, оплатить своё обучение по программе МВА, оплатить работу консультантов и адвокатов. Нельзя купить только здоровье.

Следите за своим здоровьем: посещайте бассейн, тренажёрный зал, сауну. Летом бегайте, катайтесь на велосипеде, а зимой вставайте на лыжи или коньки.

Тогда любой заработанный вами миллион будет приносить вам только радость.




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок