11.05.2010

"Перспективы и пути развития российского бизнес-образования". Интервью директора ИБДА РАНХиГС С.П. Мясоедова

В сентябре 2010 г. Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) отметила свое 20-летие. За эти годы ассоциации удалось внести заметный вклад в становление и развитие отечественного бизнес-образования. Профессиональное сообщество сумело консолидировать потенциал российского научного и делового сообщества на достижение целей бизнес-образования. Сейчас ассоциация объединяет более 150 организаций бизнес-образования, деловые и предпринимательские организации из 44 городов (33 регионов) России, стран СНГ и зарубежных государств.

Об итогах двадцатилетней деятельности и перспективах развития ассоциации мы побеседовали с недавно избранным президентом ассоциации, доктором социологических наук, профессором, ректором Института бизнеса и делового администрирования РАНХ и ГС при Президенте РФ, первым проректором РАГС Сергеем Павловичем Мясоедовым.

Сергей Павлович, в чем вы видите основные итоги деятельности РАБО за 20 лет?

За двадцать лет небольшая группа энтузиастов сумела сплотить вокруг себя ведущие бизнес-школы и учреждения бизнес-образования со всей России — от Калининграда (Кёнигсберга) до Владивостока. Сами понятия «бизнес-образование», «программа MBA» и др. пришли в Россию в существенной степени благодаря РАБО. Именно усилиями РАБО и моего предшественника на посту президента — Леонида Ивановича Евенко — программы МВА в нашей стране получили признание и статус «дополнительного к высшему образованию» и государственный диплом. Наконец, РАБО была признана как единственный представитель российского бизнес-образования в таких ведущих аккредитующих ассоциациях мира, как AACSB, EFMD, AMBA, CEEMAN и др.

Куда будет направлен вектор основных изменений в деятельности Ассоциации?

На развитие и укрепление связей с другими «стейкхолдерами», или, как их называли до 1917 г., интересантами бизнес-образования. Нам предстоит укрепить и расширить связи с государственными органами, регулирующими образование и бизнес-образование; с ведущими ассоциациями российского бизнеса и компаниями, проявляющими интерес к совершенствованию подготовки менеджеров. Во главе угла должны также находиться вопросы оценки качества бизнес-образования и в первую очередь программ МВА. Здесь надо вплотную заниматься созданием системы независимой экспертной оценки, которая оправдала себя во всем мире. Думаю, что было бы неплохо наладить более тесное сотрудничество с образовательными структурами, занятыми программами МРА. У них схожие проблемы. И было бы правильно совместно искать сходные подходы к решению проблемы. Надо больше внимания уделять Болонскому процессу и вопросам двухуровневой системы подготовки по менеджменту. Особенно магистерским программам, популярность которых растёт во всем мире. Отдельно надо сказать о том, что в последние годы возрастающее количество интересных инициатив идёт из регионов. Эти инициативы надо тщательно изучать, поддерживать и пропагандировать.

Как международник по базовому образованию, скажу, что на международном направлении тоже есть серьёзные планы. Пора подумать, как из участников международных конференций и форумов постепенно продвигаться к тому, чтобы войти в число законодателей моды.

Как отразился императив инновационной экономики на бизнес-образовании?

Пока об инноватике больше говорится, чем делается. Инноватику в современном мире знаний продвигают не так, как в индустриальный век, когда государство отбирало через экспертов несколько направлений и активно их поддерживало.

В постиндустриальный век инноватика развивается через создание условий для молодых изобретателей и талантливых предпринимателей, которые будут обеспечивать коммерциализацию изобретений. Для венчурных фирм требуются законодательные и, прежде всего, фискальные льготы. Максимальное смягчение бюрократических барьеров, связанных с вхождением в бизнес, упрощение и смягчение многочисленных процедур проверок и т.п. Это то, что сейчас будет отрабатываться в технопарке «Сколково».

Кроме того, развитие инновационного потенциала — это создание университетских инкубаторов, которые имеют нужную венчурному бизнесу инфраструктуру: недорогие офисные помещения; доступ в Интернет; юридическую поддержку; где можно получить недорогой кредит. В эти инкубаторы идут молодые Ломоносовы. А рядом с инкубаторами необходимо создавать венчурные фонды. Это должно происходить децентрализованно. Важно поддерживать инициативу снизу. И не мешать бизнесу развиваться. Тогда появятся условия для формирования национальных силиконовых долин.

Бизнес-образование необходимо рассматривать как важный институт развития новой экономики, потому что оно инновационно по своей сути, ибо учит созданию эффективного менеджмента и построению конкурентоспособного бизнеса. Появление в стране венчурных фондов, территориально-производственных кластеров, предпринимательства в научно-технической и социальной сфере и т.п. делает бизнес-образование ещё более востребованным. Да и многие задачи по модернизации экономики возможны лишь на путях частно-государственного партнёрства, а следовательно, для современного чиновничества бизнес-образование также не будет лишним. Люди, занимающиеся государственным управлением, должны понимать логику мысли и действия бизнес-сообщества. Отрадно, что бизнес-образование всё более сближается с высшим профессиональным: при всех современных университетах создаются школы, технопарки и инкубаторы, занимающиеся бизнес-образованием (РАНХ и ГС, ГУ-ВШЭ, Санкт-Петербургский университет, Сколково и др.). Полагаю, что это должно в обозримый период дать толчок креативно-предпринимательской деятельности молодёжи.

Миссию РАБО я вижу в том, чтобы распространять идеалы современного этичного и качественного бизнес-образования и способствовать формированию в стране рыночного предпринимательского мышления.

Как выстраивается взаимодействие РАБО с государственными органами власти и управления и востребовано ли бизнес-образование государственными служащими?

Государство признало бизнес-образование. Это дорогого стоит. Сейчас идёт выстраивание платформы для постоянного диалога. Как и во всех случаях с так называемым частно-государственным партнёрством, это нелинейный процесс. Он требует большой работы. РАБО к ней готово. И я надеюсь, что взаимодействие Ассоциации и государственных органов, регулирующих образование, будет развиваться. Знаково, что всё больше государственных служащих начинает понимать, что такое бизнес-образование, интересоваться программами бизнес-образования, идти на них учиться.

Сергей Павлович, одной из важнейших задач обучения по программам MBA всегда был перенос достижений экономической науки, науки управления в область бизнеса и практического менеджмента. Чем сегодня современная наука «питает» деловых людей — представителей российского бизнеса, менеджеров различного уровня?

Это сложный и многоплановый вопрос. Здесь надо говорить много, долго и серьёзно: анализируя контент программ, построение предметных полей, использование тех или иных методик и их сравни- тельную эффективность и т.д. Поэтому здесь я ограничусь только одним интересным трендом. Если 10–15 лет назад большинство менеджеров, приходя в бизнес-школы, стремилось получить больше дисциплин «управленческого софта» (речь идёт о поведенческих и психологических тренингах самого различного рода и дисциплинах, связанных с управленческой психологией и социологией), то теперь люди хотят получить прочные знания и навыки в области «управленческого харда», в дисциплинах, которые относят к предметам «менеджмент сайенс». Это количественные методы принятия управленческих решений, финансы, бухучёт. Всё, что поддаётся строгому и верифицируемому математическому анализу. До последнего времени этим отличались программы бизнес-образования прежде всего американских школ бизнеса. Теперь, если хотите, мода на эти дисциплины пришла или вернулась в нашу страну.

Каким образом развивается международное сотрудничество РАБО?

Руководство РАБО и представители ведущих бизнес-школ и факультетов российских вузов регулярно участвуют в конференциях ведущих ассоциаций бизнес-образования и бизнес-школ мира, выступают с докладами, изучают международный опыт и делятся своим опытом. Российская ассоциация бизнес-образования признана как равноправный партнёр всеми тремя престижными аккредитующими ассоциациями мира (Клуб «Три Короны»). Это Международная ассоциация развития университетских школ бизнеса (AACSB International) со штаб-квартирой в городе Тампа, США; Европейский фонд разви- тия менеджмента (EFMD) со штаб-квартирой в Брюсселе, Бельгия, и Международная ассоциация программ МВА со штаб-квартирой в Лондоне, Великобритания. Кроме того, мы тесно сотрудничаем и регулярно проводим совместные мероприятий с Ассоциацией развития менеджмента стран Восточной и Центральной Европы (CEEMAN). У РАБО и этой Ассоциации много общих интересов и проблем, требующих обсуждения и решения. Список наших международных и национальных ассоциаций-партнёров, естественно, не исчерпывается этими организациями. Он включает и объединения ряда стран СНГ, и ассоциации школ бизнеса ведущих европейских стран, стран Азии и Латинской Америки и т.д. Так что возможностей для приобщения к мировому опыту у РАБО хватает. Мы учимся их использовать и применять на благо развития российского бизнес- образования.

Большое вам спасибо, Сергей Павлович, за интересное и содержательное интервью.

Беседовал Сергей Данилов

Источник: http://www.ini21.ru/?id=1117




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок