13.11.2013

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как расстаться с недобросовестным партнером
  • Как заранее установить с другими совладельцами правила выхода из бизнеса
  • Как действовать, если партнерам не удается договориться: примеры из судебной практики

В западных фирмах существуют подробные инструкции, как действовать, если один из партнеров хочет выйти из бизнеса. В российских компаниях, к сожалению, такие инструкции разрабатывать не принято, а законодательство не содержит четких правил на этот счет. Как быть? Есть несколько вариантов. Я расскажу о них на примере самой распространенной формы собственности – ООО.

Предложите партнеру продать свою долю.

Это самый очевидный вариант. При продаже доли третьим лицам остальные партнеры имеют право преимущественной покупки. Купить долю может как само общество, так и его участник. При покупке доли участником ее цену устанавливает продавец. Если же долю приобретает общество, ее стоимость рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества. Поскольку многие предприятия для минимизации налогов специально занижают стоимость балансового имущества или оформляют его на другие компании, размер чистых активов может оказаться слишком незначительным. Если установленный законом порядок выплаты стоимости доли кажется Вам несправедливым, в уставе общества при его учреждении или позднее (для этого требуется единогласное решение всех участников) можно зафиксировать другие правила (например, изменить сроки выплаты, порядок расчета стоимости доли). На какие нюансы стоит обратить внимание? Ничто не мешает Вашему партнеру найти стороннего покупателя и договориться с ним о цене, сильно отличной от той, за которую Вы готовы купить долю. Тогда Вам придется либо соглашаться на условия продавца, либо готовиться к тому, что у Вас появится новый партнер по бизнесу1. Избежать такой ситуации удастся, если заранее определить правила выхода партнера из бизнеса (например, можно установить, что любой из собственников не вправе продавать свою долю третьим лицам; подробнее см. далее: Как заранее договориться о правилах выхода из бизнеса).

Пример из практики

У ООО «Кафе «Пицца-Пита» (Москва) было два собственника: одному принадлежало 75% бизнеса, другому – 25%. Партнер, у которого была меньшая доля, решил продать ее третьему лицу за 10 млн руб., о чем сообщил совладельцу, направив уведомление. Возможно, цена оказалась слишком высока – в ответ основной владелец телеграммой сообщил, что отказывается давать согласие на продажу доли, а также покупать эту долю сам.

Участник продал свои 25% третьему лицу. Не согласившись с этим, основной собственник обратился в суд. По его мнению, доля была уступлена в нарушение запрета, однако суд никаких нарушений не нашел. Доводы судей были таковы: «Уставом общества не предусмотрено прямого запрета на продажу участником общества своей доли или ее части третьим лицам, в нем указано… лишь на необходимость получения согласия остальных участников». Поскольку материалами дела подтверждено, что владелец письменно отказался покупать долю, одновременно не дав согласия на ее продажу, сделка купли-продажи считается действительной (см. постановление ФАС Центрального округа от 18.05.2006 по делу №А48-2630/04-9).

Если Вам удалось договориться с партнером о покупке доли, проследите, чтобы он написал заявление о выходе из общества, – в противном случае бывший партнер потом сможет оспорить сделку. После этого собрание участников должно принять соответствующее решение и занести его в протокол общего собрания. Затем ООО в течение трех месяцев обязано выплатить партнеру стоимость доли или выдать имущество на такую же сумму. Рассмотрю еще один пример.

Пример из практики

Гражданин Н. единолично владел компанией «Ризалетт-М» (Липецк). В 2006 году он продал 50% бизнеса гражданину Т., однако год спустя решил вновь стать единственным собственником. Тогда на общем собрании участников он принял решение об исключении партнера из бизнеса и о подписании между ними договора купли-продажи доли в уставном капитале. Соответствующие изменения были внесены в уставный капитал ООО. Гражданин Т. не согласился с этим и обратился в суд, который занял его сторону. Судьи, вынося решение, исходили из того, что участник Н. не представил письменного заявления участника Т. о выходе из общества. Кроме того, общее собрание участников, как заключил суд, проходило без гражданина Т.; по крайней мере, первый собственник не представил доказательств, что он надлежащим образом уведомил своего партнера о времени и месте собрания. Поэтому решение общего собрания суд счел не имеющим юридической силы, а договор купли-продажи – недействительным (см. постановление ФАС Центрального округа от 11.12.2008 №Ф10-5639/08).

Попробуйте разделить бизнес

Еще один вариант расстаться с партнером – разделить компанию на два или несколько самостоятельных бизнесов. Это всегда болезненный процесс. А для некоторых предприятий такой вариант не подходит (например, если основные активы компании – неделимое производственное оборудование). Легче применим этот способ в отношении фирм, оказывающих услуги. Скажем, одно рекламное агентство было разделено между двумя совладельцами даже без официальной процедуры реорганизации. Просто один из партнеров создал новую компанию и с согласия другого участника общества увел с собой нескольких сотрудников, а также забрал часть клиентов, подписав с ними новые соглашения. В крайнем случае есть возможность ликвидировать компанию – тогда каждый участник получит ее активы пропорционально своей доле и начнет заниматься новым бизнесом.

Исключение партнера через суд

Если партнер не выполняет своих обязательств и не хочет продавать долю, Вы можете исключить его из общества принудительно – через суд. Подать ходатайство могут партнеры, владеющие в совокупности не менее чем 10% долей. Надо сказать, что исключение через суд – достаточно сложный механизм. Основная трудность – собрать доказательства, подтверждающие, что участник создавал препятствия работе компании. У нас в стране пока мало успешных судебных дел такого рода, поскольку суды считают, что исключение из ООО – это крайняя мера, предполагающая веские основания. Однако случалось, что истцы выигрывали подобные дела.

Пример из практики

Один из собственников ООО «Труд-Сервис» (Магадан) обратился в арбитражный суд с целью исключить совладельца из бизнеса (их доли в бизнесе были распределены пополам). Основание – умышленное совершение партнером действий, направленных на причинение вреда компании. Какие же действия совершил совладелец? Он удерживал учредительные и иные документы ООО, а также его печать, что не давало предприятию совершать сделки с контрагентами и представлять документы в налоговые органы. Распространял информацию о том, что вскоре общество будет ликвидировано, сорвав из-за этого несколько сделок. В результате компании пришлось брать копии учредительных документов в ИФНС и нести расходы по оплате пошлины за их выдачу; также фирма потратилась на изготовление новой печати. Следствием этого стали и неблагоприятные для ООО результаты проверки со стороны трудовой инспекции. Поскольку первый собственник представил все доказательства, суд не только счел действия второго учредителя существенно затрудняющими деятельность компании, но и расценил их как совершенные исключительно с целью причинить вред бизнесу. В итоге недобропорядочный собственник был исключен из ООО (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.02.2010 №Ф03-7755/2009).

Часто в судебных исках в качестве основания для исключения участника из ООО собственники указывают его неявку на общие собрания. Однако этот аргумент суды не считают достаточным для исключения. Чтобы суд удовлетворил такой иск, Вам придется представить доказательства, что:

  • Вы надлежащим образом уведомляли соучредителя о собраниях, однако тот на них не являлся;
  • Ваш партнер систематически не посещал собраний, не имея на то уважительных причин;
  • из-за неявок партнера на собрания Вы не могли принимать решений, предполагавших единогласие, что оборачивалось негативными последствиями для деятельности компании.
Как заранее договориться о правилах выхода из бизнеса

Чтобы застраховаться от описанных проблем, можно уже сейчас принять новую редакцию устава Вашей компании, предусмотрев в документе порядок действий на случай, если Вы или Ваши партнеры захотите выйти из бизнеса. Я настоятельно рекомендую это сделать, пока Вы способны рассуждать беспристрастно и у Вас с другими совладельцами нет взаимных обид.

Есть несколько вариантов выхода из ООО. Можно закрепить в уставе только одну процедуру, а можно сразу несколько, для разных ситуаций. Вот самые распространенные.

Если у Вашей компании есть участник, владеющий меньшей долей

Можно предоставить миноритарию право продать при желании долю другому партнеру или партнерам через определенное время после покупки (год, два, три) по определенной цене. Ценой может быть:

  • рыночная стоимость (обычно ее определяют независимые оценщики);
  • фиксированная стоимость, о которой договариваются стороны;
  • стоимость, определяемая исходя, например, из EBITDA за последние три года работы компании.
Обратите внимание! Если Вы решите продать свою долю, естественно, что предприятие-покупатель настороженно отнесется к наличию миноритария и даже, возможно, из-за этого вовсе откажется от сделки. Опасения понятны: ведь покупателю придется совершать те или иные шаги не иначе как по согласованию с миноритарием. Кроме того, миноритарная доля может попасть к рейдерам, что создаст угрозу всему бизнесу. Поэтому нужно заранее включить в устав такое положение: продавая долю, Вы имеете право потребовать от миноритария, чтобы тот продал и свою на аналогичных условиях. Это выгодно: ведь если продаются сразу все доли, Вы можете запросить за компанию более высокую цену.

Если доли распределены пополам

Если партнеры владеют равными долями, заставить одного из них купить долю другого нельзя – нужно установить процедуры, одинаковые для всех. В США для выхода из таких ситуаций разработан механизм push-pull.

Простой push-pull. Закрепляется условие о том, что один из партнеров предлагает купить долю другого (например, за 1 млн долл. США), но при этом должен быть готов продать и свою долю за эту же сумму. То есть если один из участников хочет расстаться с партнером и купить его долю, то второй может выбрать: либо продать свою долю за предложенную цену, либо купить за эти же деньги долю совладельца

Торговый push-pull. Допустим, у ООО два участника – A и B. Фиксируется условие, согласно которому участник A предлагает купить долю участника B – например, за 1 млн долл. США. В ответ участник B имеет право предложить купить долю участника A за 2 млн долл. Однако, если участнику A не хочется продавать свою долю, он может предложить партнеру B, чтобы тот все же купил его долю – за 3 млн. И так далее, пока они не договорятся. Главное – ограничить торги количеством предложений или определенным временем. Ограничение по времени – не самое выгодное решение: могут возникнуть разногласия с датой поступления предложения. Лучше ограничить процедуру количеством предложений – например, предусмотреть, что каждый имеет право выдвинуть по три предложения.

Интервью размещено на сайте журнала Генеральный директор.




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок