Как защитить информацию, опубликованную на сайте. Статья Костенковой Татьяны - советника по вопросам права и развития бизнеса группы компаний Finstar Financial Group, выпускницы программы Executive МВА (ЕхМВА-19).


25.10.2013

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Какую информацию нельзя защитить и как поступать в этом случае 
  • Какие средства технической защиты от копирования наиболее эффективны 
  • Как готовить информацию для публикации на сайте, чтобы предотвратить утечку важных сведений

Думать о защите выложенной на сайте информации в первую очередь приходится фирмам, которые на ней зарабатывают, например фотобанкам или компаниям, продающим видео- и аудиофайлы. Однако охранять информацию на сайте нужно и компаниям, которые не занимаются передачей прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, когда производство снэков еще не было популярным в России бизнесом, одна компания стала искать инвестиции для налаживания массового выпуска сухариков. Чтобы продемонстрировать потенциальным инвесторам эффективность производства, она поместила на сайте подробную информацию о производстве. Этим воспользовались конкуренты. Они наладили аналогичное производство, а предприятие, которому принадлежала идея, так и не сумело привлечь инвесторов.

Какая информация нуждается в защите

Как правило, защищать нужно результаты интеллектуальной деятельности. Это могут быть размещенные на сайте базы данных, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, коммерческие обозначения, фирменные наименования и т. д.

Некоторые объекты, например идею, полностью защитить невозможно. Однако идея нуждается в охране больше всего. Единственный выход – сообщение не всей информации: опишите саму идею, но не раскрывайте составляющие, необходимые для ее реализации. Так поступила предприниматель из Калининграда, продающая через Интернет диски с пошаговой инструкцией по выращиванию клубники в домашних условиях. На сайте http://zarabotok-dengi.ru она рассказала, каких успехов ей удалось достичь, выращивая клубнику, и в общих чертах описала, что для этого пришлось сделать и сколько денег вложить. Подробнее ознакомиться с технологией выращивания клубники можно, заказав диск.

Юридическая защита информации

Как российские компании защитили свои сайты (примеры из судебной практики)

1. Компания «Инси» из Челябинска разработала сайт, на котором рекламирует свою продукцию; его страницы содержат разные материалы, расположенные определенным образом. Исключительные права на содержание сайта принадлежат «Инси». Какое-то время спустя компания обнаружила, что часть ее контента была размещена на сайте предприятия-конкурента. Спор разрешил суд. В качестве доказательств «Инси» привела протоколы осмотра сайтов нотариусом. Он подтвердил, что на 22 страницах из 27 усматривается полное совпадение в подборе и расположении материалов. Компания потребовала компенсацию в размере 1 млн руб., однако суд постановил взыскать с нарушителя только 200 тыс. руб., а также судебные расходы в сумме чуть более 153 тыс. руб. Судьи так аргументировали решение: «После уведомления истца сайт ответчика был закрыт на реконструкцию… Таким образом, нарушение не носило длительный, множественный и тяжкий характер» (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008 №16АП-2197/08(1).

2. Издательству «Проспект» принад¬лежат исключительные права на использование книги «Финансы организаций». Выяснилось, что владельцы одного из сайтов предлагали приобрести электронную копию этой книги. Факт подтвердил нотариус, составив протокол. Издательство обратилось в суд о взыскании с нарушителя компенсации в размере 30 тыс. руб. Суд требование удовле¬творил (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 №17АП-12079/2009-ГК).

Подготовлено редакцией с использованием системы «КонсультантПлюс».

Еще до публикации на сайте нужно позаботиться о защите не только товарного знака, полезной модели или промышленного образца, но и других элементов стиля компании. Например, компания McDonald’s зарегистрировала в качестве товарного знака и графический значок в виде буквы М, и слоган «Вот что я люблю».

Если на сайте публикуется литературное произведение, рекомендую Вам зарегистрировать его в Российском авторском обществе. Однако учтите, что в некоторых ситуациях закон разрешает без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения использовать опубликованную на сайте информацию (обязательно указав имя автора и источник заимствования)2. Это относится, например, к случаям цитирования в научных или информационных целях, а также к случаям, когда отрывки из произведения используются в качестве иллюстраций в объеме, который оправдан поставленной целью.

Для уведомления о принадлежащем Вам исключительном праве на произведение используйте знак охраны авторского права © с указанием года создания произведения и названия компании. Знак необходимо ставить в конце каждого охраняемого произведения и внизу каждой страницы сайта, например: © 2010 KPMG International Cooperative (KPMG International). В случаях, когда указывают не конкретный год опубликования, а временной отрезок, например © 1995–2011 Студия Артемия Лебедева, невозможно определить дату первого опубликования, а это затрудняет защиту первенства Вашего авторского права при его нарушении.
Товарные знаки должны сопровождаться значком ®. С его помощью Вы сможете предупредить посетителей сайта о том, что право на данное обозначение зарегистрировано.

Технические средства защиты данных от копирования.

Обсудите с программистами методы защиты особо ценной для Вас информации.

Запрет на копирование. Наиболее распространенные способы не требуют дополнительных затрат, и их может применить любой программист. Это:

  • запрет кэширования (сохранения информации в буфер обмена);
  • запрет копирования элементов страницы;
  • запрет выделения текста и его копирования с помощью клавиш Ctrl + C;
  • ограничение функции сохранения картинки;
  • защита от копирования модальными окнами;
  • кодировка исходного кода страницы.

Нанесение на электронное изображение «водяных знаков». Если Вы выкладываете на сайте документы или изображения, их можно защитить «водяными знаками» или надписями с указанием правообладателя. Например, так поступила кондитерская «Алтуфьево», поместившая на сайте каталог своих тортов. Чтобы фотографии изделий не использовали другие кондитерские, компания на каждое фото нанесла свой логотип, заходящий на изображение торта. Такой вариант защиты фотографий применяют и большинство цветочных интернет-магазинов.

Выкладывайте графику в низком разрешении. Это сделает копирование графических объектов для профессионального использования бессмысленным. Так поступает, например, агентство Fotobank: желающие опубликовать фотографии в СМИ или использовать их в рекламе должны купить изображения в высоком разрешении.

Также можно поручить программистам разработать систему защиты от хакерских взломов. Нужна ли такая защита, зависит от ценности размещаемой информации. Бюджет – от 1000 руб. до нескольких миллионов долларов США. Но практика показывает: если опытные хакеры задались целью взломать Ваш сайт, они своего добьются.

Как подготовить информацию к публикации на сайте.

Порядок работы с информацией можно описать во внутреннем документе. В нем нужно указать, что считается конфиденциальной информацией, какие этапы обработки она должна пройти перед публикацией, какие категории данных есть в компании и какие группы лиц имеют право доступа к информации той или иной категории.

Установите уровни конфиденциальности информации. Информацию можно разделить на две группы: общедоступные сведения и данные, доступ к которым имеет ограниченный круг лиц. Защищать нужно информацию, доступную не всем (скажем, только сотрудникам или только клиентам компании).

Поручите программисту или разработчику сайта обеспечить разные уровни доступа для сотрудников и клиентов. Например, сведения о структуре компании, внутренние нормативные акты, инструкции и телефонный справочник должны быть доступны сотрудникам организации, но закрыты для более широкого круга лиц. Целесообразно разделить всех сотрудников на группы, имеющие разные режимы доступа к информации:

  • руководители высшего звена (имеют доступ ко всей информации);
  • руководители отделов (имеют доступ к профильным и общим сведениям);
  • все остальные сотрудники (имеют доступ к общим сведениям).

Клиентам обычно предоставляется информация о ценах и скидках. Если Вы не хотите, чтобы этими данными воспользовались конкуренты, но Вам надо, чтобы клиенты всегда были в курсе цен и специальных акций, сделайте информацию доступной только для клиентов (зарегистрированных пользователей). Для этого регистрируйте клиента на сайте при первой покупке или в ходе предварительного общения с ним менеджера.

Определите порядок согласования всей размещаемой на сайте информации. Порядок может быть таким.
1. Сотрудник PR-отдела готовит информацию.
2. Руководитель юридического отдела проверяет сведения и при необходимости согласовывает их с соответствующими специалистами (например, с финансовым директором).
3. Если информация признана юристами и специалистами по финансам особо ценной для компании, публикацию утверждает Генеральный Директор.

Что делать, если информацию с Вашего сайта уже украли
1.
Соберите доказательства кражи. Например, если речь идет об использовании изображения с Вашего сайта в наружной рекламе, можно сфотографировать рекламные щиты или растяжки и привлечь третьих лиц для фиксирования факта нарушения.
2. Попытайтесь урегулировать вопрос в претензионном порядке.
3. Обратитесь в суд. Но прежде проанализируйте, стоит ли защита Ваших прав тех немалых усилий и времени, которые потребуются для ведения судебного процесса. Иногда легче смириться с произошедшим. В суд все же стоит обратиться в следующих случаях:

  • Вам нанесен существенный вред;
  • Вы хотите создать прецедент (чтобы другим неповадно было);
  • Вы хотите получить какую-либо выгоду (компенсацию ущерба и др.).

Например, менеджеры одного российского интернет-ресурса обнаружили, что на телевидении активно рекламируется новая передача, название которой совпадает с адресом их ресурса (зарегистрированный товарный знак). Руководство сайта не стало спешить и дождалось выхода передачи в эфир, после чего предложило телекомпании выкупить право на использование товарного знака за приличную сумму. Телекомпании, вложившей много средств в раскрутку проекта, ничего не оставалось, как согласиться с предложением. А интернет-ресурс, помимо денег, получил бесплатную телевизионную рекламу своего названия. См. также: Как российские компании защитили свои сайты (примеры из судебной практики).

Интервью размещено на сайте журнала Генеральный директор.




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок