26.09.2011

"Войти в мировые рейтинги смогут только большие вузы". Интервью директора ИБДА РАНХиГС С.П. Мясоедова

Одна из мер по модернизации профессионального образования, предложенная в ходе доработки Стратегии-2020, - оптимизация сети вузов. О последствиях их укрупнения в интервью РИА Новости говорит первый проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) Сергей Мясоедов.

- Сергей Павлович, курс на укрупнение вузов, по сути, уже взят. Слияние вузов объясняют необходимостью повышать качество образования. Но не получится ли так, что слабые вузы и колледжи, наоборот, "потянут" вниз те учебные заведения, к которым их присоединяют?

- Плюсы и минусы централизации и децентрализации описаны и хорошо известны. Централизация позволяет объединить ресурсы и таким образом обеспечивает прорыв. У децентрализации - свои преимущества: прежде всего, гибкость и способность быстро адаптироваться под малые сегменты рынка.

В нашей стране стоит задача создания вузов мирового уровня, а для этого нужно обладать ресурсами. Поэтому централизация – объективный процесс: мы не сможем без нее выйти на серьезный уровень конкурентоспособности с ведущими университетами мира. Другой вопрос, что в ходе объединения вузов нельзя потерять достигнутое – преподавателей с рыночной ментальностью, эффективные хозрасчетные учебные и научные подразделения, университетские бизнес-школы, обладающие значительной финансовой и оперативной самостоятельностью. Они должны вписаться в новую структуру.

Процесс объединения университетов идет во всем мире. Ведущие британские университеты – Кембридж и Оксфорд - достаточно велики, концентрируют огромные финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. Но в то же время их научным центрам и колледжам удается сохранить высокую степень независимости и самостоятельности.

Задача в том, чтобы реализовать современную европейскую, а не азиатскую модель централизации, которая с одной стороны, позволяет объединить ресурсы, а с другой – оставляет отдельным институтам, бизнес-школам, факультетам пространство для принятия решений и гибкой адаптации к требованиям рынка.

- Год назад было объявлено о слиянии Академии народного хозяйства и РАГС. Нынешняя вступительная кампания уже проходила под новым брендом РАНХиГС - объединенной Президентской академии. Как прошел набор?

- Если честно, мы не ожидали, что объединение академий даст настолько сильный синергетический эффект – такого интереса к высшему образованию в каждой из объединившихся академий по отдельности я не припомню. Конкурсы на программы высшего образования были просто астрономическими. Всего в бакалавриат и магистратуру принято 1600 человек (и на бюджет, и на коммерческую форму) – почти в 2 раза больше, чем в прошлом году, хотя нам добавили только 200 бюджетных мест. На наиболее популярных вузовских факультетах – международного бизнеса и делового администрирования, социальных и экономических наук - проходной балл ЕГЭ на "бюджет" по трем предметам превысил 250. В общем наборе доля "внебюджетных" студентов колеблется от факультета к факультету в пределах 60-65%, что в условиях демографической ямы неплохо.

Набор на программы дополнительного образования продолжается и, по моим прогнозам, превысит показатели прошлого года на 10-20%.

- До объединения АНХ и РАГС были сосредоточены преимущественно на послевузовском управленческом образовании по своим профилям. Будут ли изменения? И как "уживутся" в одном вузе будущие чиновники и бизнесмены – ведь с недавних пор их даже стали готовить по разным государственным стандартам.

- Наша ниша – обучение в течение всей жизни, доля программ высшего образования составит около 40%, дополнительного – около 60%.

Академия будет универсальной площадкой подготовки менеджеров для государственного и частного сектора и экономики, и я не вижу смысла в противопоставлении их будущих мест работы. К сожалению, в России предприниматели и государственники до сих пор смотрят друг на друга с большим недоверием, но система их ценностей должна сближаться, иначе не может быть речи о частно-государственном партнерстве. Кстати, программы МВА и МРА – постдипломное образование соответственно для менеджеров и чиновников - сближаются во всем мире. Если раньше сходства в их содержании составляли 10-15%, то сейчас – 50% и более.

- Перед объединенными вузами ставят задачу включение в мировые рейтинги. Насколько эти задачи выполнимы с учетом того, что пока наши вузы теряют позиции в международных рейтингах?

- Это сложная задача. Во-первых, потому что в мировых рейтингах нас не особенно ждут – там довольно жесткая конкуренция. А во-вторых, надо менять ментальность, перестать красиво объяснять нашу закрытость национальными интересами, соображениями безопасности и страхом потерять традиции.

На мой взгляд, главный критерий оценки качества – способность вуза экспортировать свою продукцию. Если в университет едут учиться иностранцы, причем их привлекают не демпинговыми ценами, а качеством образования и научных разработок - это объективная характеристика вуза мирового уровня.

Материал подготовила Елена Кузнецова, специально для РИА Новости.

Источник: http://ria.ru/education/20110926/443922086.html




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок