12.04.2012

«Рейтинги российских бизнес-школ: есть ли будущее?» Статья декана ФСУ ИБДА РАНХиГС А.Н. Чеканского

  1. Насколько достоверна информация о российских бизнес-школах, представленная в различных рейтингах?
  2. Рейтингами каких организаций и СМИ следует руководствоваться потенциальным слушателям при выборе бизнес-школы?
  3. Возможно ли обеспечить объективность информа- ции в ходе составления рейтингов?

В отдельных случаях российские рейтинги могут давать более объективные оценки, в других — гораздо менее объективные. Но в целом вероятность попасть в слабую школу бизнеса на низкокачественную программу МВА, ориентируясь на первые места в рейтингах, очень велика.

Главная проблема заключается в том, что российские рейтинги составляются непрофессионально. Во многих случаях рейтинги формируются по непонятным, не отражающим реальную ситуацию методикам. Но даже при отсутствии к методикам особых претензий результатам рейтингов не может быть никакого доверия. Например, уважаемое издание «Секрет фирмы» составляет рейтинг российских школ бизнеса на основе опроса их выпускников по методике, одобренной не менее уважаемой компанией PricewaterhouseCoopers. Но как проходит сбор информации? Школы бизнеса получают от журнала анкету и сами рассылают ее своим выпускникам, потом сами собирают заполненные анкеты и отсылают обратно в «Секрет фирмы».

Представляете, какие открываются возможности для фальсификации? Недобросовестное руководство школы бизнеса (к сожалению, бывает такое) может провести селекцию полученных анкет, отобрав десяток самых лучших, а в отдельных случаях может само заполнить несколько анкет от имени своих слушателей (а кто проверит?). Подобные рейтинги, базирующиеся на непроверенной информации, технологии сбора которой допуска-
ют ее фальсификацию, наносят колоссальный урон российскому бизнес-образованию, подрывая его престиж в глазах деловой общественности и дезориентируя абитуриентов бизнес-школ.

Известные зарубежные рейтинги заслуживают большего доверия. Это рейтинги изданий Financial Times, Business Week и другие. Среди них особую значимость для российских абитуриентов имеют рейтинги французского международного агентства Eduniversal, так как они включают российские школы и программы в число всех оцениваемых программ МВА и школ бизнеса мира.

Абитуриентам российских бизнес-школ можно посоветовать также ориентироваться на наличие у программ МВА международных аккредитаций (AACSB, AMBA, EPAS). Это своеобразный знак качества и свидетельство международного признания. Получить такую аккредитацию очень непросто. Это под силу только действительно сильным школам с учебными программами самого высокого качества.

Наверное, и российские рейтинги могли бы быть более объективными. Для этого необходимо присутствие нескольких категорий, встречающихся исключительно редко: профессионализм людей, формирующих рейтинги, знание ими реальной ситуации в российском бизнес-образовании и развитое чувство ответственности за качество и результат своей работы.

Опубликовано в журнале "МИР MBA", № 1(04) 2012




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок