"Что происходит с рынком бизнес-образования в России?" Интервью Директора ИБДА РАНХиГС С.П. Мясоедова

" />

05.04.2019

"Что происходит с рынком бизнес-образования в России?" Интервью Директора ИБДА РАНХиГС С.П. Мясоедова

Тема бизнес-образования в России на протяжении почти двух десятков лет вызывает большой общественный интерес, который находит свое отражение во множестве публикаций, как «за», так и «против». Нередко, в тех и других можно встретить искаженную информацию, необоснованные прогнозы, а то и просто вымыслы.

О том, что в действительности происходит с российскими программами МВА, какова реальная ситуация на этом рынке в 2019 году рассказывают руководители ведущих бизнес-школ страны, которые во многом определяют современное лицо российского бизнес-образования.

На вопросы портала «МВА в Москве и России» (MBA.SU) отвечает директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

ВОПРОС:  Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка программ МВА и Еxecutive МВА? Каков Ваш прогноз по спросу на них на ближайший год?

Сергей Мясоедов: Рынок бизнес образования не однороден. В разных сегментах (дипломные программы МВА, короткие программы, тренинги и т.п.) он развивается по-разному. В сегменте качественных программ МВА и ЕМВА лучших российских бизнес школ второй год наблюдается рост наборов. Об этом говорят руководители ведущих школ. У ИБДА РАНХиГС, где на МВА/ЕМВА сегодня учится более 800 человек, прирост набора выражался в двузначных цифрах.

Рост спроса косвенно подтверждает «волна околообразовательной пены», заполонившая рынок программами псевдо МВА ( так называемых «Мини-МВА», «МВА для практиков», «МВА за полгода», «за месяц», «за неделю» и прочим программным мусором по бросовым ценам. Мне это сильно напоминает бангкокский базар, где всегда толпится множество покупателей, стремящихся за десяток долларов купить поддельные швейцарские часы «Брегет» или «Ролекс».  

На фоне роста "up and down" ценовых и качественных страт, спрос на программы МВА среднего ценового диапазона и среднего качества, судя по всему стагнирует. Очевидно, что клиенты становятся разборчивее. У серьезных бизнесменов растет понимание, что скупой платит дважды и нужно ориентироваться на брендовые школы с международными аккредитациями «Тройной короны» и аккредитацией НАСДОБР.

Если же давать прогноз, думаю, что в ближайший год-два рынок МВА/ЕМВА продолжит свой умеренный рост по отдельным сегментам. В отношении более длительной перспективы с учетом перспектив и хода экономического развития ожидания более сдержанные.

...

Чему учить современных российских менеджеров?

ВОПРОС: Скорость изменений, происходящих в бизнесе многократно возросла. Соответственно, растет запрос на самые свежие знания и практики. Каких знаний, на Ваш взгляд, не хватает современным российским менеджерам?

Сергей Мясоедов: В описании современной деловой среды появился емкий термин: «VUCA»  - сокращение от четырех английских слов: «Volatility» (Волатильность) - «Uncertainty» (Неопределенность)  - «Complexity» (Сложность) - «Ambiguity» (Двусмысленность). Каждое из этих слов - это вызов для менеджеров. Бизнес школы должны дать знания, которые помогут ответить на эти вызовы.

VUCA меняет подходы и структуру стратегического менеджмента. Программы МВА должны делать акцент на «Аджайл», с его адаптивной гибкостью и понижением дистанции власти.

Современное лидерство связано с развитием эмоционального интеллекта. Без этого элемента трудно представить современную МВА.

Нейронауки раздвигают горизонты личностного роста руководителей, о чем на последнем Гайдаровском форуме говорил известный европейский исследователь этих процессов и преподаватель ИБДА РАНХиГС профессор Стивен Полманс. Открытия современной нейронауки должны войти во все программы МВА.

На смену традиционной кросс-культуре и мультикультурного восприятия мира на макроуровне мы должны дать российским менеджерам алгоритмы локализации лучших мировых практик на микроуровне. С учетом специфики России, что должно стать смысловым драйвером экспортного потенциала.

Только ленивый не рассуждает сейчас о прорывных технологиях и цифровой экономике. блокчейне, бигДате, искусственном интеллекте и др. Программы МВА должны научиться давать российским менеджерам конкретные алгоритмы и инструменты использования новейших технологий в интересах бизнеса.

...

О практикоориентированности бизнес-образования

ВОПРОС: Бизнес-школы прилагают много усилий чтобы понять, какой контент программ МВА и ЕМВА в наибольшей степени отвечает запросам бизнеса. Как правило, бизнес не слишком активен в формировании таких запросов, ему некогда. Как в Вашей бизнес-школе происходит трансфер знаний и практик?

Сергей Мясоедов: Я не согласен с тезисом, что бизнес не слишком активен. Если вы работаете не только с современными окологосударственными монополиями, а выходите на рынок В2С, где клиенты платят свои деньги из собственного кармана (он дает ИБДА 75% наборов на МВА/ЕМВА), вы получаете постоянный и заинтересованный диалог с учащимися, которые время все время дружелюбно подсказывают, что надо менять. Приводят новых клиентов, рекомендуют тренеров и преподавателей, которые впечатлили их или их друзей. Предлагают новые IT-решения и инструменты. Малейший разрыв в диалоге и ваши наборы начинают таять, как снег весной.

Бизнес школам пора понять, что в постиндустриальной экономике роль драйверов играют не монополии, а малые, средние и крупные национальные компании-инноваторы. Надо учиться с ними работать. Будет меньше пиар-трескотни и амбициозных Потемкинских деревень (что многих пугает). И намного больше пользы и позитивного развития в интересах реального рынка. 

...

Это модное слово - цифровизация

ВОПРОС: Стало модно говорить о цифровой трансформации экономики и необходимости изменения образовательных программ. Какие изменения должны быть внесены в программы МВА? Будет ли «цифровой крен» в бизнес-образовании означать перенос фокуса на подготовку управленцев только для крупного бизнеса?

Сергей Мясоедов: Повторюсь, я убежден, что реальным драйвером постиндустриальной экономики является малый, средний и крупный (не крупнейший) бизнес. Здесь в нашем варианте «гаражной» экономики рождаются не очень заметные поначалу, но прорывные российские фирмы - «Скрытые чемпионы 21 века». В цифровую эпоху слово лидер все менее тождественно слову «гигантский». И все более - слову «инновационный». Возьмите семейную фирму выпускников ИБДА РАНХиГС «ДорХан» (в расшифровке «Двери Ханина»), которая за десяток лет завоевала качеством работы до половины подмосковного рынка роль ставен и дверей, открыла производство и сбыт в Китае, Италии и еще нескольких странах Европы. Там эффективность операций рассчитывает компьютер по заданному алгоритму, а полсотни складов продукции, раскиданных по миру, представлены на большом компьютерном экране. Там вас не покидает ощущение, что вы не в Подмосковье, а где-то на шоу-кейсе в «Кремниевой долине».

...

Куда идет бизнес-образование?

ВОПРОС: В последнее время высказываются мнения, что бизнес-образование мигрирует в корпоративный сегмент и консалтинг. Планирует ли Ваша бизнес-школа индивидуально работать с кейсами каждого слушателя в режиме консалтинга?

Сергей Мясоедов: Все 30 лет своей работы на рынке России ИБДА делал акцент на развитии среднего и крупного бизнеса и этот акцент сохраняется. Одновременно, в последние 5-6 лет мы решили активнее войти в сегмент корпоративных программ для крупнейших предприятий страны.  Мы признательны Сбербанку, Россельхозбанку, Росатому и Татнефти за сотрудничество по разработке и запуску ряда прорывных инновационных программ.

Что касается индивидуальной консультационной, коучинговой и консаучинговой деятельности, то этим ИБДА, как бизнес школа, пока заниматься не собирается.  Мы не верим в возможность качественной «всеядности» на нишевом рынке.  Однако, это не значит, что ИБДА не помогает клиентам, когда они к нам обращаются за консультациями. Мы просто рекомендуем лучших специалистов-практиков, работающих в составе нашего преподавательского коллектива. К слову, делают это дешевле, чем могла бы сделать сама бизнес школа. Вообще, как говорит наш научный консультант, Доктор Ицхак Адизес, цель бизнеса (а тем более бизнес школы) - не прибыль, а благодарность и лояльность выпускников. А она, если Вы ее добьетесь, приносит и поддержку и прибыль.

...

Дистанционное обучение «заменит всё»?

ВОПРОС: Есть ли предел внедрению в образовательный процесс на МВА и ЕМВА дистанционных технологий? Какова доля такого обучения в программах Вашей бизнес-школы?

Сергей Мясоедов: Мы очень серьезно относимся к дистанционному обучению. И внимательно следим за дистанционным «Университетом Минерва», который уже «откусил» от американского рынка высшего образования порядка 20 процентов, а в последние 2 года успешно штурмует сегмент «Лиги плюща».

Вместе с тем, мы убеждены, как и подавляющее большинство лидирующих бизнес школ мира, что для обучения взрослых лидеров чисто дистанционного обучения недостаточно. Особенно в отношении отработки тацитных навыков и инструментария «мягкой силы».

Здесь надо сочетать очные занятия и дистанционную компоненту, причем, весьма жестко методически отслеживаемую. В программе для руководителей региональных отделений Россельхозбанка мы решали задачу максимального сокращения времени занятий в Москве при сохранении высокого качества, включая элемент инновационных озарений (то, что за рубежом называют эффектом Гарвардского «Вау!»). Эта работа привела нас к необходимости создания специальной лаборатории видеозаписи для управленческих программ, что было недешево. Но без этой инвестиции нам бы не удалось выдержать достойное качество.

В прошлом году мы вывели на открытый рынок МВА первую в России blended-программу в премиальном ценовом сегменте, и первый блин получился совсем не комом. Думаем еще о ряде продуктов. Наконец, мы считаем, что дистанционное обучение дает возможность для реализации составного элемента миссии ИБДА РАНХиГС, где особое место занимает акцент на социальную ответственность. Поэтому мы ищем способы выложить в открытую сеть бесплатные лекции и выступления наших преподавателей и уникальных гостей.

...

О планах на кампанию 2019 года

ВОПРОС: Каких основных показателей Ваша бизнес-школа планирует достичь в 2019 г.?

Сергей Мясоедов: ИБДА завершает четвертый этап своего стратегического развития в 2020 году. Мы активно работаем над нашими новыми задачами, в том числе связанными с еще большим повышением интернационализации.

Нас более чем устраивают нынешние наборы на программы МВА/ЕМВА, как на русском, так и на английском языке. Уровень в 800 учащихся на программах МВА/ЕМВА в премиальном сегменте открытого рынка - это вполне достаточно. Дальнейший рост - это необходимость увеличения управленческой команды, мы на него не пойдем. Поэтому мы поднимаем планку требовательности к поступающим и учащимся, поднимаем входной конкурс с 1,2 до 1,3 человека на место. Для программ уровня МВА, поверьте, это много. Другой инструмент - повышение цены. Мы к нему за последнее десятилетие уже прибегали. Но цены и прибыль, как я говорил не наша цель. Могу определенно сказать, что переходить на валютную фиксацию уровня цен или гнаться за супер-высокими ценами ведущих европейский и американских бизнес школ мы не планируем. 90 процентов наших учащихся работает на российских предприятиях и живет в рублевой зоне.

Мы начали кардинальную переработку содержательной и методической составляющих программ МВА и ЕМВА, еще больше ориентируя их на практику и карьерный рост выпускников. Мы гордимся, что по Народному рейтингу MBA.SU выпускники ИБДА уже почти десятилетие входят в лидеры по скорости карьерного роста и роста доходов.

Мы планируем активнее заняться прикладными исследованиями. И, думаю, что в ближайшее время в ИБДА появится Лаборатория по исследованию особенностей российского менеджмента. Мы также надеемся, что при поддержке СБЕРБАНКА и ряда других крупнейших игроков российского рынка мы откроем в ближайшее время Международную лабораторию поведенческих наук, где, как я очень надеюсь, научным руководителем станет блестящая Татьяна Владимировна Черниговская.

ИБДА - довольно большая для России бизнес школа с общим количеством учащихся более 2000 в год, количеством выпускников 35 000 человек, активной Ассоциацией выпускников в 6 тысяч человек. В течение 30 лет ИБДА был не только полностью самоокупаемым, но и сохранял солидный уровень рентабельности. Это часть нашей ценностной системы. Мы считаем, что учить зарабатывать деньги на практике может лишь тот, кто сам это умеет делать. Показатель прироста доходов ИБДА на ближайшее десятилетие мы планируем на уровне примерно 5-7 процентов в год. Это при нашем немалом обороте обеспечит достаточные ресурсы для развития бизнес школы и ее стабильность. 

Источник





Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок