06.08.2018

Интервью директора программы Магистратуры ИБДА РАНХиГС "Международные отношения" к. э. н. Андрея Коршунова:  мы не планируем массовое производство специалистов.

Состоялся первый выпуск Магистратуры «Международные отношения», которую проводит Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Подробнее о программе рассказал директор программы к. э. н. Андрей Коршунов.

– Как была организована программа «Международные отношения» Президентской академии? Ведь специалистов по международным отношениям готовят многие вузы.

– Наша программа немного иная. Еще три года назад декан Факультета международных отношений ИБДА РАНХиГС Ирина Львовна Тимонина обратила внимание, что в последние годы международные отношения из сферы сугубо гуманитарных становятся все более технологичными. Несколько лет назад никто и подумать не мог, что твиты американского президента смогут обострять отношения между странами, обрушивать рынки.  Сегодня это уже никого не удивляет.

Цифровые технологии стали одним из действенных инструментов международной политики. Один из наиболее болезненных вопросов в отношениях между нами и США – это обвинение в адрес России, что хакеры взломали серверы Демократической партии и подтасовали результаты голосования на выборах президента США. «Цифра» стала неотъемлемым элементом глобальной системы международных отношений. Так, в 2015 г. у нашего декана возникла идея создать в Академии программу магистратуры «Международные отношения» с двумя «опорными точками»: большие данные (big data) и Евразия.

– Вы решили ограничиться изучением одного региона? Готовите узких специалистов по Евразии?

– Специалиста по Евразии «узким» никак не назовешь. А выбор здесь вполне понятный. Россия – одно из крупнейших государств Евразии и взаимодействует со всеми странами, которые находятся на этом мегаконтиненте. Евразийская интеграция – это тренд, связанный не только с экономическими, но также с политическими и социальными процессами.

– А большие данные?

– Когда проект программы только обсуждался, это была одна из самых хайповых тем: вот-вот все действия, все процессы будут оцифрованы, появятся большие данные, и анализирующие алгоритмы кратно повысят результативность деятельности в разных сферах. Сейчас мы уже понимаем, что в этой области, как и в любой другой, свои сложности и не все идеи могут быть реализованы сегодня, но технологии развиваются.

На технологиях базируются такие «тектонические» процессы, как глобализация и интеграция. Более того, можно сказать, что современные технологии делают планету меньше, ускоряя коммуникации. Сегодня фактически любой проект может быть реализован командой, находящейся в разных точках планеты. Наоборот, благодаря тому, что разные сотрудники могут находиться в различных часовых поясах и работать каждый по своему графику, вся команда может работать практически непрерывно.

Не учитывать эти перемены невозможно. Поэтому, разрабатывая концепт нашей магистратуры, мы исходили из того, что в международных отношениях активно развивается глобальный тренд на цифровизацию. А Россия в рамках Евразийской интеграции активно развивает связи как с нашими партнерами на Западе, так и на Востоке, и становится центром интеграционных процессов на евразийском континенте.

– Каких результатов удалось добиться?

– В сентябре 2016 г. мы набрали «пилотную» группу из 18 человек. В первой версии нашей программы было три трека. Первый – кросс-культурное взаимодействие в странах Евразии. Второй трек – интеграционные процессы, где студенты разрабатывали свои проекты, обсуждали и учились у представителей Министерства экономического развития, Евразийской экономической комиссии, Всемирного банка. Мы приглашали их рассказывать нашим студентам об интеграции, и какое место в этой парадигме занимает Россия. Третий трек, конечно же, аналитика, причем ее прикладной аспект, связанный с анализом больших данных.

В нынешнем варианте программа «Международные отношения» РАНХиГС состоит из пяти учебных модулей, и ключевой модуль посвящен лидерству и личностному развитию.

Магистратура «Международные отношения»: мы не планируем массовое производство специалистов– Почему именно лидерство – международник непременно должен быть лидером? Этому можно научить?

– Потому что, и наш опыт это подтверждает, многие инициативы заканчиваются ничем именно из-за отсутствия лидера. Человека, который умеет вести за собой, заражать людей своим видением будущего.

Как и любой вид человеческой деятельности лидерство можно рассмотреть, объединив врожденные качества человека и приобретенные (сформированные) навыки. Приобретенные можно и нужно развивать – через тренинги, через опыт руководства коллективами равных в учебных проектах с обратной связью. Мы стараемся, чтобы за два года у каждого студента была возможность поруководить командой, побыть и лидером, и членом команды – и в итоге сформировать свой стиль лидерства, наработать свои лайфхаки. Лидерство – это умение, выработанное человеком на основе его личностных характеристик.

– Какое место уделяется в ходе программы новым технологиям?

– Технологии мы собрали в учебный модуль «Аналитические модели». Мы погружаем наших студентов в технологическую экосреду, технологические процессы. И затем наблюдаем удивительное явление. Обладая базовыми знаниями по математике и представлением, как работают различные языки программирования и написанные на них программы, с одной стороны, а с другой – понимая, как работают международные отношения, международный бизнес, наши студенты начинают использовать и создавать аналитические модели международных политических, экономических процессов и явлений. А это, в свою очередь, в не столь отдаленной перспективе позволит им предлагать странам и бизнесу новые решения международных задач.

– Почему международников стали готовить в бизнес-школе – в ИБДА РАНХиГС? Какая взаимосвязь между бизнесом (и деловым администрированием) и международными отношениями?

– Как раз на современном этапе международные отношения во многом неотделимы от бизнеса. Хотя правильнее сказать, что международные отношения и бизнес всегда были элементами одной системы. Даже не заглядывая далеко в историю. В XX в. борьба за нефть приводила и к формированию международных коалиций и к тому, что целые страны оказывались стерты с карты мира.

На сегодняшний день процесс продолжается. Бизнес оказывает влияние на политиков и международные процессы, а они, в свою очередь, имеют значительное влияние на бизнес и его эффективность. Транснациональные компании являются полноценными игроками на международной арене, особенно в странах с развивающимися рынками. Простой пример: потребители рейтингов Fitch, Moody’s – как международный бизнес, так и государства. Оценивая риски на различных рынках, агентства оценивают и политические риски, политических режимов. Вот и международные отношения – это отношения между странами, между бизнесами, между глобальными корпорациями.

– Но если говорить о рейтинговых агентствах, то их выводы тоже нередко оказываются политизированными.

– Конечно, в какой-то части. И поэтому следует правильно интерпретировать их рекомендации. Понятно, что любое рейтинговое агентство выстраивает свои оценки на основе анализа данных. Но в каждом рейтинговом агентстве есть пулы экспертов, и это конкретные живые люди. У них есть собственное оценочное восприятие, сформированное в том культурном слое, в каком они существуют. Субъективный фактор присутствует всегда.

– Вы хотите сказать, что международные рейтинги надо читать с поправкой на то, кто его составлял?

– Конечно. Для того чтобы вести бизнес и любые переговоры на политическом уровне между странами, в рамках мировых организаций, необходимо понимание культурного кода, традиций, менталитета. Для формирования этого понимания у нас есть учебный модуль «Культурные коды». Мы приглашаем преподавателей из разных стран, чтобы студенты смогли прочувствовать различия. Мы стараемся, чтобы наши студенты усвоили и ощутили, что разные страны – это разный менталитет, разные правила игры. Понимание этого и формирует профессионала-международника.

– Но приглашают иностранных преподавателей и другие вузы, которые готовят международников. В чем уникальность вашей магистерской программы?

– В нашей программе «Международные отношения» уникальное сочетание гуманитарных знаний по международным отношениям и глобальному бизнесу с аналитически-техническими навыками. Мы отталкиваемся от личности. Есть люди, которые разбираются в международных отношениях, есть технари, а еще есть те, кто может поставить задачу, могут за собой повести, организовать и эти компетенции приспособить к делу – это деловые люди. Вот это сочетание – уникально. И наши выпускники понимают, что уникальность как раз в этом сочетании.

– Сколько стоит обучение по вашей программе?

– Обучение по программе стоит 385 тыс. руб. в год. Для самых сильных абитуриентов есть бюджетные места. Действует система скидок по принципу «чем лучше учишься, тем меньше платишь». По сводному рейтингу после каждой сессии лучшие студенты получают довольно внушительные скидки на обучение.

– Как вы отбираете слушателей на программу «Международные отношения» РАНХиГС?

– Мы определили три компетенции, которые, на наш взгляд, необходимы для успешного развития карьеры международника в цифровую эпоху. Первая – это знание международных отношений. Нельзя стать специалистом, не имея базовых понятий о том, как развивалась мировая экономика, международные отношения в самом широком смысле. Это мы определяем в ходе тестирования. Потом – базовая компетенция, которой обязан обладать любой международник – это английский язык. Мы проверяем, как абитуриенты умеют коммуницировать – писать, говорить, выражать свои мысли на английском языке. Наконец, для успешной аналитики нужны знания по математике и анализу.  Поэтому мы проверяем логику, понимание базовых понятий и математики.

Это как раз наше желание оценить и правое, и левое полушарие.  Я хочу подчеркнуть, мы не готовим классических дипломатов. Мы готовим международников и аналитиков, незаменимых экспертов для бизнеса и государства. Когда у предпринимателя или государственного деятеля есть уверенность, что его сотрудник и коллега может ему объяснить, как себя вести и позиционировать на международных переговорах, что сказать для того, чтобы снизить риски и получить желаемый результат, обоснует лучшие варианты решений исходя из анализа ситуации, культурного фрейма – это очень ценно. В этом и заключается роль специалиста-международника, который будет все больше и больше востребован на глобальном рынке. Уже сейчас запрос на квалифицированную и талантливую молодежь растет, и мы обоснованно считаем, что мы и есть кузница этих самых талантов.

– Вы намерены увеличивать количество мест на программе?

– Будем наблюдать за рынком. Мы не планируем массовое производство специалистов. Лидер-международник в цифровую эпоху – это сложное сочетание навыков, которые нужно развивать.  Это довольно узкая и элитарная профессиональная ниша.

Будем исходить из того, что миссия нашего института – это подготовка социально ответственной управленческой элиты. Мы хотим помочь действующим предпринимателям побороть опасения, связанные с выходом на международные рынки, с одной стороны, а с другой – подготовить новое поколение международников и предпринимателей, готовых вести бизнес глобально.

Поэтому следующий наш шаг – это сделать программу, которая позволит нашему малому и среднему бизнесу начать двигаться в сторону глобального бизнеса. Если, условно говоря, 10, 20, 100 тысяч предпринимателей будут расти на 15–20% в год за счет работы на международных рынках, то экономика страны будет расти вместе с ними на 5–10%. Я считаю, этот тренд наш институт принял тридцать лет назад и будет вести дальше. Главное быть немного, на шаг, впереди всех. Формировать тренды и как глобальная корпорация, создавать спрос.

Источник




Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок